§1.3. Цели социальной политики российской федерации до 2010 года
В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
во-первых, обеспечение максимально эффективной защи¬ты социально уязвимых домохозяйств, так как они не облада¬ют возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;
во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и обще¬ственно приемлемого качества базовых социальных благ, к чис¬лу которых относятся, прежде всего, общее образование и ме¬дицинское обслуживание;
в-третьих, создание экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфор¬тное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора на¬селением предоставляемых социальных благ и услуг.
Предлагаемая правительством программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у госу¬дарства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.
Последовательное осуществление политики, базирующей¬ся на указанных ориентирах, предполагает переход к модели «субсидиарного государства», которое обеспечивает пере¬распределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям.
При таком подходе граж¬дане, которые обладают самостоятельными источниками фи¬нансирования социальных потребностей, сами, за счет собствен¬ных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, получению профессионального образования, а также значительную часть расходов на медицинское обслуживание, школьное образование, пенсионное страхование. В перспективе большую часть социальных благ этой категории граждан следует предоставлять через предпри¬ятия негосударственных форм собственности.
В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также предо¬ставление бесплатных услуг в области образования и здравоохранения той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам.
Безусловным приоритетом в области социальной по¬литики являются инвестиции в человека. Именно поэтому предлагаемая правительственная стратегия социально-эконо¬мического развития РФ до 2010 года предусматривает опережение рост ассигнований на цели здравоохранения, образо¬вания и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.
Итак, в области финансовой политики реализация правитель¬ственного плана действий до 2010 года позволит добиться зна¬чительных позитивных сдвигов в большинстве отраслей соци¬альной сферы и заложит фундамент для их последующего динамичного развития. Благодаря улучшению финансирования образования, здравоохранения и культуры услуги этих отраслей станут более доступными для населения.
В то же время Правительство РФ создаст организационно-финансовые механизмы, которые в дальнейшем обеспечат существенное повышение качества услуг общественного образования и здравоохранения. Реформы в сфере регулирования труда и занятости населения позволят добиться повышения регистрируемой занятости и реального уровня социальной защищенности работников. Рост денежных доходов населения в сочетании с перераспределением социальных пособий и социальной помощи в пользу малообес¬печенных домохозяйств приведет к снижению уровня бедности и неравенства.
В связи с ликвидацией дотаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства возрастут расходы населения на оплату соответствующих услуг, однако этот рост компенсируется увеличением адресных жилищных субсидий малообеспеченным семьям. Будут увеличены реальные размеры стипендий и заложены основы для устойчивого развития социальной системы в долгосрочной перспективе.
Глава 2. Финансовый кризис в России и его влияние на развитие национальной экономики
§ 2.1. Кризис в России в контексте мирового финансового кризиса
Кризис в России являлся составной частью мирового финансового кризиса. Кризис начался с краха банковской системы в Чехии весной 1997 г., осенью того же года он охватил Малайзию и Таиланд. В начале 1998 г. кризис распространился на Индонезию, Южную Корею и Японию.
В августе 1998 г. кризис достиг России, затем переместился в Бразилию и Аргентину, которые находятся под угрозой серьезных потрясений в настоящее время. Особенность глобального финансового кризиса 1997-1998 гг. состоит в том, что это первый кризис, поразивший большинство стран с развивающимися рынками, к числу которых относится Россия. Кризис оказал существенное влияние на мировую финансовую систему в целом, поставив вопрос о необходимости ее реформирования, включая реформу международных финансовых организаций (МФО).
Мировая экономика испытывала наиболее серьезные потрясения за период после нефтяного шока середины 70-х -начала 80-х годов. Было еще рано говорить о вероятности мировой депрессии, но страны, на которые приходится 2/5 мирового ВВП, переживали состояние спада. Следствием финансового кризиса явилось замедление темпов экономического роста развитых стран.
Падение курсов акций приобрело повсеместный характер, упали цены на сырьевые товары - налицо классическая картина раннего этапа мирового спада. Надежда избежать его остается в силу устойчивости экономики США и Западной Европы. Серьезные проблемы испытывают Япония и большинство стран Восточной Азии. Продолжается дальнейшая корректировка оценок перспектив мирового роста в сторону их замедления. В частности, специалисты Всемирного банка прогнозировали рост реального ВВП в 1998 году на 2,0 %, а в 1999 году - на 2,4%. Наиболее пессимистичные прогнозы предполагали рост мирового производства лишь на 1,5% в 1998 году, и на 1,7% - в 1999 году.
Можно выделить ряд общих черт, характеризующих развитие кризиса в странах Азии и в России:
1. резкое обесценение национальной валюты;
2. крах банковской системы;
3. падение уровня капитализации фондового рынка;
4. значительное сокращение размеров производства;
5. отрицательно сальдо платежного баланса по текущим операциям.
В России кризис принял особенно острую форму из-за отсутствия заметных структурных реформ в основных секторах экономики, значительной зависимости от притока краткосрочного иностранного капитала, падения цен на нефть как основную статью российского экспорта, низкого уровня сбора налогов.
С июня 1997 г. по сентябрь 1998 г. среди 4 стран в наименьшей степени по отношению к доллару обесценился корейский вон, более всего - индонезийская рупия. Реальный курс российского рубля упал примерно на 60%. Во всех указанных странах за 12 месяцев с начала кризиса реальное обесценение национальных валют превысило 30%. Значительно пострадал фондовый рынок.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Кризис финансово-экономической системы России: характерные черты 6
§1.1. Утрата мирового политического влияния 6
§1.2. Пути преодоление кризиса 9
§1.3. Цели социальной политики российской федерации до 2010 года 13
Глава 2. Финансовый кризис в России и его влияние на развитие национальной экономики 16
§ 2.1. Кризис в России в контексте мирового финансового кризиса 16
§2.2. Развитие кризиса в России в советский период 21
§2.3. Посткризисная ситуация в России 24
Глава 3. Кризисы кредитно-банковской системы 31
§3.1. Роль бюджетного финансирования капиталовложений 31
§3.2. Влияния девальвации рубля на динамику ссуд в инвалюте 38
§3.3. Ориентиры российской экономики начала третьего тысячелетия 39
Заключение 42
Список литературы 45
Введение
Переход российской экономики к рынку кардинально изменил критерии и механизмы функционирования социальных институтов и вызвал потребность в реформировании практически всех структур управления развитием экономической сферы. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной ориентации в этой сфере.
Современное сложное состояние экономической сферы настоятельно требует исследования современных подходов к формированию модели финансового механизма бюджетных учреждений социально-культурной сферы. При этом обязательным является четкое определение роли государства, степени и методов влияния его на основы построения, эффективно действующего финансового механизма бюджетных учреждений.
Не вызывает сомнения, что при построении модели финансового механизма во всех сферах национального хозяйства следует исходить прежде всего из финансовой политики государства.
Актуальность данной темы заключена в том, что, экономическая политика охватывает все стороны деятельности государства. Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.
Обзор литературы свидетельствует, что в период перехода к рыночным отношениям вопросам проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Вместе в тем эти проблемы в теоретическом плане освещены недостаточно.
Отсутствие на страницах печати необходимой, по нашему мнению, дискуссии по теоретическим вопросам финансовой политики является основной причиной того, что в настоящее время в экономической литературе отсутствует единство мнений по определению и содержанию финансовой политики.
Цель курсовой работы – показать, что кризис оказался втройне благотворным: во-первых, он разрушил первый, очень несовершенный вариант устройства нашей экономики, во-вторых, наглядно показал властям, сколь важна качественная макроэкономическая политика, и, наконец, сделал политически проходимыми многие меры, которые до кризиса были бы заведомо нереализуемыми (централизация доходов, казначейское исполнение бюджета, отмена множества налоговых льгот).
Вместе с тем до сих пор остаются сильны последствия психологического шока населения от кризиса: стойкое недоверие к властям и любым их начинаниям, к рублю, к финансовой системе. Такие факторы имеют важное экономическое значение: они препятствуют нормальному превращению сбережений в инвестиции, ограничивают развитие финансовой системы.
И еще никуда не делась присущая нам склонность надеяться на простое решение сложных проблем. Один за другим предлагаются рецепты быстрого удвоения ВВП, которые в лучшем случае отвлекают внимание от действительно фундаментальных проблем, а в худшем - способны подорвать с трудом достигнутую стабильность экономики.
Остается надеяться, что мы не только усвоим непосредственные уроки кризиса, но и сможем сделать более общие выводы: для построения здоровой экономики нужно продолжать работать над решением каждой из многочисленных структурных и институциональных проблем российской экономики.
Особенности экономического развития заключаются в циклическом характере движения рыночной экономики. Анализ циклических явлений нельзя отделить от анализа экономического развития, так как, согласно тезису Шумпетера, экономический цикл является одновременно и причиной, и следствием этого развития. Экономический цикл состоит из четырех основных фаз: оживление, бум, спад и депрессия.
Глава 1. Кризис финансово-экономической системы России: характерные черты
§1.1. Утрата мирового политического влияния
К рубежу третьего тысячелетия Россия утратила положение страны-сверхдержавы и столкнулась с угрозой оказаться на периферии формирующегося нового мира. Опасность остаться за рамками постиндустриальной, информационной экономи¬ки является для России все более реальной.
Утрата мирового политического влияния, отсутствие адекватной позиции в международном разделении труда - это не только проигрыш на уровне страны в целом. Для каждого от¬дельного гражданина это оборачивается существенным сниже¬нием уровни и качества жизни. Государство не сумело создать условия для обеспечения достойной жизни своих граждан.
Слабая экономика, политическая и социальная нестабиль¬ность, глубокий моральный кризис общества, а главное - от¬сутствие четких целей и ориентиров развития страны ставят под вопрос перспективы России как сильного государства, спо¬собного защищать свои национальные интересы. Мировое сообщество все более склоняется к настороженному отношению к России как к стране с непредсказуемой внутренней и внешней политикой.
Тает основное национальное богатство - интеллектуальный потенциал населения страны. Продолжается отток за границу наиболее активной части населения.
В стране образовался неблагоприятный деловой климат, государство оказалось не способным выполнять все взятые на себя обязательства, в структуре экономики все еще преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимос¬ти и нерыночных услуг
Слабость государственной власти, ее коррумпированность, подмена государственных интересов принципом баланса интересов чиновников и бизнесменов наносят непоправимый ущерб экономике российского государства, разрушают среду для конкурентной и законной предпринимательской деятельности, в ко¬нечном счете - лишают Россию нормального исторического будущего.
Преступность остается одним из препятствий экономичес¬кого и социального прогресса.
На наш взгляд, социально-экономической кризис в России обусловлен политикой российского государства, допустившего одностороннюю ориентацию в проведении курса реформ путем реформирования финансовой сферы в ущерб реальному секто¬ру экономики. Характерные черты кризиса.
1. Прогрессирующий спад (до 60% и более) национального производства: появление признаков полного исчерпания производственного потенциала страны. По существу, из воспро¬изводственной цепи: «производство распределение обмен - потребление» выпала главная определяющая фаза пени производство. Образно говоря, в воспроизводстве обществен¬ного продукта «вырубило свет». Наступил экономический мрак. Экономика полетела в никуда. И все это по причине при¬нятия американской программы проведения курса реформ в России.
2. Спад производства привел к глубочайшему разрыву цепи между отечественным производством и потреблени¬ем. Потребление как производительное, так и личное стало ком¬пенсироваться за счет импорта. Импорт как водопад Ниагара хлынул в отечественную экономику и практически смыл произ¬водство. Однако «поднял на щит» фазу обмена: наступил рас¬цвет торговли как оптовой, так и розничной, а вместе с ней резкий рост, как оказалось непродуктивной, банковской сис¬темы.
3. Нарушения в воспроизводстве общественного продук¬та вызвали:
a. обвальный рост цен и резкое падение уровня жизни. Га¬рантированная государством ставка оплаты труда не достигает 20% прожиточного минимума. Особенно нетерпимыми стали неплатежи по заработной плате, пенсиям и другим бюджетным доходам, что снижает и без того крайне низкий уровень дохо¬дов большинства населения. Большинство населения - это бедные люди;
b. невероятный рост безработицы, составляющей 20-25% экономически активного населения;
c. концентрацию огромного богатства в руках очень узкой группы людей;
d. демографическую катастрофу. По продолжительности жизни Россия находится в пятом-шестом десятке стран мира. Очень высок уровень заболеваемости и инвалидности, распро¬страняются болезни, обусловленные социальным неблагополучием, возникают эпидемии опасных инфекционных болезней, обостряется проблема социальной защиты престарелых;
e. утрату населением доверия к власти;
f. опасное нарастание социальной напряженности. Забастовочная волна заметно усилилась, охватив целые регионы.
g. большие категории служащих и интеллигенции, которые преж¬де не участвовали в акциях протеста.
Пренебрежение российским государством своими соци¬альными обязательствами в огромной мере отражает устарев¬шее понимание роли социальной сферы в экономике. Прави¬тельству необходимо отказаться от практики «латания дыр» в социальной сфере и исходить из того, что социальные расходы государства имеют не меньшее значение для экономического развития, чем накопление реального капитала
Однако российское общество готово решать накопившиеся проблемы.
§1.2. Пути преодоление кризиса
Для преодоления кризиса в России необходимо глобально изменить курс проведения реформ на макроэкономическом уровне. Необходима правительственная программа выхода из кризиса. Думается, что в ней должны найти отражение следу¬ющие основные направления.
1. Возрождение отечественного производства. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приоб¬ретают подчиненный, кратковременный, инструментальный ха¬рактер. Это означает, что наряду с косвенным регулированием все большее ме¬сто должно занимать прямое государственное вмешательство в экономику с целью оживления реального сектора. Вся прежняя картина проведения курса реформ в России показала несо¬стоятельность государственного регулирования экономи¬ки, потому что регулирование в интересах финансовой стаби¬лизации оказалось несовместимым с промышленной политикой - политикой роста реального сектора экономики.
1,200 руб.
1. Банковская система России в 1996-2000 гг.: модели функционирования, тенденции, перспективы развития. Аналитический доклад. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ЦМАКП).
2. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев М.: ИНФРА-М, 2001
3. Гонтмахер Е, Ш. Социальная политика: уроки 90-х. М.: Гели ос АРВ. 2000.
4. Гребнек Л. С, Нуреев Р. М. Экономика. Курс основ: Учеб. М: Вита-Пресс, 2000
5. Илларионов А. Как Россия потеряла ХХ столетие \\ Вопр.экономики. – М., 2000. - № 1.
6. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором \\ Вопр.экономики. – М., 2001. - № 4.
7. Кудров В. М Мировая экономика: Учеб. М.: БКК. 2000.
8. Курс переходной экономики: Учеб./Пос. под ред. Л. И. Абапкина. М.: АО «Финстатипформ», 2001.
9. Макекадырова А.С., Тарханов А.В. Научные основы национальной экономики: Учеб.пособие. М.: Изд-во Рос.экон.акад., 1999.
10. Михайлов Л.В., Сычева Л.И., Тимофеев Е.В. Банковский кризис 1998 года в России и его последствия. Научные труды №21Р. - М.:Институт экономики переходного периода, 2000.
11. Национальная экономика. Учебник под общ.ред.акад.РАЕН В.А.Шульги. – М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2002.
12. Носова С. С Экономический контроль. М : Экономика, 2001.
13. Носова С. С. Экономическая теория: Учеб. для эконом, вузов. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.
14. Обзор экономической политики в России за 2007 год. - М.: РОССПЭН, 2007.
15. Строков В.А. Концепции национальной рыночной экономики. - М.: ХОРС, 1997
16. Теория переходной экономики: макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Е. В. Красниковой. ML: ТЕИС, 2000.
17. Теория переходной экономики: макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Герасименко. М.: ТНИС, 2002
1,200 руб.