3. Рекомендации по минимизации объемов и эффективности теневой экономики в современной России
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:
• реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
• ужесточение борьбы с коррупцией;
• меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
• выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
• усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.
Исходя из вышеизложенного, к существующему на сегодня уголовно - правовому механизму воздействия на теневую экономику, очевидно, можно отнести следующие нормы УК РФ:
ст.171 "Незаконное предпринимательство";
ст.172 "Незаконная банковская деятельность";
ст.173 "Лжепредпринимательство";
ст.193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте";
ст.198 "Уклонение гражданина от уплаты налога";
ст.199 "Уклонение от уплаты налога с организаций".
Рассмотрим их более подробно.
Статьи 171 и 172 УК РФ отличаются лишь объектами применения и запрещают деятельность субъектов экономической деятельности без регистрации либо без специального разрешения(лицензии), когда такое разрешение обязательно, или с нарушением условий лицензирования. Таким образом, уголовная ответственность предусмотрена за деяние, которое, с одной стороны, состоит в проведении финансово - хозяйственных операций, а с другой, в несоблюдении установленных для этого правил регистрации и лицензирования.
Смысл данных статей УК РФ заключается в том, чтобы пресечь такие вредные для государства явления, как сокрытие самого факта существования финансово - хозяйственной деятельности субъекта, с одной стороны, и сокрытие факта проведения лицензируемой деятельности, с другой.
Однако критерием применения данных статей является формальный акт государственной регистрации, который для налогового контроля в принципе бессмыслен. Для последнего предусмотрен самостоятельный учет в налоговом органе по месту нахождения предприятия или его имущества. Наличие или отсутствие факта регистрации не увеличивает и не уменьшает социальной опасности от сокрытия финансово - хозяйственной деятельности, поэтому и выделение последнего под самостоятельной юридической квалификацией не имеет смысла.
В объективную сторону данных преступлений входит также деятельность без необходимой лицензии. Данное деяние, наоборот, предполагает государственную регистрацию и легальную финансово - хозяйственную деятельность. При этом наличие или отсутствие лицензии вовсе не определяет теневой характер операций. Предприятие может действовать вполне открыто и регистрировать в учете нелицензированные сделки. Если же эти сделки не учитываются, то деяние подпадает по действие ст.199 УК РФ. Таким образом, под одной диспозицией уголовных статей фактически подразумеваются разные по своему характеру и общественной опасности деяния.
Статья 173 УК РФ «Лжепредпринимательство» устанавливает уголовную ответственность за создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.
Вместе с тем элементарная логика подсказывает, что для осуществления целей, указанных в данной статье, вовсе не обязательно создание самостоятельной коммерческой организации. Для вывода денежных средств из-под налогообложения могут использоваться и фирмы, проводившие реальную финансово - хозяйственную деятельность, и фиктивные фирмы, то есть нигде не зарегистрированные фирмы с вымышленными атрибутами. В объективную сторону данной статьи включено создание фирмы с определенной целью, но это условие лишь затрудняет доказательство противоправной деятельности. Общественная опасность состоит не в факте создания фирмы или причастности к ее созданию, а в осуществлении определенных фиктивных или реальных финансово - хозяйственных операций или других деяний, самостоятельно квалифицируемых как преступные.
Мало того, создание предприятия или кредитно - финансовой организации без цели ведения предпринимательской или банковской деятельности вообще перестает быть самостоятельным, имеющим свой собственный смысл действием, отличным от истинного характера деятельности, ради которой оно создано, а следовательно, и самостоятельная его квалификация не имеет практического смысла.
Существует и другой нюанс, затрудняющий применение данной статьи на практике. Лжепредпринимательство подразумевает отсутствие цели получения предпринимательской выгоды при совершении операции. Между тем возможны варианты, когда экономическая (приносящая выгоду) деятельность может быть частью антиобщественной деятельности. Поэтому создание для этих целей предприятия уже не может соответствующим образом квалифицироваться.
Например, в схемах обналичивания денежных средств, направленных на уклонение от уплаты налогов, может принимать участие кредитная организация, которая получает от этого иную коммерческую выгоду, чем сокрытые от налогообложения средства (например банки - при обналичивании денежных средств). Привлечение такой организации по ст.173 УК РФ также невозможно.
Общественно опасное деяние, описанное данной статьей УК РФ, является, таким образом, фактически лишь частным случаем уклонения от уплаты налогов либо мошенничества. Не случайно, что за 1998 г. органами ФСНП России, например, было возбуждено лишь два уголовных дела, одно из которых было переквалифицировано по ст.199 УК РФ, а другое прекращено.
Статья 193 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за невозвращение валютной выручки из-за границы и призвана поставить заслон на пути крайне негативного явления в российской экономике, которое получило название "утечка капиталов". Криминалом считается превышение установленных сроков поступления валюты по осуществленным сделкам или незачисление полученной валютной прибыли на счета в уполномоченных банках.
Примечательно, что в рыночной экономике само по себе невозвращение средств из-за границы не может считаться преступлением, так как они находятся в частной собственности и их собственник имеет право вкладывать их на территории любой страны. Для нормально функционирующей экономики данный закон, как и сам порядок внешнеэкономических расчетов, не обязателен и в какой-то степени даже вреден. Вместе с тем в условиях реформируемой экономики такой подход может быть оправдан. Так как за невозвращением валюты из-за границы чаще всего скрываются невыгодное для страны распределение капитала и нежелание платить установленные налоги, то наказание применяется фактически за тенизацию капиталов и сокрытие от налогообложения прибыли с более чем вероятных доходов, полученных российским резидентом за рубежом. Без такого дополнения вывоз капиталов за границу потерял бы свою криминальность. Однако уголовная ответственность за это деяние фактически дублирует аналогичную финансовую ответственность, предусмотренную российским валютным законодательством, и которая применяется чаще всего. Разница существует лишь в объектах применения законов.
Статьи 198, 199 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. Согласно действующему уголовному законодательству ответственность за это деяние наступает по факту неуплаты налогов в определенном размере независимо от того, каким способом произошло это уклонение. При этом закон лишь частично определяет, какие именно деяния входят в понятие "способ уклонения от уплаты налогов". Между тем именно этот вопрос оказывается краеугольным при определении сущности налоговых преступлений.
Редакция уголовных статей, устанавливающих ответственность за умышленную неуплату налогов, за период с 1992 по 1998 гг. менялась четырежды, только в течение последних двух лет - дважды. Уже сам этот факт говорит о неразработанности понятия налоговых преступлений и попытках законодателя приблизить законодательство к потребностям следственной практики.
Основным инструментом наступления на «тень» должна стать единая система финансового контроля страны. В ее необходимости сейчас почти никто не сомневается. Есть предложения создать ее при Центральном банке, при Счетной палате, в рамках правоохранительной системы и т.д. При решении этого вопроса следует исходить из целей и функций финансового контроля. Целью этой организации должно стать не жесткое искоренение теневиков как класса, а упорная и кропотливая работа по выводу из их бизнеса нелегальных финансовых схем.
1,200 руб.
Введение 3
1. Теневая экономика: теоретические основы анализа 6
2. Анализ теневой экономики в современной России 18
3. Рекомендации по минимизации объемов и эффективности теневой экономики в современной России 28
Заключение 35
Список литературы 36
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в тех или иных формах теневая экономика присуща любой экономической системе. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Общей предпосылкой ее появления является устойчивое желание различных категорий подданных государства добывать средства к существованию, не делясь своими доходами с государственной казной. Теневая экономика это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируется государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это – латентные процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.
В современной России теневая экономика стала одной из наиболее серьезных и трудноразрешимых проблем. Она негативно сказывается на социально-политической, социально-экономической сферах, подрывает международный авторитет страны.
Общей тенденцией экономик всех развитых стран является быстрый рост теневого сектора. Так, за последние сорок лет теневая экономика Швеции выросла в 8 раз, Германии - в 7 раз, США - в 2 раза. Этому, безусловно, способствуют быстрая глобализация мировой экономики, появление рынков евровалют, многочисленных офшоров и т.д.
Теневая экономика, ставшая неотъемлемым структурным элементом рос-сийской хозяйственной системы, оказывает на последнюю свое деструктивное воздействие. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, отмывание денег, коррупция – все это привело к угрожающему перетеканию денег из легального сектора экономики в теневой.
Масштаб, массовость и динамика теневых процессов свидетельствуют о наличии не отдельных трудностей в реформировании экономики нашей страны, а о большой проблеме, кроющейся внутри такого института, как государство.
Причины распространенности теневого сектора хозяйствования лежат в экономической, правовой, социальной плоскостях. Они связаны с нерешенностью в должной мере вопросов контроля финансовых потоков, сопоставления доходов и расходов юридических и физических лиц, предотвращения незаконных переводов капиталов за границу. Сказывается и несовершенство антикоррупционного законодательства в результате чего недостаточно отработаны и адаптированы к современным условиям хозяйствования правовые методы борьбы с теневой экономикой.
На современном этапе социально-экономических преобразований в России исследование проблем теневой экономики и ее последствий, поиск конкретных путей и направлений противодействия им является одной из актуальных задач достижения стабильности в обществе.
Проблемам теневой экономики посвящены работы Исправникова В.О., Э.Де Сото, Корягиной Т.И., Кондрашова В.Ю., Косалса Л., Куликова В.В., Клямкина И.М., Максакова И.Д., Радаева В.В., Тимофеева Л.Н.
Цель исследования — изучение теневой экономики в современных российских условиях, определение ее последствий и методов борьбы с ней.
Достижение поставленной цели предполагает решения следующих задач:
определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
проанализировать масштабы теневой экономики в России;
определить методы борьбы с теневой экономикой.
Объектом исследования является феномен теневой экономики.
Предмет исследования – особенности теневой экономики в современных российских условиях.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теневая экономика: теоретические основы анализа
Теневая экономика как явление возникла с древних времен и «успешно» функционирует по сей день. Понятие «теневая экономика» базируется на общем понятии «экономика» (термин «экономика» происходит от греч.oikonomike – искусство управлять хозяйством) . В сущности, экономика отражает совокупность производственных отношений, которые соответствуют конкретной общественной среде.
Любому специалисту понятно, что в экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. Нет должной ясности и в том, что конкретно включает в себя соответствующий сектор экономики. Причем такая неопределенность характерна отнюдь не только для Беларуси, хотя за рубежом научные исследования данной проблематики начались значительно.
При первоначальной попытке вычленить и экономически определить его, предпринятой немецкими исследователями, к «теневой» экономике были отнесены лишь финансовые тайные сделки различного рода. Ряд немецких авторов считают, что «теневая» экономика охватывает прежде всего криминальную деятельность; другие определяют ее как сектор, в котором участвуют все уклоняющиеся от выплаты налогов субъекты, третьи включают сюда не только финансовые операции, но и экономическую деятельность, результаты которой, по их мнению, должны учитываться в валовом национальном продукте (ВНП), четвертые идентифицируют «теневую» экономику с «полулегальной» или «нелегальной». В литературе ФРГ фигурирует и более широкое определение «теневой» экономики в качестве любой деятельности вне рамок официального сектора экономики - от труда в домашнем хозяйстве по самообеспечению и общинного производства до различных форм подпольного предпринимательства.
Таким образом, при определении особенностей «теневой» экономики немецкие ученые выдвигают различные критерии: фискальные интересы государства, действительную оценку размеров валового национального продукта, юридические параметры. Тем не менее все авторы сходятся в том, что «теневая» экономика, в рамках которой создаются доход, материальные блага и услуги, должна быть включена в объем ВНП.
Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести .
Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.
Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.
Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени, наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока :
1.Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.
2.Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.
3.Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности. Для «отмывания» денег обычно выбираются страны, кредитно-финансовой системе которых присущи следующие признаки: нестабильная правовая база; тайна коммерческих и/или банковских операций и неопределенные законы об их регистрации; отсутствие препятствий (или минимальные ограничения) в отношения обмена иностранной валюты и открытия анонимных (номерных) банковских счетов; отсутствие налогов или низкое налогообложение доходов иностранных корпораций и т.п .
В соответствии с «Методологическими положениями по оценке скрытой (неформальной) экономики», утвержденными постановлением Госкомстата России № 7 от 31 января 1998 года, теневая экономика включает в себя «скрытые, неформальные и нелегальные» виды деятельности. Система элементов теневой экономики представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структуики
Рис. 1. Структура теневой экономики
Исследование проблемы теневой, прежде всего криминальной, экономики как специфического социально-экономического явления предполагает совершенствование подходов к определению сущности теневой и криминальной экономики. Во всех существующих определениях по-разному очерчиваются границы той и другой экономики, но отмечается главный признак – скрытый и антиобщественный характер.
Как известно, масштабы и характер деятельности в данной сфере рыночных отношений варьируются в очень широких пределах – от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (наркобизнес), до примитивных вознаграждений за услуги. По международным оценкам и данным Института изучения рынка (Бонн), в государствах с развитой рыночной экономикой теневой сектор составляет около 8 % ВВП, в странах с переходной экономикой – около 40 % ВВП. Так, в США сегодня на теневую экономику приходится 8,4 %, в Германии – 16,8 %, в Италии – 25,7% ВВП. Самая высокая доля теневой экономики наблюдается в странах СНГ: в Белоруссии – 50,4 %, в Украине – 54,7 %, в Грузии – 68 % ВВП. В России по расчетам Росстата, доля теневой экономики составляет примерно 25 % ВВП, без учета криминальной деятельности, а c учетом – примерно 48,7 % .
В государственном секторе хозяйства можно выделить такие виды теневой экономики, как:
- экономика приписок, которая выдает фиктивные результаты за реальные (приписки продукции, фальсификация сведений о качестве и цене товаров);
- экономика неформальных связей, обеспечивающая «закулисное» выполнение обычных производственных заданий (повышенная оплата труда «шабашников», организация банкета при приеме ревизоров и т.д.);
- экономика взяток, то есть злоупотребление служебным положением должностных лиц в личных целях (коррупция, незаконные привилегии).
Понятие «черной» экономики в некоторых научных работах отождествляется с понятием экономики организованной преступности. Необходимо отметить, что черная теневая и криминальная экономика обособлена от «белой» еще в большей степени, чем так называемая «серая». В то же время, на уровне «большого бизнеса» наблюдается их взаимное переплетение. Основные признаки типологизации теневой экономики приведены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии типологизации теневой экономики
Основные признаки «Белая» ТЭ «Серая» ТЭ «Черная» ТЭ
Субъекты менеджеры официального «белого» сектора экономики неофициально занятые профессиональные преступники
Объекты перераспределение доходов
без производства производство обычных товаров
и услуг производство запрещенных
и дефицитных товаров и услуг
Связи с «белой» экономикой неотрывна
от «белой» относительно самостоятельна автономна
по отношению
к «белой»
Представляется, что предлагаемая типология не является идеальной и завершённой, так как не существует жесткой грани между разными видами теневой и противоправной экономической деятельности. Так, например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и, используя контакты с легальными предпринимателями, обналичивать свои доходы. Участники теневого сектора экономики в большинстве случаев сотрудничают друг с другом, что, в известной степени объединяет их в противостоянии официальной экономике.
Легализация доходов теневой экономики отражена на рисунке 2, на котором показано, как вполне легальная экономика через операции по сокрытию части финансового оборота путём неучтённых операций или псевдоопераций, через уклонение от уплаты налогов формирует теневой капитал, который нелегально вывозится за рубеж. За рубежом он легализуется в виде приобретения недвижимости, инвестиций в иностранную экономику, создания предприятий, а затем легально возвращается в Россию в виде инвестиций. Следует подчеркнуть, что основной объем доходов в противоправной экономической деятельности обычно дает именно «серая» экономика, поэтому само понятие «теневая экономика» в обыденном правосознании нередко ассоциируется с понятием «экономическая преступность», но на самом деле доходы организованных преступных группировок составляют в общей массе теневых доходов лишь малую часть.
В различных теоретических концепциях теневой экономики выделяются многообразные причины, способствующие развитию этого сектора. Традиционно к основным факторам развития теневой экономики ученые относят следующие:
1,200 руб.
1. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001
Федеральный закон от 30.10.2002 N 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
2. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики. // ЭКО. – 2004. – № 8. – с. 21-37.
3. Алиев В.М. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2002. №5.
4. Алиев В.М., Соловых Н.Н. Теоретические основы изучения проблемы легализация (отмывания) доходов, полученных незаконным путем. Домодедово, 2002
5. Барсукова С. "Теневая" экономика и "теневая" политика: взаимные интересы / Светлана Барсукова, Василий Звягинцев // Свободная мысль. - 2006. - N 7-8. - С.141-154.
6. Белкина С. Государственное регулирование сокращения теневого сектора в современной России // Деловая жизнь. - 2002. - N 5-6. - С.23-28.
7. Верин В.П. О некотрых вопросах судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // БВС №2. 2005.
8. Верин В.П. О некотрых вопросах судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // БВС №2. 2005.
9. Воротников В.П. Преодоление теневизации российского общества. Проблема и решения. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
10. Голованов Н. М., Перекислов В. Е. Теневая экономика и легализация преступных доходов., С.-П.: Издательство «Питер», 2003
11. Исправников В. Теневые параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса // Российский экономический журнал. — 2001. — № 3.
12. Корж В. Типичные способы легализации преступных доходов // Российская юстиция 2002. №4.
13. Крашаков А. Теневая экономика «цветет и пахнет» // АиФ. – 2002. – № 18-19. – с. 10.
14. Латов Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики) М.: Московский общественный научный фонд. 2001. http://ie. Boom.ru/Latov/Monograph/Intro.htm
15. Милентьев А., Затмение в экономике // Аргументы и факты. 2006. № 14
16. Мовсесян А.Г. Из тени в свет... перетаскивая // Независимая газета 2000-12-19.
17. Они делают вид, что управляют нами, а мы делаем вид, что их уважаем // Независимая газета 2001-07-20.
18. Сатуев Р.С., Шраер Д.А., Яськова Н.Ю. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
19. Теневая реакция бизнеса // Российская газета" - Федеральный выпуск №4305 от 1 марта 2007 г.
20. Теневая экономика // Газета «Коммерсантъ» № 70(3646) от 25.04.2007
21. Тумаков И.С. Тенденция легализации теневой экономики в Российской Федерации // Теневая экономика: проблемы диагностики и нейтрализации: Материалы секционных докладов / Ред. О.Л. Сафьянов. Екатеринбург. 2004
22. Уголовный вестник в борьбе с теневой экономикой // Налоговый вестник", N 1, 2000.
23. Шикунова О.Г. Теневая экономика: состояние, проблемы, способы противодействия. – М., Наука, 2002.
24. Экономика прячется в тень // Газета «Коммерсантъ» № 218(2103) от 21.11.2000.
1,200 руб.