Глава 1. Французско-российские отношения в XXI веке
1.1. «Политика престижа» по окончании «холодной войны»: от Миттерана к Шираку
Сразу после завершения Второй мировой войны Франция стремилась стать «мостом» между Востоком и Западом, главным проводником преодо-ления глобального идеологического раскола на путях конвергенции.
Конец 80-х годов XX в. стал во внешней политике Франции своего ро-да точкой отсчета: крушение привычного геополитического порядка поста-вило под вопрос основные слагаемые ее стратегической культуры.
Под стратегической культурой во французской традиции понимается совокупность стратегических ориентиров, в системе которых страна осмыс-ливает свою историю. К ним относятся: представление о потенциальной уг-розе и инструментах ее отражения, о национальных интересах, о врагах и союзниках, о возможных гарантиях безопасности.
Кроме того, после окончания «холодной войны» руководителям Фран-ции было трудно расстаться со статус-кво Ялтинско-Потсдамской системы, хотя, парадоксальным образом, именно необходимостью «преодоления Ял-ты» Франция обосновывала свою особую геополитическую роль. Франции предстояло найти новые внешнеполитические ориентиры в меняющейся системе международных отношений.
Реальность первой половины 90-х годов XX в. была такова, что США и Германия - две державы, получившие главные дивиденды от окончания «холодной войны», оттеснили Францию с авансцены международной поли-тики, и произошло это вовсе не из-за недостатка внешнеполитической ак-тивности французского президента. Проблема для Франции состояла в том, что ее независимая политика, обеспечивавшая ей в прошлом особое место в мировом соперничестве двух лагерей, хотя и ставила своей задачей «преодо-ление Ялты», на деле понимала это преодоление как процесс, а не как ре-зультат, стратегически опираясь на постоянное соперничество Запада и Вос-тока .
В новейшей истории с каждой сменой президента во Франции вновь встает вопрос о преемственности во внешней политике . История Пятой рес-публики свидетельствует о преобладании преемственности над изменения-ми, поскольку ни интересы Франции, ни союзнические обязательства не ме-няются со сменой президента, однако новые черты, отмеченные печатью личности и темперамента президента, всегда более показательны.
3,000 руб.
…………………………………………………………………1
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Французско-россйиские отношения в XXI веке…………...11
§1 «Политика престижа» по окончании «холодной войны»: от Миттерана к Шираку……………………………………………………...11
§ 2. О месте России в стратегии Франции…………………………….20
§ 3. О месте Франции в стратегии России…………………………….25
Глава 2. Современный уровень отношений франко-российских отношений…………………………………………………………………...30
§ 1. Экспортно-импортные экономические взаимоотношения России и Франции………………………………………………………… 30
§ 2. Франция- Россия -ЕС: Проблемы энергодиалога ……………... 35
§ 3. Российско-французское космическое сотрудничество ………...40
§4. Сотрудничество в сфере ядерной энергетики…………………….44
§5.Военно-техническое сотрудничество……………………………….59
Заключение………………………………………………………………..61
Список литературы ……………………………………………………...64
Введение
Многие политологи сходятся во мнении, что мировое сообщество пе-реживает сейчас очень сложный, можно сказать переломный момент своей истории. Многочисленные национальные и религиозные конфликты, терро-ристические атаки, агрессивная политика США на всех мыслимых и немыс-лимых направлениях раскачивают лодку мировой стабильности с угрожаю-щей амплитудой. В данной ситуации новая Россия выполняет роль некоего последнего барьера, отделяющего мир от американской гегемонии (хотя не-возможно не признать того факта, что все больше и больше стран начинают понимать абсурдность следования политике США). И пусть это противо-стояние, естесственно, имеет целью установление лидерства (читай гегемо-нии) уже для России, но мне видится, что наша страна имеет как минимум не меньше предпосылок для выхода на мировую сцену в качестве нового лиде-ра. Напраление динамики перемен в России и во всем мире достаточно четко определил Президент Российской Федерации В.В.Путин на конференции 10 февраля 2007 года в Мюнхене: «мы хорошо видим, как изменился мир, реа-листично оцениваем свои собственные возможности и свой собственный по-тенциал. И конечно нам бы хотелось иметь дело с ответственными и тоже самостоятельными партнерами, с которыми мы вместе могли бы работать над строительством справедливого и демократического мироустройства, обеспечивая в нем безопасность и процветание не для избранных, а для всех». С определенной долей уверенности можно сказать, что в планах Пу-тина Франция, которая, несомненно, являлась и является по сей день одним из наиболее активных государств на международной арене, определенно подпадает под определение «ответственный и тоже самостоятельный парт-нер», с которым России хотелось бы иметь и наращивать сотрудничество. Со своей стороны Франция не можеть не замечать растущего влияния России, а энергетическая подоплека сотрудничества с Россией как для Франции, так и для Европы в целом остается ключевой.
Описывая взаимоотношения России и Франции в настоящем, невоз-можно не опираться на историю этих взаимоотношений в прошлом, ведь именно они, зачастую, определяют те или иные политические решения. Итак, основные вехи и показатели франко-российских взаимоотношений:
- В конце 18-го - начале 19-го века Франция и Россия были союзника-ми. Однако в 1812 году император Наполеон напал на Россию. Потеряв сот-ни тысяч солдат, Франция была вынуждена отступить.
- В 1894 году был подписан франко-русский альянс, который действо-вал вплоть до революции в России в 1917 году. Несмотря на идеологические противоречия, Франция предоставляла России кредиты на укрепление ар-мии; в Первой мировой войне обе страны воевали в одном лагере.
- После 1945 года страны оказались по разные стороны 'холодной войны'. Франция разработала собственный ядерный арсенал, вошла в Совет Безопасности ООН и вышла из НАТО (Франция с 1966 г. не является членом объединенной военной организации НАТО, однако участвует в финансиро-вании организации и ее политической деятельности). Франция стремится со-хранить ранг державы с мировой ответственностью в меняющемся мире. В этот период реализация идеи величия Франции неразрывно связана с именем Ш. де Голля, в конце войны - Председателя ВПФР , основателя и первого президента Пятой республики. Вернувшись к власти в 1958 г., де Голль сде-лал центральной идеей своего правления восстановление величия Франции . Эта «политика престижа» в годы «холодной войны» оставалась характерной чертой дипломатии Пятой республики, независимо от политической принад-лежности ее президентов, будь то голлист Ж. Помпиду, либерал В. Жискар д'Эстен или социалист Ф. Миттеран. Все они оставались приверженцами ос-новных внешнеполитических принципов и решений де Голля (примат главы государства во внешней политике, независимость в рамках западного блока и разрядка в отношениях с Восточной Европой, развитие собственных ядер-ных сил, сохранение влияния в бывших колониальных владениях в Среди-земноморье и Африке).
- С 1992 года между Россией и Францией быстро растет торговля и сотрудничество в различных сферах. По объему инвестиций в Россию Фран-ция занимает шестое место. В 2005 году экспорт французских товаров в Рос-сию вырос на 10 процентов.
- В год Франция импортирует 406 миллиардов кубометров россий-ского газа, что составляет 24 процента потребления газа в стране. В прошлом году Франция заняла в мире шестое место по объемам импорта нефти, а Рос-сия - второе место в списке ее поставщиков.
Так исторически сложилось, что Франция и Россия всегда были тесно связаны и в культурном, и в экономическом плане. И с уверенностью можно сказать, что основным девизом в отношениях России и Франции до послед-него времени можно было считать: «Память о прошлом формирует буду-щее». Но времена и ценности меняются, и вместе с ними меняются внешне-политические ориентиры. И поэтому на примере взаимоотношений России с Францией, как одним из наиболее характерных и влиятельных представите-лей европейского сообщества, на мой взгляд, можно достаточно точно про-следить общие тенденции и направления внешнеполитических курсов как обоих государств, так и мировой ситуации в целом. Это явилось главной причиной, определившей выбор темы настоящего исследования.
Актуальность темы заключается в том, что российско-французские отношения, как в прошлом, так и в настоящем, в значительной мере опреде-ляют восприятие России на Западе, и во многом являются «лакмусовой бу-мажкой» общего состояния мировой внешнеполитической арены. Если гово-рить о временном интервале, в котором проводиться исследование, то имен-но период с начала ХХI века (с приходом в 2000 году к власти в России В. Путина) многие специалисты считают новым началом становления России, как действительно значимой единицы на мировой арене, как в политиче-ском, так и в экономическом плане. В этот период начинается процесс пере-распределения сил на мировой политической арене: Россия начинает бороть-ся за место лидера с США, всячески противопоставляя себя Америке во внешнеполитических вопросах, а Европа в это же время вынуждена в силу частичной экономической и политической зависимости определяться, какой из двух политических курсов – американский или российский - может в бу-дущем гарантировать ей стабильность и процветание.
Еще одним важным моментом является предстоящее французское председательство в ЕС во второй половине 2008 года. В ходе совместной пресс-конференции Владимира Путина и Николя Саркози в Москве россий-ский президент, обсуждая будущее французское председательство, доста-точно явно выразил свои надежды на поддержку со стороны Франции в ЕС: «Мы очень рассчитываем на то, что в ходе работы с нашими европейскими партнерами Франция сыграет свою роль» .
Цель исследования - изучение внешней политики России и Франции с начала 2000-го года и прогноз возможных перспектив взаимоотношений этих стран в будущем.
Для реализации данной цели видится необходимым решение следую-щих основных задач:
анализ внешнеполитических курсов России и Франции начиная с 2000-го года;
изменения во внешней политике Франции и взаимоотношения двух стран с приходом к власти Н. Саркози;
оценка места России и Франции в национальных стратегиях каждого из этих двух государств;
исследование экономического взаимодействия России и Франции;
оценка возможных перспектив взаимодействия России и Франции в будущем.
Научная разработанность :
На данный момент существуют многочисленные исследования, по-священные внешней политике обеих стран, основным историческим вехам и событиям в их истории. Однако, если говорить о временном интервале ис-следования, то существует достаточно мало работ, посвященных именно этому периоду (с начала 2000-го года) взаимоотношений России и Франции. Можно выделить лишь несколько исследований, сходной с данной работой проблематики. Но анализируя материалы СМИ, можно с уверенностью ска-зать, что как российские, так и зарубежные исследователи, все больше и больше начинают обращаться к данной проблеме . Среди них можно выде-лить таких известных специалистов, как секретарь Французской академии Элен Каррер д'Анкос (Hеlеne Carrеre d'Encausse), геополитик Александр Ад-лер (Alexandre Adler), бывший президент Парламентской ассамблеи НАТО Пьер Лелуш (Pierre Lellouche), старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир и заместитель директора Московского центра Карне-ги по научной работе Дмитрий Тренин. Очевидно, что растущий интерес к данной проблеме обусловлен укреплению роли России на международной арене, и особой активностью в последнее время на международной арене французской дипломатии. И все же, не смотря на актуальность данного во-проса, следует отметить, что степень разработанности проблемы не доста-точна, особенно если ограничивать ее временными рамками, заданными в представленной работе.
Методологической базой работы послужили политологические и об-щенаучные методики исследования. Многоаспектность и недостаточная изу-ченность темы определили комплексный характер методологической разра-ботки дипломного исследования, определили использование различных методов познания. В первую очередь аналитическое рассмотрение и изуче-ние политической деятельности, процессов на основе различных теорий и концепций, как правило, высказанных в работах известных политологов, за-нимающихся сходными проблемами. С помощью исторического метода бы-ли исследованы процессы и хронологическая последовательность взаимо-действия двух стран во внешней политике. Сравнительный метод позволял сопоставлять эффективность и значимость сотрудничества и внешнеполити-ческих взаимоотношений России и Франции.
Научная новизна работы заключается в том, что был собран и систе-матизирован существующий материал по этой проблеме, использованы и введены в научный оборот новые источники, проанализированы официаль-ные документы, заявления официальных лиц государств. Изучен большой объем литературы. Предпринята попытка сделать прогноз развития взаимо-отношений двух стран.
Практическая значимость работы заключается в актуальности самой темы, ибо процесс формирования организации еще не завершен, развитие может пойти по разным направлениям. Выводы исследования и произведен-ный анализ материалов могут быть полезны как студентам и научным ра-ботникам, так и специалистам для научной и практической деятельности.
Основными источниками при написании работы послужили приклад-ные научные труды отечественных и зарубежных исследователей, посвя-щенные внешнеполитическим курсам России и Франции, статьи российских и зарубежных аналитиков, опубликованные в периодической печати, сбор-никах документов и в сети Интернет. Были использованы высказывания, ин-тервью и речи лидеров, а также государственных и политических деятелей России, Франции и других стран. Кроме того, были использованы материа-лы периодической печати, справочники и информационные сообщения, по-священные тем или иным проблемам внешней политики.
Прежде чем описывать основных акторов последних П. выборов во Франции стоит обрисовать итоги правления Ж.Ширака. Президент Ширак, безусловно, удивительная личность (настоящий лидер страны), НО - за 12 лет не провел ни одной серьезной реформы. Итог достаточно плачевен: во Франции один из самых высоких уровней безработицы среди развитых стран и бюджетный дефицит в 36 млрд. евро. К этому стоит упомянуть особую для секуляризованной французской культуры проблему слабо интегрируемого мусульманского меньшинства.
Вследствие этого, именно вокруг экономических проблем и проблем миграции и строили свои программы основные кандидаты.
Сеголен Руаяль (кандидат от СПФ). После поражения в 2002 г. главной задачей партии стало ее реформирование, одной из сторон которого стало выдвижение новых партийных фигур. Задача обновления партии была воз-ложена на Франсуа Олланда. Его гражданская супруга С.Руаяль, обойдя та-ких мастодонтов как Доминик Стросс-Кан и бывший П-м. Л.Фабиус, воз-главила социалистическую колонну на президентских выборах.
Социалисты учли уроки 2002 г. и, прежде всего, принялись «утрамбо-вывать» левый фланг. Основными темами политической программы Руаяль стали:
повышение минимальной ЗП до 1500 евро
рост пенсий на 5%
дополнительное строительство социального жилья
создание полумиллиона рабочих мест для молодежи
повышение расходов на образование и др., т.е классические для социа-листов меры, направленные на увеличение социальных гарантий.
Злые языки утверждали, что подобный подход проистекает вовсе не из ее доброй женской сущности, а скорее всего объясняется тем, что сама она никогда рабочих мест не создавала и почти всю свою жизнь провела на пар-тийной работе.
Вторым основным направлением для Руаяль стало акцентирование внимания на правах иммигрантов.
В целом же, аналитики отмечали, что данная тематика во многом объ-ясняется и меняющейся структурой электората социалистов: на смену тра-диционному левому электорату, который десятилетиями состоял из интелли-генции и высокопрофессионального электората, приходят маргинальные низкообразованные слои населения, воспринимающие Францию как кор-мушку.
Николя Саркози (Союз за народное движение). Саркози, в итоге зару-чившийся поддержкой СНД и лично президента Ширака, выбрал полярную предвыборную программу. Зная, что он не по нраву пригородам крупных го-родов, и не сможет соревноваться с Руаяль и более правым Байру в социаль-ных обещаниях, он сделал основным направлением своей программы оздо-ровление французской экономики:
отмена сомнительного закона о 35-часовой рабочей недел
более гибкая оплата обязательного пособия по безработице
снижение налогового бремени для «работающей Франции»
принятие более жесткого иммиграционного закона
уменьшение трат на содержание бюрократического аппарата
Кроме того, многие аналитики считают, что в марте-апреле 2007 г. Саркози сменил свою позицию на еще более правую, дабы отобрать часть голосов у Ле Пена.
Выигрышно на фоне двух противоречащих друг другу программ левых и правых интересным выглядели предложения центриста Ф.Байру (Союз за французскую демократию).
Как и Саркози он предлагал:
борьбу с бюджетным дефицитом
снижение обязательных социальных отчислений предприятий, но в более скромном размере
Как и Руаяль:
налог на тех, кто переводит предприятия за границу
НО не обещает увеличить минимальную ЗП до 1500 евро, говорил лишь о снижении налоговых отчисления от ЗП
Наконец, верен своим установкам оставался ультраправый кандидат Ж-М. Ле Пен (НФ) – участвовал в выборах с 1974 г. Его программа сочетала идеи изоляционизма, национализма («великая Франция») и шовинизма («Франция для французов»).
3,000 руб.
Литература
Брегадзе А. Россия-Франция. Старый друг лучше новых двух. // Меж-дународная жизнь. 2002, № 12. С.53-62.
Доминик де Вильпен. История уготовила общий путь для России и Франции. // Международная жизнь, 2004, № 3. С.75-86.
Золитова Л.Г. Франция - «enfant terrible» НАТО. // США и Канада, 2003, № 12.
Интервью с Ю. Ведрином. // Le Debat, mai-aout 1997.
Караганов С. «Радость от обзора» // Российская газета. 11.04.2007.
Обичкина Е.О. Голлистская традиция в современной французской ди-пломатии. // Новая и новейшая история. 2004, № 6. Ноябрь-декабрь. С.66-78
Речь Жюппе на праздновании 20-летия аналитического центра мини-стерства иностранных дел Франции 25 января 1995 г. // РЕ, 1995, № 1, р. 246.
Совместное заявление министров иностранных дел Российской Феде-рации и французской Республики о создании российско-французского Сове-та сотрудничества по вопросам безопасности. 8 июля 2002 г. // Дипломати-ческий вестник, 2002, № 8, с. 16-17.
Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО, 2007, № 11. С.60-61.
Тюлин И.Г. Внешнеполитическая мысль современной Франции. - М., 1988.
Устинов И. На отношениях с Францией отрабатывались новые формы сотрудничества, которые потом успешно использовались в отношениях с другими странами. // Октябрь 2003. http://www.kreml.org/
Шашков В. «Союзы» будут взлетать из Французской Гвианы // Европа. Журнал Европейского Союза. 2004, № 4 (38). С.8-9.
Путин ВВ. Выступление Президента России на Мюнхенской конфе-ренции по вопросам политики и безопасности 10 февраля .с.2
Vaisse M. La Grandeur. Politique etrangere du general De Gaulle. 1958-1969. Fayard, 1998: Тюлин И.Г. Внешнеполитическая мысль современной Франции. М., 1988.
Совместная пресс-конференция с Президентом Франции Николя Сар-кози по итогам российско-французских переговоров. 10 октября 2007 года, Москва, Кремль.
Брегадзе А. Россия-Франция. Старый друг лучше новых двух. // Ме-ждународная жизнь. 2002, № 12. С.53-62;
Доминик де Вильпен. История уготовила общий путь для России и Франции. // Международная жизнь, 2004, № 3. С.75-86;
Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО, 2007, № 11. С.60-61.
Редакция. Франция и Россия.// “Le Monde”, Франция, 24.09.2007;
Лора Мандевиль. Кушнер хочет пересмотреть российско-французские отношения.// “Le Figaro”, Франция, 19.09.2007;
Александр Адлер. К новому франко-российскому альянсу?// “Le Figaro”, Франция, 14.01.2008;
Поль-Мари Куто. Россия - последняя карта Европы?// “Le Figaro”, Франция, 08.04.2008;
Дмитрий Тренин. Россия пересматривает свою роль в мире и свои от-ношения с Западом.// "The Washington Quarterly", США, 20.03.2007;
Александр Медведев. Париж и 'Газпром' - партнеры в области обеспе-чения энергобезопасности Европы.//"Le Figaro", Франция, 14.02.2008;
Чарльз Бремнер. Николя Саркози: новые жесткие условия отношений с Владимиром Путиным//"The Times", Великобритания, 10.10.2007;
Мустафа аль-Факый. Взгляд с Востока: Путин и Саркози.// "Al Hayat", Саудовская Аравия, 06.02.2008;
Джон Винокур. Франция ищет способ вернуть себе лидерство в Евро-пе.// "The Inte
ational Herald Tribune", США, 25.09.2007.
Обичкина Е.О. Голлистская традиция в современной французской дипломатии. // Новая и новейшая исто-рия. 2004, № 6. С.70.
Арно Волерен. Саркози хочет положить конец снисходительному отношению к России. // Liberation 10-10-2007
Устинов И. На отношениях с Францией отрабатывались новые формы сотрудничества, которые потом успешно использовались в отношениях с другими странами. // Октябрь 2003. http://www.kreml.org/
Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО, 2007, № 11. С.57.
Relations intemationales. 1997. № 25. P. 83.
Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО, 2007, № 11. С.58.
Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО, 2007, № 11. С.58. www.torgpredstvo.ru
Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО, 2007, № 11. С.58.
Le Monde. 20-21.11.2005.
Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО, 2007, № 11. С.58.
La France en Russie. Справ, изд. Посольства Франции в России. 2006. С.140.http//france rostrade.org/economics Le Monde. 20-21.11.2005.
Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО, 2007, № 11. С.59.
Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО, 2007, № 11. С.59.
«Союзы» будут взлетать из Французской Гвианы // Европа. Журнал Европейского Союза. 2004, № 4 (38). С.8.
Шашков В. «Союзы» будут взлетать из Французской Гвианы // Евро-па. Журнал Европейского Союза. 2004, № 4 (38). С.9.
Шашков В. «Союзы» будут взлетать из Французской Гвианы // Евро-па. Журнал Европейского Союза. 2004, № 4 (38). С.9.
Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО, 2007, № 11. С.59.
Из немногочисленных публикаций, затрагивающих эту проблему, можно отметить Научные Записки ПИР-Центра, Национальная и глобальная безопасность. №1 (19), 2002. Под ред. Ю.Е. Федорова;
Кудрявцев Евгений. Международные проекты по утилизации оружей-ного плутония. Результаты иперспективы.
Ядерный Контроль. 1997 (октябрь–ноябрь), № 34–35; Рыбаченков Владимир. О международном сотрудничестве России в области утилизации избыточного ядерного плутония.
Полеванов Владимир. Склад литиевых материалов на новосибирском заводе химконцентратов принят по акту послом Франции. Новая Сибирь, 1997, 17 декабря
Ануфриев Геннадий. Сотрудничество с французскими фирмами. Атомпресс, №5, 1996. С. 3.
Рогожин Юрий. Российский плутоний. Независимое Военное Обо-зрение. 1997, 31 мая.
Рыбаченков Владимир. О международном сотрудничестве России в области утилизации избыточного ядерного плутония. Ядерный Контроль, 2000 (ноябрь-декабрь), № 6.
Facon Isabelle, Tertrais Bruno. French «Cooperative Threat Reduction» Programs. Fondation pour la Recherche Strategique. 2002, April 3.
Доминик де Вильпен. История уготовила общий путь для России и Франции. // Международная жизнь, 2004, № 3. С.75.
Обичкина Е.О. Голлистская традиция в современной французской дипломатии. // Новая и новейшая исто-рия. 2004, № 6. С.78.
Устинов И. На отношениях с Францией отрабатывались новые формы сотрудничества, которые потом успешно использовались в отношениях с другими странами. // Октябрь 2003. http://www.kreml.org/
3,000 руб.