ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 4
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ……….
1.1. Понятие творчества и условия его проявления в процессе обучения……………………………………………………….
1.2. Потенциал творческой активности учащихся в подростковом возрасте………..………………………………
1.3. Обобщение опыта учителей технологии по активизации творческого потенциала учащихся…………………………..
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ….…………………………………………….
2.1. Анализ содержания раздела «Конструирование и моделирование одежды» учебной программы по технологии…………………………………………………......
2.2. Методическая разработка урока в форме творческой мастерской по конструированию и моделированию одежды………...………………….............................................
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы……………
Выводы по главе 2 ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….........................
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………….........................................
4,500 руб.
Актуальность темы. Изменчивость современного мира побуждает нас отказываться от стереотипов, уметь успешно решать возникающие проблемы и оптимально изменять своё поведение. Это ставит новые задачи перед обществом по всесторонней подготовке гармонично развитой личности, которые могут быть разрешены лишь при условии максимальной активизации потенциала человека, его творческих возможностей, прежде всего тех из них, которые составляют ядро личности - самостоятельность, находчивость, критичность, целеустремлённость, настойчивость, инициативность и т.д.
В последние годы значительно возрос интерес к проблеме психологии «творческого потенциала человека» и «творческой уникальности личности человека». Этот интерес вызван еще и тем, что в условиях экономических, социальных и политических отношений возникают вопросы и проблемы, решение которых требует нестандартного, оригинального подхода, что определяет острую актуальность и масштабность проблемы психологии творчества как фактора развития личности. Актуальность изучения проблемы творческой личности обусловлена тем, что именно творческое своеобразие каждой личности является главным ресурсом развития общества, его истории и культуры.
Подростковый возраст является сенситивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Именно подростковый возраст является средой, где более динамично происходит самоактуализация и самореализация личности, появляются творческие возможности ее развития, рассматривать которые следует в контексте активности личности, которая есть форма, способ и возможность освоения мира.
Актуальность настоящего исследования обусловлена проблемой востребованности проявления молодёжью творческих способностей и активности в современном обществе высоких технологий. Образовательные стандарты ориентируют на создание в учебном процессе условий для проявления учащимися творческой активности и развитие у них творческого мышления. Однако в реальной школьной практике творческая активность учащихся может быть значительно выше.
Цель исследования: обоснование методики организации учебной деятельности учащихся на уроках технологии, направленной на развитие их творческой активности.
Объект исследования: процесс обучения школьников
Предмет исследования: методика организации учебной деятельности учащихся на уроках технологии
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-практические подходы к раскрытию содержания понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческая активность».
2. Раскрыть условия проявления учащимися творческой активности на уроках.
3. Обобщить опыт учителей технологии по развитию творческой активности учащихся.
4. Исследовать методические аспекты создания условий проявления учащимися творческой активности на уроках технологии.
5. Разработать методические материалы для проведения уроков технологии, создающих благоприятные условия для проявления и развития творческой активности учащихся.
Методы исследования: анализ литературных источников; метод обобщения независимых характеристик; наблюдение; беседа; анкетирование; педагогический эксперимент.
Структура исследования включает в себя введение, две основные главы, объединенные шестью параграфами, заключение, список литературы и приложения...
4,500 руб.
Проведенное исследование подтвердило его актуальность и позволило прийти к выводам о реализации поставленных целей и задач.
В психолого-педагогической науке существует несколько подходов к пониманию сущности творчества. Творчество - это психический процесс, направленный на создание новых ценностей материального и духовного характера. Оно имеет тесную взаимосвязь с творческой деятельностью, которая направлена на создание чего-то нового в процессе жизнедеятельности человека. Творческая деятельность учащихся является процессом овладения творческим опытом познания, создания и преобразования. Основными условиями ее являются благоприятная атмосфера школьного коллектива, поощрение творческих проявлений учеников; личный примера учителя; а также педагогические условия образовательного процесса (диспут, диалог, проблемная ситуация, метод проектов).
Творческая активность подростка предполагает, с одной стороны, способность к освобождению от обыденных представлений и запретов, поиск новых ассоциаций и самобытных путей, а с другой – развитый самоконтроль, организованность, способность к самодисциплине.
Современные педагогические и инновационные технологии в рамках изучения школьного курса «технология» оказывают значительное воздействие на повышение эффективности образовательного процесса, способствуя решению задач по воспитанию всесторонне развитой, творчески свободной личности учеников. Современная школа, которая ориентирована на повышение качества образования, обладает достаточным количеством современных педагогических и информационных технологий. Задача учителей технологии заключается в последовательном и эффективном их применении.
Большинство школ в настоящее время основывают преподавание данной дисциплины на учебно-методическом комплексе В.Д. Симоненко «Технология для 5-8 классов», который соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Проведенный анализ содержания раздела «Конструирование и моделирование одежды» учебной программы В.Д. Симоненко по технологии показал, что данная образовательная программа направлена на формирование у учащихся VI классов знаний об основах проектирования и моделирования швейных изделий, обработки тканей, формах и моделях предполагаемых швейных конструкций, а также развитие творческого потенциала учеников посредством внедрения проектного метода, в рамках которого девочки на практике применяют усвоенные теоретические знания и умения.
Разработанный урок-мастерская представляет собой нетрадиционную форму организации учебного занятия, в рамках которой ученики осуществляют совместную практическую деятельность с учителем, принимают активное участие в познавательном процессе, применяя полученные сведения в рамках практической самостоятельной деятельности, повторяя цепочку действий, отмеченных на технологических картах.
Данный вид работы выступает в качестве эффективной формы образовательной деятельности, так как оказывает содействие развитию творческого потенциала учащихся, их воображения, самостоятельности, индивидуальности, формируя при этом профессиональные навыки работы в рамках процесса проектирования и моделирования одежды.
Процесс конструирования и моделирования одежды в рамках образовательной программы технологии для VI класса занимает важное значение. Он оказывает содействие развитию познавательной активности учащихся, их творческих задатков, художественного мышления, формируя у них стремление к дальнейшему профессиональному росту. Разработанные в рамках выпускной квалификационной работы мероприятия в рамках урока-мастерской могут оказать значительную поддержку в организации образовательного процесса учителям технологии...
4,500 руб.