Использование бюджетов в грузовых автотранспортных организациях:
- позволяет контролировать ситуацию, связанную с оказанием транспортных услуг;
- создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее структурных подразделений;
- побуждает руководителей структурных подразделений планировать свою деятельность с учетом интересов грузовой автотранспортной организации в целом;
- является основой для оценки выполнения плана центрами ответственности.
В грузовых автотранспортных организациях, исходя из потребностей управления, можно создать систему управленческой отчетности, способную дать необходимую информацию для принятия управленческих решений и осуществления эффективного контроля. К такому роду информации можно отнести сведения об оказанных услугах, о закупках, отчеты о дебиторской задолженности и т.д. Данная информация может предоставляться, как в стоимостном, так и натуральном измерениях. При выборе измерителя информации необходимо руководствоваться его целесообразностью. Например, для руководителей отдела закупок, прежде всего, важна информация о количестве материальных ценностей. Однако, для начальников отделов продаж, бухгалтеров важна информация не только в натуральном, но и в денежном выражениях.
Таблица 3
Основные пользователи управленческой отчетности и сроки ее представления в грузовых автотранспортных организациях
Название отчета Получатель Периодичность
Ежедн. Еженед. Ежемес.
Отчет о продажах Начальник отдела продаж Х
Генеральный директор Х
Начальник отдела снабжения Х
Отчет об оказанных услугах Начальник грузовой группы Х
Начальник отдела продаж Х
Начальник отдела снабжения Х
Генеральный директор Х
Отчет о комплектующих для автомобилей Начальник хозяйственного отдела Х
Начальник отдела снабжения Х
Генеральный директор Х
Отчет о закупках Начальник отдела снабжения Х
Генеральный директор Х
Отчет о дебиторской задолженности Начальник отдела продаж Х
Бухгалтерия / Финансовый отдел Х
Генеральный директор Х
Отчет о кредиторской задолженности Начальник отдела снабжения Х
Бухгалтерия / Финансовый отдел Х
Генеральный директор Х
Отчет о движении денежных средств Начальник отдела продаж Х
Начальник отдела снабжения Х
Генеральный директор Х
Отчет о себестоимости услуг Начальник грузовой группы Х
Финансовый отдел Х
Генеральный директор Х
Отчет о коммерческих расходах Начальник отдела продаж Х
Начальник отдела снабжения Х
Генеральный директор Х
В таблице 3 предлагаются виды управленческой отчетности и сроки их представления различными структурными подразделениями грузовой автотранспортной организации.
3.2 Определение точки безубыточности
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что процесс принятия решений в грузовых автотранспортных организациях имеет ряд особенностей, так как является процессом принятия решения в сфере услуг. На решения руководства влияют как внутренние, так и внешние факторы, а также существующие ограничения.
К внутренним факторам можно отнести участие потребителя услуги в процессе принятия решения. Это объясняется тем, что клиент может высказывать свои пожелания относительно того, как бы ему хотелось, чтобы грузовая автотранспортная организация оказала ему услугу по перевозке его груза. В связи с этим процесс оказания транспортных услуг является индивидуальным для каждого покупателя этих услуг.
К внешним факторам можно отнести месторасположение грузовой автотранспортной организации, сезонность, а также личностные характеристики продавца и покупателя.
Ограничения, связанные с процессом принятия решения, сводятся к тому, что определение качества транспортных услуг всегда затруднительно, так как данные услуги сугубо индивидуальны. По этой же причине всегда сложно оценить работу сотрудников грузовой автотранспортной организации.
Проведенные исследования позволили выделить те управленческие решения, с которыми часто приходится сталкиваться руководству грузовых автотранспортных организаций:
1) определение безубыточности оказания транспортных услуг;
2) определение минимальной стоимости 1 автомобиле-часа;
3) изменение объема продаж транспортных услуг;
4) изменение структуры продаж транспортных услуг;
5) целесообразность принятия заказа на оказание услуг по пониженным ценам;
6) оптимизация маршрутов перевозок;
7) решения в условиях определенности,
8) решения в условиях риска;
9) решения в условиях неопределенности.
Таблица 4
Управленческие решения и апробированные методы для их принятия в грузовых автотранспортных организациях
Управленческие решения в грузовых автотранспортных организациях Методы, апробированные в грузовых автотранспортных организациях
Определение безубыточности оказания транспортных услуг CVP – анализ
Определение минимальной стоимости 1 автомобиле-часа CVP – анализ
Определение прибыли при различных объемах продаж транспортных услуг CVP – анализ
Изменение структуры продаж транспортных услуг CVP – анализ
Целесообразность принятия заказа на оказание услуг по пониженным ценам CVP – анализ
Оптимизация маршрутов перевозок Линейное программирование
Принятие управленческих решений в условиях определенности Оптимизационный анализ
Принятие управленческих решений в условиях риска Метод апостериори
Принятие управленческих решений в условиях неопределенности Критерии Вальда, Сэйвиджа, Гурвица, Лапласа.
Рассчитаем точку безубыточности.
Цель – определение целесообразных объектов перевозок и допустимого уровня цен на них.
Основные определения:
1. Себестоимость перевозок – затраты на километр пробега
2. Цена продукции
3. Чистый доход
4. Выручка от реализации перевозок
5. Условие безубыточности
В точке безубыточности доходы предприятия от реализации перевозок равны затратам на производство данных перевозок.
По координате оси ОХ, точка определяет минимальный объём перевозок, при котором они перестают быть убыточными.
По оси OY координата точки характеризует минимальный доход предприятия от реализации перевозок, который необходим, чтобы его производство не было убыточным.
Значение зависит от четырёх факторов:
- тарифа на перевозки ;
- объёма перевозок ;
- уровня переменных затрат ;
- уровня постоянных затрат .
6. Расчёт координаты точки ВЕ по оси OY
абсолютная доля покрытия затрат предприятия
относительная доля покрытия затрат предприятия
Для принятия управленческих решений предлагается использовать методы, которые были апробированы в грузовой автотранспортной организации «Карголенд».
Использование данных методов в грузовых автотранспортных организациях оправдано, так как позволяет руководству находить оптимальные решения в наиболее часто встречающихся ситуациях при оказании транспортных услуг.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика ООО «Карголенд»
1.1 Характеристика рынка автоперевозок 2
1.2 Оценка текущей деятельности ООО «Карголенд» 6
1.3 Стратегия и тактика развития 8
1.4 Организационная структура ООО «Карголенд»
11
2. Управленческий учет ООО «Карголенд»
2.1 Анализ и классификация затрат ООО «Карголенд» 19
2.2 Выбор системы учета затрат 23
Глава 3. Бюджетирование в ООО «Карголенд»
3.1 Составление бюджетов по центрам ответственности 25
3.2 Определение точки безубыточности 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, его называют «кровеносной системой» государства. Он обладает высокой мобильностью, маневренностью, скоростью доставки. Практически любой транспортный процесс начинается и заканчивается автомобильным транспортом.
Автотранспортные организации призваны удовлетворять потребности физических и юридических лиц в перевозках. В настоящее время увеличивается как объем перевозок, так и грузооборот автомобильного транспорта. Это предопределяет курс на интенсификацию производства и повышение его эффективности, что, в свою очередь, должно сопровождаться совершенствованием информационного обеспечения процессов управления.
Проведенные исследования показали, что информация, получаемая в системе управленческого учета, наиболее полно отражает технологические, организационные и экономические особенности деятельности хозяйствующих субъектов, позволяет проследить внутрихозяйственные связи между структурными подразделениями, оценить финансовые возможности организации.
Эффективность системы управленческого учета полностью зависит от ее методического обеспечения, нормативно-базового хозяйства, механизма формирования внутренней управленческой отчетности. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы организации управленческого учета в грузовых автотранспортных организациях и использование его данных для принятия обоснованных управленческих решений.
Несмотря на значительный объем, имеющихся в российской и зарубежной научной практике разработок, в настоящее время в сфере управленческого учета отсутствуют методические разработки, всесторонне описывающие организацию управленческого учета в грузовых автотранспортных организациях.
Существующий на сегодняшний день уровень интеграции управленческой информации с другими системами учета в грузовых автотранспортных организациях достаточно низок. Отсутствие системности в сборе, хранении и переработке информации для целей управленческого учета создает в организациях режим неопределенности не только в процессах наблюдения, но и в процессе выработки управленческих решений. Неадекватность состава и структуры информационных потоков задачам управления приводит на практике к снижению эффективности оперативного и стратегического управления.
Заметный вклад в разработку теоретических аспектов управленческого учета внесли видные отечественные и зарубежные ученые, такие как А. Апчерч, Э. Аткинсон, А.С. Бакаев, П.С. Безруких, М.А. Вахрушина, Н.Д. Врублевский, В.Г. Гетьман, К. Друри, В.Б. Ивашкевич, В.Э. Керимов, И.П. Комиссарова, Н.П. Кондраков, С.А. Николаева-Рассказова, О.Е. Николаева, П.П. Новиченко, В.Ф. Палий, Л.В. Попова, Я.В. Соколов, Дж. Фостер, А.Н. Хорин, Ч. Хорнгрен, Л.И. Хоружий, А.Д. Шеремет, Т.В. Шишкова и др.
Необходимость внедрения управленческого учета в грузовых автотранспортных организациях определяется следующими основными предпосылками. Во-первых, современный бизнес требует, чтобы менеджеры высшего звена грузовых автотранспортных организаций своевременно и в полном объеме получали необходимую информацию для управления. Во-вторых, в настоящее время внутренние процессы грузовых автотранспортных организаций играют важную роль с точки зрения их оптимального взаимодействия между собой. В-третьих, в условиях рыночной экономики необходимы рычаги для эффективного управления грузовыми автотранспортными организациями. Недостаточная разработанность указанных проблем определила выбор темы курсовой работы, ее цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в адаптации теоретических положений и разработке рекомендаций по организации системы управленческого учета в грузовых автотранспортных организациях. В соответствии с целью исследования в работе ставились следующие задачи:
раскрыть сущность управленческого учета в грузовых автотранспортных организациях и определить его значение;
проанализировать поведение затрат в грузовых автотранспортных организациях и предложить их классификацию, отвечающую современным требованиям ведения управленческого учета;
проанализировать технические и экономические особенности оказания транспортных услуг, влияющих на организацию управленческого учета в грузовых автотранспортных организациях;
рассмотреть методы учета затрат и калькулирования себестоимости услуг в грузовых автотранспортных организациях;
исследовать и разработать рекомендации по методике бюджетирования расходов и доходов в грузовых автотранспортных организациях;
изучить существующие в отечественной и зарубежной теории системы управленческого учета, определить возможность их применения в грузовых автотранспортных организациях;
обосновать подход к выделению центров ответственности в рамках организационной структуры грузовых автотранспортных организаций;
выделить особенности, влияющие на принятие управленческих решений в грузовых автотранспортных организациях и выявить специфику принятия управленческих решений в различных условиях.
Объектом исследования является управленческая информационно-аналитическая система грузовой автотранспортной организации г. Москвы ООО «Карголенд», г.Москва.
Предметом исследования является комплекс теоретических и методологических положений по организации информационного пространства управленческого учета, его взаимосвязи с другими направлениями финансовой информации в условиях специфики деятельности грузовых автотранспортных организаций.
Методологической и теоретической основой исследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых-экономистов по проблемам организации финансового и управленческого учета, законодательные и нормативные акты в области налогового и бухгалтерского (финансового) учета в автотранспортных организациях.
Глава 1. Общая характеристика ООО «Карголенд»
1.1 Характеристика рынка автоперевозок
Исследование рынка грузовых перевозок, проведенное компанией ABARUS Market Research, показало, что российский рынок автомобильных грузовых перевозок за последние годы имеет устойчивую тенденцию к увеличению объёмов перевозок и приросту грузооборота, что свидетельствует об укреплении его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг. В 2006 году общий объем грузовых перевозок вырос по сравнению с 2005 годом на 8,6%, а грузооборот на 3,9%. Самый значительный прирост грузооборота достигнут именно на автомобильном транспорте – 8,7%, на железнодорожном прирост составил 5%. 32% объема перевозок выполняются железнодорожным транспортом, что на 1,8% ниже уровня 2005-го.
В количественном выражении объем грузов, перевезенных в 2006 году автомобильным транспортом, вырос, по оценкам, до 6,81 млрд. тонн по сравнению с 6,68 млрд. тонн в 2005 г.
На увеличение объемов автомобильных перевозок и прирост грузооборота в первую очередь повлияло увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях. Другой немаловажной причиной является рост оборотов розничной торговли, так как товарооборот в этом секторе осуществляется преимущественно с помощью автомобильного транспорта. Ежегодный прирост розничного товарооборота за 2004-2006 годы составил 12-12,6%.
Международные грузовые перевозки автомобильным транспортом в 2006 году увеличились по сравнению с 2005 годом почти на 9% и составили 36,5 млн. тонн. Доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40%. Еще 3 года назад она составляла всего 18%.
Тарифы на междугородные перевозки среди различных транспортных компаний значительно отличаются. Цены показывают разброс на 30% от среднего уровня по стране как в большую, так и меньшую сторону в зависимости от направления перевозки.
Прогнозы для сегмента автомобильных перевозок на ближайшие годы благоприятные. В 2007-2008 гг., благодаря макроэкономической стабилизации, спрос на транспортировку грузов как промышленного, так потребительского назначения будет расти. Ожидается, что существенным образом этому будет способствовать вступление России в ВТО.
По данным «РосБизнесКонсалтинг», в настоящее время на российском рынке работает около четырех тысяч компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, среди которых три тысячи перевозчиков и одна тысяча экспедиторов (по материалам обзора «Российский рынок транспортно-логистических услуг» от 29.06.2006г., опубликованного в бизнес – газете «РосБизнесКонсалтинг»). Основная масса экспедиторских и логистических компаний расположена в Москве и Санкт-Петербурге, а также в портовых городах и региональных центрах. Около 30% транспортно-логистических компаний зарегистрированы в Центральном федеральном округе (в том числе более 20% - в Москве), 28% - в Приволжском федеральном округе, 18% - в Уральском федеральном округе и 10% - в Северо-Западном федеральном округе, в том числе 9% - в Санкт-Петербурге.
Среди компаний-грузоперевозчиков выделяются: «Автоплюс», «Астеко», «Восточные линии», «Дамтранс», «Комфорт Лоджистик», «Логитэк» - группа компаний, «МРТК» - межрегиональная транспортная компания, «ПЭК» - первая экспедийионная компания, «Реал», «Северcтальтранс», «ТрансАвтоГрупп», «Транскомпани», «ТрансРоссия», «Хезенкамп Логистик», «Юнилог». В настоящее время одной из наиболее устойчивых и динамично развивающихся компаний на российском рынке транспортных услуг является «Карголенд». Компания специализируется на предоставлении полного комплекса транспортно-экспедиционных услуг, отвечающих всем требованиям клиента. Средний прирост объемов перевозимых грузов для компании «Карголенд» составляет 30-40% ежегодно.
1.2 Оценка текущей деятельности ООО «Карголенд»
Транспортная компания «Карголенд» работает на рынке грузоперевозок с 2001 года. Компания предлагает своим клиентам широкий спектр транспортных услуг. Компания осуществляет грузовые перевозки и автомобильные грузоперевозки по Москве и Московской области, а также по территории России, странам СНГ и Европы.
Компания располагает большим парком автотранспорта грузоподъемностью от 1,5 до 20т. Большой опыт и высокая квалификация сотрудников компании гарантирует клиентам высокое качество и надежность грузоперевозок. «Карголенд» осуществляет также железнодорожные перевозки грузов. При железнодорожных перевозках клиенту предоставляется весь комплекс транспортных услуг при транспортировке грузов в контейнерах, крытых вагонах, полувагонах, на платформах и в рефрижераторном подвижном составе.
Фирма предлагает также перевозку сборных грузов в крытых вагонах в города Иркутск, Тюмень, Чита и транспортировку мелких партий грузов пассажирской скоростью по всем станциям РЖД.
Перевозка грузов осуществляется компанией «Карголенд» в минимальные сроки при 100% материальной ответственности за сохранность перевозимого груза.
Автопарк транспортной компании Cargoland представлен широким спектром грузового транспорта. Мы предлагаем перевозки на грузовых автомобилях различных категорий: микроавтобусы, среднегабаритные фургоны, высокотоннажные фуры отечественного и импортного производства.
Перечень транспортных средств, доступных для заказа:
1 категория Микроавтобусы Toyota HiAce
( г/п до 0,5 т; 2 - 4 куб. м) 4 а/м
2 категория Грузовики Nissan Atlas
(г/п от 1,0 до 1,5 т; 6 - 12 куб. м) 3 шт
3 категория Грузовики Mitsubishi Canter
(г/п от 2,0 до 3,0 т; 15 - 20 куб. м) 4 шт
4 категория Грузовики Бычок
(г/п от 3,5 до 5,0 т; 18 - 22 куб. м) 3 шт
5 категория Грузовики Mercedes
(г/п от 3,0 до 4,0 т; 25 - 30 куб. м) 2 шт
6 категория Фуры КАМАЗ
(г/п от 4,0 до 10,0 т; 30 - 36 куб. м) 2 шт.
7 категория Фуры MAN 8-163
(г/п от 4,0 до 10,0 т; 40 - 50 куб. м) 2 шт.
1.3 Стратегия и тактика развития
К экономическим целям можно отнести снижение цен на продукцию и услуги, а также увеличение прибыли.
Количественные цели включают увеличение объёма и номенклатуры продукции и расширение видов услуг.
К качественным целям относятся ремонт и модернизация имеющегося парка автомобилей и переход на более экономичное топливо и запасные части.
1,200 руб.
1. Закон РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 23.07.1998 № 123-ФЗ. от 28.03.2002 №32-ФЗ);
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» ПБУ 1/98 (Приказ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н в редакции приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107н);
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 24.03.2000 г. № 31 н);
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99) Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н;
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н;
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н;
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № ЗЗн (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н);
8. Налоговый Кодекс Российской Федерации
9. Я.В. Соколов, М.Л. Пятое «Бухгалтерский учёт для руководителя», Москва, «Проспект», 2001;
10. М.И. Кутер «Теория бухгалтерского учёта», Москва, «Финансы и статистика», 2003;
11. М.А. Бахрушина «Бухгалтерский управленческий учёт», Москва, «Омега-Л», 2002;
12. О.Е. Николаева, Т. В. Шишкова «Управленческий учёт», Москва, УРСС, 200С;
13. С.А. Николаева «Особенности учёта затрат в условиях рынка: система «Директ-костинг», Москва, «Финансы и статистика», 1993;
14. П.В. Журавлёв, Ю.Г. Олегов, Н.А. Волгин «Управление человеческими ресурсами», Москва, «Экзамен», 2002;
15. С.А. Бороненкова «Управленческий анализ», Москва, «Финансы и статистика», 2001;
16. В.М. Попов, С. И. Ляпунов «Сборник бизнес - планов», Москва, «Кнорус», 2004;
17. В.А. Слепов, Т.Е. Николаева «Ценообразование», Москва, «ИД ФБК - ПРЕСС», 2003;
18. Е. Хруцкий, Т. В. Сизова «Внутрифирменное бюджетирование», Москва, «Финансы и статистика», 2004;
19. А.С.Бакаев «Комментарии к новому плану счетов бухгалтерского учёта», Москва, «ИПБ-БИНФА», 2001.
1,200 руб.