Введение 3
Глава 1. Преобразование дворцового ведомства и введение новых чинов 5
1.1.Царский двор Московии к началу 18в. 5
1.2. Преобразование двора в первой трети 18в. 6
1.3. Табель о рангах от Петра 1 до Екатерины 2 12
1.4. Финансирование двора 15
Глава 2. Команды и чины, служившие во дворце 18
2.1. Структуры двора конца 18в и их значения 18
2.2.Высшие чины: придворные кавалеры и дамские чины 19
2.3. Служба при дворе 20
Глава 3. Столичные и провинциальные дворцы 26
3.1. Мир Петербургских дворцов 26
3.2. Нестоличная придворная среда 33
3.3. Европеизация облика царских дворцов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
1,500 руб.
Введение:
История государства Российского, его эволюция на разных этапах развития является одной из постоянно востребованных тем в общественной жизни и отечественной историографии. Этот непреходящий интерес обусловлен тем, что в России государственная власть традиционно играла исключительно значимую роль в развитии различных областей жизни страны - в политике, экономике, культуре. Отмеченная черта в полной мере присуща и периоду абсолютизма, что предопределяет актуальность исследования двора российских монархов, являющегося одной из ключевых составляющих центрального аппарата власти Российского государства Нового времени. При всем традиционном невнимании историографии к истории двора «столетия безумна и мудра» даже навскидку очевидно, что с наступлением XVIII в. двор московских царей, Государев двор, ушел в прошлое. Вместо него со времени Петра Великого появилась практически не изучавшаяся историками новая организация ближайшего дворцового окружения монарха и отличное от более раннего времени соотношение двора с реформированным государственным аппаратом Российской империи Особый, отличный от военных и статских лиц, статус получили высшие придворные служители. Их место в новой петровской лестнице чинов в 1722 г закрепила Табель о рангах. В этом плане преобразование императорского двора является органической частью общей, без лакун, картины государственных и социальных преобразований России, истории ее правящей элиты.
Переход в начале XVIII в. к новой форме придворной жизни, подвергшейся, как и культура высших слоев России, европеизации Интенсивные контакты с внешним миром и прежде всего с совершившим в ХУ1-ХУ11 вв. прорыв в области военного дела, промышленности и науки Западом породили в начале XVIII в актуальную до наших дней проблему соотношения привнесенных европейских моделей с русскими традициями и внутренними особенностями страны. При дворе этот вопрос стоял особенно остро в силу того, что, как социальная структура, он выполнял двойные функции. После вхождения в начале XVIIIв. России в «оркестр» европейских морских держав двор русского монарха на новом уровне активно участвовал в представительстве страны во внешнем мире и был обязан владеть языком западной дипломатии и общепринятыми формами контактов европейских правящих домов. Столь же необходимым по правилам той эпохи было усвоение новоевропейской «высокой» культуры, что позволяло демонстрировать присоединение русской элиты к миру западной «цивилизации». С другой стороны, являясь одним из самых важных центров власти своей страны, царско-императорский двор был обращен к российскому обществу, а значит, должен был выражать его интересы и выглядеть «своим», неотступно следуя традиционным ценностям. Вряд ли подлежит сомнению важность исследования того, что именно из европейской, наднациональной по значению культуры Нового времени и какими путями приходило в Петербург в XVIII в., как адаптировалось, а в какой области европеизированный двор оставался верным национальным началом. Таким образом, исследование двора должно существенно дополнить картину политико-идеологических и культурных ориентаций высшего слоя русского общества, уточнить характеристику той социальной и материальной среды (дворцы), в которой протекала большая политика «золотого» века России, и которая являлась одним из образцов для подражания различных социальных слоев внутри страны.
1,500 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, следует отметить. что в работе рассмотрен достаточно длительный период формирования придворной службы в России. Правильная организация государственной власти, выбор оснований и методов ее функционирования - важнейшие задачи для любой страны и особенно для России, в истории которой роль государства всегда была доминирующей, часто определяющей ее течение. Вследствие этого проблема эффективной организации бюрократического аппарата во все эпохи привлекала к себе пристальное внимание российского правительства. Изучение различных аспектов данной проблемы важно как для установления исторической правды, так и в целях использования накопленного богатейшего опыта, учет которого особенно актуален при реформировании государственного аппарата в современных условиях.
В XVIII - XIX вв. российское самодержавие прилагало немало усилий, чтобы выработать формы эффективного учета чиновничества. Отсутствие достоверных сведений о растущей бюрократической массе лишало верховную власть возможности ее контролировать и влиять на нее. Для решения этих задач, а также для выделения и поощрения служащих с 60-х гг. XVIII в. начинает формироваться особый комплекс документов и справочников. Его изучение позволяет яснее представить отношения между правительством и чиновничеством в России.
Городское образованное дворянство переживало в конце XVIII века переход от культуры традиционной к культуре Нового времени. Я подчеркиваю важность эпитета «образованное дворянство», потому что примерно 60% русского дворянства по своему образу жизни не слишком отличалось от собственных крепостных. Все, как правило, были грамотными, в отличие от крепостных, но в остальном отличий было мало .
В 1762 году — это общеизвестный факт — вышел Манифест о вольности дворянства. Дворянам разрешили не служить на государственной службе. Впервые — до этого служба была обязательна. Прямо в манифесте было написано, что государь-император Петр Алексеевич, учредив службу, должен был заставлять всех служить, потому что у дворян не было тогда рвения. Он всех заставил, теперь у них рвение появилось. И поскольку теперь они обладают рвением, можно им разрешить и не служить. Но рвение у них должно быть, они все равно должны служить. А те, кто не будет служить, будут уклоняться без серьезных причин, должны быть покрыты всеобщим презрением. Это очень интересно, потому что государство разговаривает с собственными подданными на языке эмоциональных категорий. Это тот случай, когда государство переключило регистр: вопросы лояльности, любви к монарху, верности трону, рвения вышли на первый план, потому что служба перестала быть обязанностью.
1,500 руб.