ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования мультимедийных средств обучения в проектной деятельности учащихся образовательных организаций 5
1.1. Понятие проектной деятельности в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Виды и функции мультимедийных средств обучения 15
1.3. Опыт организации проектной деятельности учащихся по технологии 23
Выводы по Главе 1. 33
ГЛАВА 2. Методика применения мультимедийных средств обучения в проектной деятельности по технологии 35
2.1. Анализ учебной программы по технологии 35
2.2. Этапы проектной деятельности учащихся 43
2.3. Перспективно-тематический план изучения раздела 49
2.4. Методы применения мультимедийных средств обучения 59
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 82
4,500 руб.
В современном мире – мире компьютерных технологий широки возможности использования информационно-коммуниктиционных технологий (ИКТ), в том числе в сфере образования. Действительно, применение ИКТ в обучении ниболее полно соответствует современным требованиям ФГОС, помогает управлению процессом познания обучающихся. Успех зависит от методически грамотной организации и реализации данного процесса, что, безусловно, способствует развитию личности в целом. В нашей работе особый интерес привлекает решение задач применения мультимедийных средств обучения в образовательной области «Технология».
Цели технологической подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений направлены на овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей,формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
Эффективной формой организации образовательной среды учебного предмета «Технология», способствующей достижению обозначенных целей, является проектная деятельность.
Теория проектной деятельности в процессе обучения рассматривалась в трудах Блонского П.П., Игнатьева Б.В, Иорданского Н.Н., Каптерева П.Ф. Килпатрик У.Х., Матящ Н.В., Полякова П.Р., Рубцова В.В., В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.Н. Шульгина и др.
Теория и методика применения мультимедийных средств обучения исследовалась учеными Алексеева В.Д., Андреева А.А., Апостола Н. А., Барабанщикова А. В., Давыдова Н. А., Егорова Ю. Н., Захаров И. Г., Клемешова Н. В., Молянинова О. Г., Осин А.В. и др.
Проблемы технологического образования и пути их решения выделены и обоснованы в работах Апутов П.Р., Бабина С.Н., Каунова А.М., Нефедова В.И., Пичугина Г.В., Усова А.В. и др.
Несмотря на глубокую разработанность проблемы применения мультимедийных средств обучения, вопросы ее решения в проектной деятельности по технологии остаются открытыми, что и определило тему нашей дипломной работы "Применение мультимедийных средств обучения в проектной деятельности по технологии".
Объект исследования – технологическая подготовка учащихся в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования – использование мультимедийных средств обучения в проектной деятельности учащихся по технологии.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты применения мультимедийных средств обучения в проектной деятельности и разработать методику их использования в проектной деятельности по технологии.
4,500 руб.
Общие выводы по работе состоят в практическом подтверждении факта о том, что мультимедиа технологии способствуют росту культуры восприятия в процессе извлечения и обработки информации. Интегрированные в образовательный процесс, в частности в проектную деятельность, средства интерактивного контента несут в себе помимо учебно-информационной ценности – существенный воспитательный аспект в процессе которого достигаются базовые основы социальной и коммуникативной адаптации личности, уважительное отношение к труду, коллективу, нацеленность на результат. Мультимедиа не только позволяют сделать проектную работу более продуктивной, зрелищной, эстетически привлекательной, но и способствует активации мыслительных процессов подсознания за счет приемов психологического воздействия на зрительные, слуховые анализаторы. Это позволяет активировать эмоциональную сферу учащихся, развить в нем творческую активность, путем воспитание культуры умственного труда.
Зафиксировано, что по итогам проектной деятельности учащиеся способны повысить уровень самооценки, адекватности само- восприятия с постепенным подходом к развитию критического мышления, индивидуализации и интенсификации в рамках учебного процесса. Проанализированный в работе проектный подход подтвердил образовательную привлекательность данного подхода для обучающихся. Это даёт право рекомендовать его использование в образовательных заведениях с целью повышения эффективности процесса обучения.
Гипотеза дипломной работы и основные результаты нашли подтверждения в ходе проведенного эксперимента и последующей апробации на учащихся 5-го класса общеобразовательной школы г. Владимира. По материалам апробации были сформулированы/опубликованы тезисные положения, которые были рассмотрены в качестве заявки- предложения по улучшению образовательного процесса школы. Заявка получила одобрение и принята к реализации, так как использование компьютерных , мультимедийных средств в процессе обучения не требуют существенных финансовых вливаний, но реально способствуют формированию в учащемся нестандартных подходов к процессу обучения и познания (оригинальные формы ответов, творческий, инновационный подход к учебе, азы овладения профессиональной и творческой речью, облегчает процесс сосредоточенности на сосредоточить форме/ предмете /способе достижения результата и т.д.) .
Степень решения и проработанности поставленных в работе задач достаточно высока, так как затрагивает технологические, обучающие, мотивационные и психологические аспекты, однако прослеживается необходимость в дальнейшем наблюдении, исследовании вопроса влияния /интеграции средств мультимедиа в проектную деятельность. В работе практически доказана закономерность между уровнем восприятия, эффективностью функционального и ресурсного планирования (от проекта до реализации изделия) и уровнем творческого мышление учащихся. Система образования, при применении подобного подхода к обучению имеет максимально вариативную структуру, состоящую из самостоятельных образовательных модулей соотношение которых можно менять. Педагог выступает, как стимулирующий объект эффективного получения знаний в ходе опытно-проектной деятельности. Как показал опыт, важным элементом внедрения инноваций с применением мультимедиа технологий в рамках проектной деятельности будет стратегия модернизации учебного процесса в основу которого положены приоритетные образовательные компетентности, полученную через опыт самостоятельного познания. В работе представлены варианты проектной деятельности с использованием нотационных подходов к мультимедиа контенту (сервисы сети Интернет, обучающие видеоролики, 2 D и 3 D технологии в анимации, функциональные приложения, web-тренажеры, Аудио-описания, образно-символические обозначения, интерактивные мастерские и т.д.). Подобное новаторство позволит повысить эффективность деятельности учителей, формированию ключевых компетентностей и, несомненно позволит учителям по предмету технология достичь должного уровня профессиональной активности при использовании мультимедиа технологий, как непременного условия повышения качества образования и успешного внедрения достигнуть высоких результатов.
Использование мультимедийных средств обучения в проектной деятельности это действительно перспективная педагогическая технология. В данном случае целесообразно усложнение и вариативность игровой, познавательной и творческой задач (например, брать ответственность, принять решение, ориентироваться в информации, расставлять приоритеты, быстро реагировать на изменения, ставить задачи и оценивать себя)...
4,500 руб.