Период 70-х годов был достаточно тяжелым для социологии в Совет-ском Союзе. Общество было готово получить от социологов объективную информацию, потому что в глазах общественности социология представала своеобразным зеркалом. Кроме того, от нее ожидали рецептов улучшения жизни. Престиж социологов в обществе был высок. Они владели убедитель-ной аргументацией, представляли в средствах массовой информации обстоя-тельно разработанный анализ. Свою эффективность социология доказывала постоянно, и как раз это хотела использовать партия. Но она видела в социо-логии прежде всего идеологическое оружие.
Партийное руководство, однако, диктовало социологии, какие темы она должна обсуждать. Социологи разрабатывали по заказу вопросы и иссле-довательские планы, и партия решала, что из результатов можно применить для общества. Она использовала социологические аргументы, чтобы дать «научное обоснование» своим решениям. Становилось практически невоз-можным публиковать независимые социологические результаты, потому что все публикации находились под контролем партии и государства. Немало ученых ушло из науки, сменив профессию.
750 руб.
Россия является одной из стран, в которых социология стала развиваться еще в 19 веке. В условиях стремительных социальных и политических перемен русская социология с самого начала была тесно связана с внутриполитической жизнью страны. Ее история является не только историей науки, но и политиче-ской историей.
В ней можно выделить три периода:
1. Дореволюционная социология с 60-х годов 19 столетия до 20-х годов 20 века;
2. Социология при социализме, начиная с 20-х годов и до конца 80-х;
3. Современные социологические дискуссии, начиная с 1988 года.
В эти периоды по-разному ставились и решались основные проблемы российской социологии, в частности:
- Понимание ее общественной функции;
- Структура социологии (предмет, теоретические основы и эмпирические исследования);
- Отношение социологии с политической властью;
- Место российской социологии в интернациональной социологической дискуссии.
Целью данной работы является рассмотреть дискуссии о предмете со-циологии в современной отечественной литературе.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие за¬дачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу, ресурсы Интернет по интересующей тематике.
2. Выявить то, что изучает социология, что составляет ее предмет.
3. Рассмотреть связь социологии с историческим материализмом.
4. Проанализировать дискуссии о предмете социологии конца 70-х- на-чала 80-х годов.
5. Рассмотреть отечественную социологию 90-х годов.
750 руб.
Исторический материализм (материалистическое понимание истории), марксистская теория развития общества и методология его познания. Пред-метом исторического материализма является общество как целостная и раз-вивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы историче-ского процесса. Исторический материализм – составная часть марксистско-ленинской философии и вместе с тем специфический компонент системы общественных наук.
Что изучает социология, что составляет ее предмет. Прежде всего, по-смотрим, как отвечали на этот вопрос основатели социологии, труды кото-рых и образовали ее раннюю теоретическую классику (20-70-е годы XIX в.). Франция по праву гордится тем, что один из ее мыслителей, Огюст Конт (1798-1857), стал первым основателем социологии. По праву он дал имя этой науке, придумав новое слово: социология (sociologie, от лат. societas + греч. logos). Будучи в молодости последователем и секретарем Сен-Симона, он уже на первом этапе своего творчества, в начале 20-х годов XIX в., понял, что прежнее общество, основу которого составляли религия и войны, нахо-дится в кризисе, умирает. Вместо него рождается новое общество: научное и индустриальное. Священников заменяют ученые, а военных – индустриалы (предприниматели, управляющие, банкиры). Необходима интеллектуальная реформа: синтез наук и формирование позитивной политики. Главным ре-зультатом этой реформы и является социология. Предмет социологии – об-щество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие. Это согласие, в свою очередь, опирается на единство истории человечества и са-мой природы человека. Ключом социологической концепции Конта служит формула: «рациональная координация основного ряда разных событий, соот-ветствующая единому замыслу» .
Английский философ и ученый Герберт Спенсер (1820-1903) стал еще одним основателем социологии. Как кабинетный ученый, он начал разраба-тывать свое социологическое учение независимо от Конта, но позднее его (с конца 40-х годов). Признавал его приоритет, но отвергал идею линейного прогресса и настаивал на приоритете свободы индивида в его отношениях с обществом. Всю жизнь, проведя в Англии, наиболее развитой стране того времени, Спенсер видел перед собой сложившееся буржуазное общество. Все глубже дифференцируясь по мере роста, оно сохраняет целостность благода-ря новым социальным институтам, которые сдерживают обострение проти-воречий и совершенствуются, осуществляя эту функцию. По Спенсеру, предмет социологии – общество как социальный организм, в котором диффе-ренциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.
Карл Маркс (1818-1883) сформировался как мыслитель и революцио-нер в Германии и Франции, а большую часть жизни работал в Англии над «Капиталом». На возникшее буржуазное общество он смотрел с позиций по-сткапитализма и доказывал, что оно уже находится в глубочайшем кризисе и рождает из себя новое, социалистическое общество. Он резко критически от-носился к социологическим учениям Конта и Спенсера как буржуазным. Уже к середине 40-х годов он создал свое социологическое учение, которое назвал материалистическим пониманием истории. Согласно этому учению, глубин-ной причиной развития общества служат не идеи, а материальные произво-дительные силы. На базе различных способов производства возникают раз-ные общественные формации, или типы общества. Непосредственной дви-жущей силой истории является борьба антагонистических классов, которая должна завершиться возникновением бесклассового, коммунистического общества как высшей социальной целостности. Следовательно, предмет мар-ксистской социологии составляет общество как органическая система, кото-рая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и рево-люции.
Исключительную роль в российской социологии было суждено сыграть марксизму. Распространение марксизма было предуготовано прогрессист-ским настроем общественного сознания и верой в «естественные» законо-мерности. «Для взоров Маркса люди складываются в социологические груп-пы, а группы эти чинно и закономерно образуют правильные геометрические фигуры, так, как будто, кроме этого мерного движения социологических элементов, в истории ничего не происходит, и это упразднение проблемы личности есть основная черта марксизма», - писал С.Н. Булгаков.
Принципиальное значение для последующего развития советской вер-сии марксизма имеет социологический лексикон, который в данном случае может считаться домом научной дисциплины. Летом 1894 г. В.И. Ленин в полемике с Н. К. Михайловским и другими авторами журнала «Русское бо-гатство» дал каноническое определение «научного метода в социологии»: «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впер-вые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, так и Маркс положил конец воззре-нию на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поста-вил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных от-ношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноистори-ческий процесс». Эта цитата предопределила устойчивую позицию «социо-логии» в общественно-научном лексиконе советского марксизма. Во всяком случае, не было никаких сомнений в том, что исторический материализм и есть единственно научная социология.
750 руб.