2. Современные проблемы бюджетного финансирования в РФ
Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. И прежде всего с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.
Большие надежды возлагаются на разработанный проект Налогового кодекса, обсуждаемый в Государственной Думе: ведь именно налоги, формируя финансовую базу деятельности государства, создают предпосылки для успешного проведения бюджетного регулирования. Налоговый кодекс должен стать своего рода налоговой конституцией, определять основы построения налогов, принципы федерализма и т. п. Он вобрал в себя множество областей права: гражданское, административное, уголовное, налоговое. Все же детали, связанные с конкретным налогообложением - это предмет регулирования законодательства о бюджете, об отдельных видах налогов, о санкциях и т. п. С принятием Налогового кодекса и реальным разграничением налоговой базы в России может быть осуществлен переход к качественно новой системе бюджетного федерализма.
Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать:
a. повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации;
b. выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;
c. создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации должны основываться на следующих основных принципах:
a. сбалансированность интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений;
b. самостоятельность бюджетов разных уровней;
c. законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом,
d. бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
e. объективно обусловленное и транспарентное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
f. единство бюджетной системы.
В целях устранения существующих недостатков и реформирования межбюджетных отношений на 2009 год и последующие годы необходимо решить следующие задачи:
a. повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем, оздоровление региональных финансов;
b. сокращение дотационности и количества дотационных территорий;
c. минимизация встречных финансовых потоков;
d. обусловленность выделения средств и повышение контроля и ответственности за их использование регионами;
e. обеспечение дополнительной финансовой поддержки высоко дотационных территорий;
f. создание механизмов избирательной инвестиционной поддержки территорий;
g. использование режимов совместного финансирования за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации отдельных программ и проектов;
h. повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциала территории, рационализации расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов;
i. обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
j. обеспечение соответствия федеральному законодательству соглашений по вопросам межбюджетных отношений, подписанных в рамках договоров между федеральными органами государственно власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.
3. Специфические черты бюджетных расходов развитых западных стран
В среднем половина всех расходов центральных бюджетов на Западе идет на социально-экономические цели. Эти расходы подразделяются на две большие группы.
Первая из них касается собственно социальных нужд (затраты на выплату пенсий, пособий, на здравоохранение, образование и подготовку кадров).
Вторая группа предусматривает непосредственно экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, региональное развитие, природные ресурсы и охрану окружающей среды, добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт и т. п.).
Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика.
За последние три десятилетия наблюдаются существенные структурные сдвиги в расходной части центральных бюджетов высокоразвитых стран.
Во-первых, замедлились темпы роста и соответственно снизился удельный вес расходов, связанных с обороной и управлением.
Во-вторых, увеличился удельный вес затрат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное обеспечение).
750 руб.
и состав расходов бюджета
§ 1.1. Понятие бюджетных расходов
В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку.
Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе широкое общественное внимание, и являются предметом активной дискуссии.
Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.
Бюджетные расходы можно определить как “процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год”.
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Приведенные определения отражают различные подходы к пониманию государственных расходов.
Для количественной оценки расходов могут использоваться такие показатели, как общий их объем, темпы роста, динамика по отношению к ВВП, структура расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения.
Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов.
Классификация расходов федерального бюджета РФ приведена на Рис.1
Рис.1
Каждая группа расходов функционального назначения делится по ведомственному признаку.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.
Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.
Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
В условиях рынка резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:
a. •достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
b. •целевой характер использования бюджетных ассигнований;
c. •предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
d. •безвозвратность бюджетных ассигнований.
В области расходов бюджета имеют место серьезные недостатки. Поэтому основными задачами в области государственных расходов можно считать следующее:
a. •сокращение числа федеральных целевых программ для обеспечения концентрации бюджетных средств на наиболее эффективных и социально-значимых проектах;
b. •снижение расходов на содержание госаппарата;
c. •продолжение децентрализации инвестиционного процесса с расширением практики государственно-коммерческого финансирования проектов;
d. •повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;
e. •снижение дотаций отдельным отраслям;
f. •усиление контроля за использованием бюджетных средств;
g. •приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.
§ 1.2. Факторы, определяющие величину бюджетных расходов
В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако, для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП. Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов:
Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи.
Человеческое развитие. Вложения в развитие человека - важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран.
Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство.
Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.
Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.
750 руб.
1. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000.
2. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2001.
3. Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. - 12 сентября 2007 года
4. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2007.
5. Уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2003 года / Министерство экономического развития и торговли РФ. - 2001.
6. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2003 год” №176-ФЗ от 24.12.2002 г.
7. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002.
8. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002.
9. Экономика России в 2008 году и проблемы законодательства //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 2 (309), 2006
750 руб.