Наиболее распространенные типы межнационального конфликта:
1) Государственно-правовой. В основе его лежит неудовлетворенность правовым статусом нации, не имеющей собственной государственности, или имеющей ее в усеченной форме. По сути это конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству. (Пример — конфликты абхазо-грузинский, осетино-грузинский, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов).
2) Этно-территориальный. Как правило, имеет глубокие исторические корни. С учетом того, что в России национально-территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, ареал расселения многих народов весьма широк и пестр — конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий. (Конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах Среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, — всего таких спорных территорий в бывшем Союзе ССР специалисты насчитывают около 100.)
3) Этно-демографический. Возникают такого рода конфликты там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав “коренной нации”, введение разного рода ограничений для “пришлых”. Такого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации.
4) Межнациональные конфликты усиливают миграционные потоки и порождают огромное число беженцев (сегодня их насчитывается до миллиона), а это, в свою очередь, ведет к появлению еще одного типа конфликтов — между переселенцами (беженцами) и местным населением.
Социологические исследования показывают, что причиной возникновения межнациональных конфликтов могут быть разные факторы, но особенно остро они протекают там, где переплетается сумма этих риториальных, этнорелигиозных, создающих особую социально-психологическую ситуацию, когда взрыв национальных чувств и эмоций затмевает разум.
Конечный результат любого из типов конфликтов усугубляющееся бедствием народов, втянутых в противоборство и, почти всегда беспроигрышная политическая игра явных и скрытых организаторов народной трагедии.
При всей сложности вычленения главных мотивов межнационального конфликта — коренным является мировоззрение национал-экстремизма — идеологии и практики национального превосходства, (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, “белых пятнах” истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку. Всему этому придается “национальная” окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности “своей” нации и возложения на инонационального соседа вины.
Искусно подогретые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой универсальный механизм всякого национал-экстремизма как политическое хамелеонство и “всеядность”. Способность вступать в коалицию с самыми полярными идейными течениями и откровенными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, “кланами”, где каждый защищает свои собственные, чаще всего далеко не национальные интересы. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм будет приобретать характер “национального” единства, временного межнационального союза для борьбы с общественной системой, блокирования властных, правительственных решений.
Механизм предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов:
раннее прогнозирование. Знание ситуации дат возможность принять необходимые меры до того, как конфликт вызрел;
оперативные решения наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат, организационно-политическая и разъяснительная работа;
налаживание диалога противостоящих сторон, переговорного процесса, как правило, с участием нейтральной стороны;
применение санкций — экономических, политических, административно-правовых, вплоть до санкционированного, применения силы органами охраны общественного порядка;
создание правовых, экономических, социальных, культурных предпосылок для смягчения напряженности и конституционного решения проблемы;
организация соответствующих государственных, общественных, научных институтов, институтов “Третейского суда” и арбитража, неправительственных организаций по предотвращению конфликтов и миротворческой деятельности;
учитывая роль социально-экономического фактора в стимулировании всех типов межнациональных конфликтов, особенно важно сохранить или найти пути восстановления экономических, хозяйственных связей, развивая рыночные отношения, кооперацию, взаимовыгодное предпринимательство в пограничных зонах, строительство совместных предприятий, создание свободных экономических зон, зон совместной торговли, в целом — налаживание полнокровного экономического сотрудничества;
750 руб.
Введение 4
1Этнос и нация 6
2Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения 9
3Межнациональные отношения в России 15
Заключение 17
Список литературы 19
Введение
Исторический опыт показывает, что отношения между народами и нациями нередко были напряженными и трагическими. Так, русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатились войска Тамерлана. Открытие Колумбом Америки сопровождалось ограблением и уничтожением индейцев. Племена и народы Африки захватывались колонизаторами. В ходе мировых войн ХХ века беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению те или иные нации, народности. Историческая вражда не могла не сказаться на национальном сознании. В нем до сих пор бытуют национальные предрассудки, неприязнь, корни которых уходят в далекое и не очень далекое прошлое.
Сегодня стало очевидным, что прежние варианты решения национальных проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие, как правило, — следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в национальной политике.
Обостренное национальное самосознание, нетерпимость к малейшим нарушениям национального равноправия пронизывают духовную атмосферу нашего времени. Не случайно именно со второй половины ХХ века национальный вопрос обозначился там, где он, казалось бы, уже решен (Квебек в Канаде, Шотландия и Уэльс в Великобритании, Корсика во Франции и т. д.) .
Бурный рост потенциала международной конфликтности в начале 90-х годов застал мир врасплох. Сообщество наций, 45 лет ориентировавшееся на сдерживание ядерных вызовов и достигшее в этом неоспоримых результатов, оказалось плохо подготовленным к адекватному ответу на новую глобальную угрозу.
Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:
• социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);
• культурно-языковыми;
• этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);
• этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);
• историческими;
• межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);
• сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).
Забота о национальной безопасности является одной из главных целей деятельности людей, народов, государств.
Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня достаточно остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением подчас носят напряженный характер. Проявление симптомов нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. В связи с этим, тема данного реферата является актуальной.
1 Этнос и нация
Этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп.
Люди, составляющие этнос, безусловно, всегда живут в обществе, в системе социально-экономических, политических и иных общественных отношений. С этим связаны частое отождествление этноса и общества, подмена этноса обществом. В действительности этнос и общество - хотя и связанные, но совершенно разные явления. Это особенно наглядно тогда, когда люди, принадлежащие к одной общности, входят в состав нескольких разных геосоциальных организмов.
В принципе члены одного этноса могут жить на совершенно разных, далеко отстоящих друг от друга территориях и принадлежать к разным экономическим общностям, однако, возникнуть этнос без более или менее компактного совместного проживания будущих его членов на определенной территории и наличия между ними каких-то, пусть минимальных, экономических связей не может.
Этнос может быть (а может и не быть) подразделен на субэтносы - группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.
Этнос может состоять из:
1) этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса;
2) этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец,
3) этнической диаспоры - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.
В действительности же этнос и нация относятся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции (втягивания, растворения) этнического слияния (консолидации), этнического включения (инкорпорации) и этнического расщепления (дивергенции). Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей.
Сущность же нации наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политических. Каждое такое движение имеет определенную программу. Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся к сфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, которую нельзя не принимать во внимание. Но это общественная сила определенного рода, отличная от иных общественных сил.
В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями.
Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная политика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений.
В системе национальных отношений ключевыми, решающими, являются политические аспекты. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структуре власти и некоторые другие вопросы.
Вместе с тем, на формирование национальной идеи, политических установок, политического поведения, политической культуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия обитания наций, народностей. По существу все вопросы межнациональных отношений приобретают политическое значение и могут быть решены на политическом уровне. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос.
Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая.
Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое и социальное содержание, включающее совокупность национальных проблем на определенном этапе развития данной страны. На конкретном содержании национального вопроса отражаются особенности исторического развития страны и ее народов, специфика их социально-экономического и политического устройства, социально-классовой структуры, национального состава населения, исторических и национальных традиций и другие факторы. Причем с решением одних проблем возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций.
750 руб.
1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. Ставрополь, 2002.
2. Амелин В. В. Межнациональные конфликты на рубеже 80-90-х годов. - М., 1993.
3. Дробижева Л.М. Этнические конфликты //Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Полис.-2000-№2.
4. Онохова В.В. Проблемы развития межнациональных отношений в РФ. Сибирский Юридический Вестник. - 1999. - № 2.
5. Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
6. Шарафулин М.М. Межнациональные конфликты: причина, типология, пути решения. № 45(2006) Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 20.
7. Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт // Свободная мысль. -1993. - № 3.
750 руб.