Введение 3
Глава 1. Устное народное творчество и литература 5
1.1 Определение понятия «фольклоризм» 5
1.2 Фольклорные элементы в литературе. История. Тематика. 11
Глава 2. Особенности использования фольклорных элементов в творчестве А.И. Куприна 19
2.1 Обзор работы Г.С. Вардугиной «Фольклоризм как элемент поэтики А.И. Куприна. Вопросы типологии и эволюции» 19
2.2. Типология фольклорных элементов (пословицы, поговорки и т.д.) 25
2.3 Фольклор как основа произведений (анализ произведений «Лунной ночью» , «Блаженненький» и «Впотьмах») 28
2.3.1. «Лунной ночью» 29
2.3.2. «Впотьмах» 33
2.3.3. «Блаженный» 37
2.4 Фольклор творчества А.И. Куприна периода эмиграции 39
2.4.1. «Однорукий комендант» 41
Заключение 45
Список литературы 50
4,500 руб.
Проблема взаимоотношений фольклора и литературы уже долгое время занимает ученых. Одной из самых популярных теорий является типологическая теория фольклоризма (А.А. Горелов, В.Е. Гусев, Д.Н. Медриш, У.Б. Далгат, А.И. Лазарев и др.). Эта теория позволяет исследовать творчество писателей, ориентируясь на общие представления о связях разных двух разных художественных систем и их традиций в определенный период развития общества.
Творчество А.И. Куприна несомненно отразило в себе процессы взаимодействия литературы и фольклора, характерные для конца XIX – начала XX века. Сам писатель выразил свое отношение к устному народному творчеству в своем очерке «Фольклор и литература», написанный в 1927 году. В нем писатель возвышает сюжеты, образы, веру в чудо, в доблесть и силу духа народа, выраженного в народном творчестве.
Необходимо отметить, что в настоящее время очень мало работ, раскрывающих фольклорные традиции в творчестве А.И. Куприна, имеющиеся работы, как правило, носят локальный характер. Первой обширной работой, касающейся фольклоризма А.И. Куприна, как элемента его поэтики, является работа Г.С. Вардугиной. Она отмечает, что взгляды писателя на современную ему фольклористику и его взгляды на фольклор не обладали строгой концепцией, но интерес к народному творчеству – бесспорный факт.
Последние исследования творчества А.И. Куприна выделяют фольклоризм как обязательный элемент поэтики писателя, который характеризует индивидуальную стилевую манеру писателя, этот аспект и определяет актуальность нашего исследования.
Предмет исследования – поэтика А.И. Куприна.
Объект исследования – раннее творчество писателя, в частности рассказы «Лунной ночью», «Блаженный», повесть «Впотьмах».
Цель данного исследования – выявить в творчестве А.И. Куприна традиции устного народного творчества с точки зрения современной теории литературного фольклоризма.
Для достижения поставленной цели, мы выдвинули ряд задач нашего исследования:
1. Дать разъяснение термину «фольклоризм», изучить его историю и толкование.
2. Изучить проблему взаимоотношений литературы и фольклора с целью ознакомления с фольклорными элементами в литературе.
3. Дать обзор диссертационного исследования Г.С. Вардугиной «Фольклоризм как элемент поэтики А.И. Куприна. Вопросы типологии и эволюции».
4. Рассмотреть типологию фольклорных элементов.
5. Проанализировать рассказы «Лунной ночью» и «Блаженный», повесть «Впотьмах», выявить фольклорные элементы в них.
6. Дать характеристику эмигрантского периода творчества А.И. Куприна.
Научная новизна представленной работы содержится в системном подходе к фольклоризму как к важному элементу поэтики А.И. Куприна. Этот элемент позволяет определить народность его творчества. ..
4,500 руб.
В последнее время все большую популярность в науке имеют работы, посвященные системному изучению фольклоризма отдельных писателей, как составляющей их художественного мастерства.
Принимаясь за анализ фольклоризма А.И. Куприна, мы взяли за основу понимание фольклоризма как освоение, воспроизведение и трансформацию традиционного народного наследия.
Исследователями творчества А.И. Куприна подчеркивается, что писатель в своих произведениях использует почти все виды фольклорных элементов. Основными способами использования фольклорного материала называют цитирование, стилизацию, заимствование, жанровый и мировоззренческий фольклоризмы.
При исследовании фольклоризма А.И. Куприна важную роль играет фольклорный материал, отражающий в мировоззрении самого писателя, эстетические и этические народные традиций.
Г.С. Вардугина в своей диссертационной работе за основу взяла произведения из разных творческих периодов писателя, чтобы показать эволюцию фольклоризма на протяжении всей творческой деятельности А.И. Куприна.
Так, можно сделать вывод, что повесть «Олеся» обладает наиболее переработанным фольклором и индивидуальностью автора, поэтому тип фольклоризма следует считать «народно-познавательным».
Повесть «Суламифь» также наполнена фольклорными элементами, мифологические сюжеты, притчи, легенды, апокрифы не только выполняют оценочную и стилеобразующую функции, но и также подвергаются переработке. В этой повести мировой фольклор заменяется русским, а литера и фольклор сливаются в одно целое.
Повесть «Звезда Соломона» является примером мировоззренческого или высшего уровня фольклоризма.
Роман «Юнкера» представляет собой произведение, характеризующее творчество писателя в период эмиграции. Произведения обладают ностальгическими мотивами, идеализацией прошлого. Под воздействие чужой среды и тоски по родине фольклоризм писателя становится элегически направленным.
Эволюция фольклоризма творчества А.И. Куприна представляет собой переход от изобразительно-этнографического фольклоризма (раннее творчество) к мировоззренческому уровню (позднее творчество). Позднее творчество характеризуется слиянием фольклора и поэтики писателя (творчество периода эмиграции).
Мы остановили свое внимание главным образом на произведениях раннего творчества. За основу нашего анализа мы взяли рассказы «Лунной ночью» и «Блаженный», а также повесть «Впотьмах». Эти произведения написаны в 1890-х годах.
Ранний этап творчества А.И. Куприна характеризуется сильным влиянием Ф.М. Достоевского. Основной концепцией творчества в этот период является концепция человеческой природы, где биологическое начало преобладает над социальным.
Сюжетной основой рассказа «Лунной ночью» и повести Впотьмах» является фольклорный жанр народной баллады. Определяющим конфликтом становится любовная трагедия, а в центре повествования человек с его нравственными проблемами, чувствами и переживаниями.
Центральным мотивом рассказа «Лунной ночью» является мотив убийства, а побочным – подготовки к убийству. Также присутствует и фантастический мотив обортничества, когда герой под влиянием внешних сил становится кем-то или чем-то другим, что пугает его самого. Он чувствует, что не может совладать со своей внутренней волей и силой. Действие происходить ночью, что может говорить о «параллельном» мире, где тайное становится явным, а люди приобретают качества, которые не свойственны им днем.
Рассказ «Лунной ночью» пронизаны трагическими элементами, характерными для любовной баллады...
4,500 руб.