3.1 Закономерность возникновения и развития государства.
Возникновение государства было закономерным этапом в раз¬витии человеческого общества. Оно характеризует собой переход от естественного состояния общества к гражданскому и тем самым создание цивилизованной формы совместного проживания людей. В основе процесса возникновения государства лежит закон возрас¬тающего разнообразия форм деятельности людей как следствие по¬стоянного роста потребностей. Возникающие новые потребности нуждаются в своем удовлетворении, которое осуществляется путем общественного разделения труда, специализации функций, знаний, навыков и умений и закрепления их за определенной группой, ко¬торая обменивается результатами своего труда с другой группой. Таким образом, происходят дифференциация различных видов че¬ловеческой деятельности, умножение числа профессий, разнообра¬зия социальных отношений социальных групп, индивидуальностей. Умножение и усложнение форм разделения труда порождают раз¬личные формы социальной неоднородности: экономическую, имущественную, социальную, классовую. Следовательно, прогресс об¬щества означает его движение ко все более сложным структурам, нуждающимся в управлении. Возрастающее усложнение социальной системы, каковой является общество, имеет целесообразный харак¬тер, так как содействует устойчивости общества, его большей приспосабливаемости к внешним условиям.
Если проиллюстрировать данный закон на примере процесса возникновения государства, то следует отметить, что догосударственное общество характеризуется нерасчлененностью различных видов человеческой деятельности. Лежащая в основе догосударственного общества присваивающая экономика включала в себя охоту, соби¬рательство и рыболовство, которые объединялись в деятельности одного человека. Он использовал то, что давала ему природа, и стре¬мился лишь выжить, удовлетворяя свои примитивные потребности. Выживание происходило путем приспосабливания к природе и объ¬единения людей в стада, общины, племена и племенные союзы. В этих условиях не существовало различий общественного и индиви¬дуального интересов, прав и обязанностей. Неравенство носило ес¬тественный характер и было неравенством по рождению. Столь примитивные системы нуждались в простейшем механизме управ¬ления. Функции управления не закрепляются на постоянной основе у какой-либо группы рода или племени. Власть принадлежит соб¬ранию рода, которое делегирует ее на определенное время какому-то лицу — вождю, военачальнику, старейшине и вправе изъять ее у него. Регуляция столь неразвитых с точки зрения разнообразия от¬ношений осуществляется мононормами, представляющими собой нерасчлененное единство верований, мифов, предсказаний, тради¬ций, обычаев, морали, а также кровнородственными связями.
Следует отметить, что социальная дифференциация не была вне¬запным процессом, она происходила постепенно. Так, по мнению П.Л. Сорокина (1889—1968), можно выделить шесть форм ранне¬го социального расслоения:
1) деление на группы по полу и возрасту с различными привилегиями и обязанностями;
2) наличие привиле¬гированной и влиятельной группы вождей племени;
3) наличие са¬мого влиятельного и уважаемого вождя;
4) существование отвер¬женных, живущих «вне закона»;
5) существование труда как внутри племени, так и между племенами;
6) различные уровни жизни.
Од¬нако в условиях присваивающей экономики подобные различия оказывали незначительное влияние на возможности человека, во всем зависевшего от племени.
Переход от производящей экономики, вызванный природно-кли¬матическими условиями — изменениями климата, исчезновением животных и растений, которыми питался человек, заставил его уже выживать, не приспосабливаясь к природе, а изменяя ее и создавая искусственную среду обитания — гражданское общество. Подобное оказалось возможным лишь при помощи революции орудий труда. Возможности отдельно взятого человека, который соединял в себе различные виды деятельности, оказались исчерпанными. Дальней¬ший прогресс был связан с разделением функций, с дифференциа¬цией ранее нерасчлененных видов деятельности. Общественное раз¬деление труда привело к выделению земледельцев, скотоводов, ре¬месленников, торговцев, управляющих. Специализация и разделение функций заметно увеличили возможности человека, производитель¬ность его труда и способствовали нарастанию социального неравен¬ства, появлению частной собственности, выделению богатых и бед¬ных, управляющих и управляемых. Процесс дифференциации видов деятельности предполагал и их интеграцию, в условиях которой возможен прогресс. Соци¬альное расслоение, обусловленное процессом накопления излиш¬ков, было источником конфликтов и подвергало опасности ста¬бильность совместного существования. Как, впрочем, подобная же опасность исходила и от воинственных соседей, стремившихся в поисках ресурсов к захвату новых территорий.
Таким образом, территориальная определенность, переход от кочевого образа жизни к оседлому, социальное расслоение вследст¬вие общественного разделения труда и появления частной собст¬венности объективно требовали возникновения государства для ин¬теграции общества, социального контроля и управления. Родоплеменная потестарная власть становится политической, т.е. монопо¬лизируется привилегированным меньшинством общества, выделив¬шимся из него. Оно осуществляет управление обществом с помо¬щью специально подготовленных для этого людей (бюрократии), органов принуждения и правовых норм. За эту деятельность эти лю¬ди получают жалование. Аппарат управления часто был достаточно многочисленным. Например, в Афинском государстве в пери¬од его расцвета в V в. до н.э. государственный аппарат включал 6 тысяч судей, 160 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников вер¬фей, 500 членов совета и т.д. — всего около 20 тысяч человек. Это притом, что полноправных граждан, т.е. лиц старше 18 лет, было около 35 тысяч.
Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, частная собственность, деление общества на классы), повли¬явшими на процесс возникновения государства, следует отметить демографические, психологические, антропологические, геополитиче¬ские (угроза извне). Так, нуждались в регуляции процессы естест¬венного воспроизводства в связи с переходом от кочевого к осед¬лому образу жизни, запретом на кровосмешение и изменением форм семьи. Не менее важной причиной возникновения государст¬ва является природный страх человека перед другим человеком, а также и его разумность, которая приводит к пониманию необходи¬мости создания органа управления, стоящего над обществом. При¬родный эгоизм, агрессивность соседствуют в человеке с его рацио¬нальностью и коллективной (общественной) природой, стремлением к совместному проживанию. Нельзя не учитывать и опасность на¬силия, которая исходила от более сильных и организованных пле¬мен. Конечно, можно отметить и влияние географического фактора. Его влияние на процесс государствообразования в плане ускорения заметно возрастало там, где был выход к морям, и замедлялось в лесных, степных районах. Вероятно, это связано с развитием тор¬говли, которая влияла на развитие товарно-денежных отношений, разделение труда, появление частной собственности. Процесс соци¬ального расслоения ускорялся под воздействием этнического фактора, о чем свидетельствует деление на свободных и рабов, как показывает опыт Древней Греции и Рима, на основе этнических различий.
Таким образом, закономерный характер возникновения государ¬ства был обусловлен влиянием как социальных факторов, так и психо¬логическими, антропологическими, этническими, геополитическими, географическими факторами. Обращая внимание на это обстоятель¬ство, создатель американской конституции Д. Мэдисон (1751—1836) заметил:
Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого пра¬вительства... Однако... до тех пор, пока разум человека подвержен оши¬бочным суждениям и он свободен пользоваться им. различия во мнени¬ях неизбежны... Таким образом, скрытые причины раздоров заложены в человеческой природе.
Вместе с тем Д. Мэдисон полагал, что наиболее общий и долговременный источник раздоров — неравное распределение богатства. Интересы, связанные с земельной собствен¬ностью, производством, торговлей, финансами, вместе со многими дру¬гими интересами вырастают в цивилизованных странах из необходимо¬сти, они делят общество па классы, и это деление усиливается разными чувствами и взглядами.
3.2. Особенности происхождения государства у различных народов мира
Общие закономерности возникновения и развития государства специфически проявлялись в тех или иных регионах, в различных культурных и религиозных средах, у конкретных народов. Природно-климатические условия, географическое положение страны, религи¬озные верования и традиции оказывали влияние на процессы соци¬альной дифференциации, лежащие в основе формирования госу¬дарства. Эти факторы обусловливали конкретные пути и формы государствообразования у различных народов. Однако притом, что процесс возникновения государства у конкретного этноса, народа был уникален, условно можно выделить группы стран, которым были присуши некоторые общие черты в формировании государст¬ва. Это позволяет говорить о трех путях возникновения государства:
• восточном;
• западном;
• синтезном.
Различия между ними состоят главным образом в том, каким образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной ор¬ганизации, возникновения социального расслоения и на этой осно¬ве органов публичной политической власти, монопольно правящей группы.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие государства и права………………………………………………………5
2. Признаки государства и права……………………………………………….........8
3. Происхождение государства история и теория……………………………........13
3.1 Закономерность возникновения и развития государства………………….13
3.2. Особенности происхождения государства у различных народов мира ....17
3.3. Теории происхождения государства…………………………………….….24
4 Происхождение права история и теории…………………………………………34
4.1 Возникновение и развитие права…………………………………………….34
4.2Основные теории происхождение права……………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………………...42
Введение
Актуальность темы заключается в том, что происхождение государства и права — это одна из кардиналь¬ных проблем юриспруденции.
Задачами курсовой работы являются рассмотрение понятий государства и права и их основные признаки, истории и теории происхождение государства и права.
Объектом исследования курсовой работы является государство и право.
Предметом исследования курсовой работы – понятия и признаки государства и права, истории и теории происхождения государства и права.
На протяжении многих десятиле¬тий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собст¬венности и государства». Отступление от энгельсовского понима¬ния процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.
После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений уче¬ных-юристов по данной проблеме.
Многие из них настолько свыклись с теорией происхождения государства и права, разработанной, как указывает в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказы¬ваться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осов¬ременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях «уши» Маркса и Энгельса все равно торчали.
Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и поданно¬му вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.
Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода раз¬вития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.
Позиция четвертой группы ученых мне представляется не про¬сто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: госу¬дарственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями
Государство — единая организация суверенной политической публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливает и взыскивает налоги.
Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
1. Понятие государства и права
При определении понятия государства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явле¬ний разными людьми, но и сложность и многогранность самого государ¬ства как явления.
В каких смыслах, по мнению Кельзена — одного из основателей теории правового нормативизма, может употребляться и употребляется понятие государства?
Во-первых, понятие государства может применяться в юридическом смысле. Государство может рассматриваться исключительно с «чисто "юридических позиций». Оно может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». В силу этого «с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка». Причем государство выглядит не иначе как «такой образ действий и порядок поведения лю¬дей, который мы обычно называем правовым порядком».
Государство как юридический феномен предполагает, что «отноше¬ния между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отно¬шениями между правом и индивидуумом». Это означает, по мнению Кельзена, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкцио¬нирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и дей¬ствиях связано правом».
Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».
Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, ха¬рактерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам. Фактически, не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существова¬ло и существует несколько командных структур. В результате их дея¬тельности всегда возникало значительное число доминирующих в обще¬стве отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что назы¬вается социологическим государством.
В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «ес¬тественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассмат¬ривается не иначе как «форма социальной биологии».
Подобный взгляд на понятие государства до Кельзена разделялся многими авторами, в основном сторонниками так называемой органиче¬ской теории государства. Достигнув апогея в своем развитии на рубеже XIX—XX в., данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом общество полностью ото¬ждествлялось с организмом, а государство считалось «единственным ин¬ститутом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и еще не родившихся граждан».
Наконец, в-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками - нормативистами как «система норм», как «норма¬тивный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть».
Государство, подчеркивал автор, имеет политический характер, про¬является прежде всего как политическая организация потому, что оно устанавливает «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы».
Итак, сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами — с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.
Право, употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, оно означает то, что «всегда является справедливым и добрым», т, е. естественное право. Во-вторых, право — это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право». По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений.
В полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например, положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юри¬стами о неразрывной связи права и справедливости, права и добра.
Важную роль в формировании представления о сущности и содержании права, а также в его определении играют и такие факторы, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.
Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
2. Признаки государства и права
За всю историю развития человечества великими мыслителями и по¬литическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.
Так, древнегреческий ученый и философ Демокрит (460—370 гг. до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. «...Хоро¬шо управляемое государство,— писал он,— есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».
Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106—43 гг. до н.э.) рассматривал в качестве одного из ос¬новных признаков государства дело, «достойное народа». Причем под народом им понималось «не любое соединение людей, собранных вме¬сте каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связан¬ных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. В чем оно за¬ключалось? Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной по¬литической власти.
Основным признаком государства является также наличие аппара¬та принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принуди¬тельных учреждений (тюрьмы, лагеря и т. п.).
Аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами воору¬женных людей в литературе нередко называют публичной властью, при¬давая ей первостепенное значение.
В условиях первобытного строя власть имела общественный ха¬рактер. Она целиком и полностью совпадала непосредственно с насе¬лением. В обществе не было людей, которые бы не занимались произ¬водительным трудом, а только властвовали и управляли. Непосредст¬венно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существо¬вавших в рамках первобытнообщинного строя, выполнялись не выде¬ляющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации, а самими заняты¬ми производительным трудом взрослыми членами этого общества.
Среди основных признаков государства выделим такой, как разде¬ление населения по территориальным единицам. В отличие от пер¬вобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от них принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, при госу¬дарственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, «в политическом отношении пре¬вращались в простую принадлежность территории».
Независимо от кровнородственных связей они выступают на терри¬тории государства либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под дейст¬вие его законов.
Территория государства — своего рода материальная база, без кото¬рой оно не может существовать. Это естественное (а не какое-либо иное, в том числе общественное) условие существования и функциони¬рования государства.
Одним из основных признаков государства является суверените. Что он означает? Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене.
Верховенство проявляется в способности государственной власти са¬мостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государст¬венных и партийных, общественных органов и организаций.
В суверенитете государства находит свое политическое и юридиче¬ское выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выра¬жается способность государства, независимо от других государств, фор¬мировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
В мире всегда существовали и существуют государства с формаль¬ным или ограниченным суверенитетом.
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу рас¬пространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со сто¬роны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета допускается самим госу¬дарством по взаимной договоренности с другими государствами, напри¬мер, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добро¬вольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединя¬ются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
1,200 руб.