Концептуальная модель базы данных
Сущность в IDEF1X описывает собой совокупность или набор экземпляров похожих по свойствам, но однозначно отличаемых друг от друга по одному или нескольким признакам. Каждый экземпляр является реализацией сущности. Таким образом, сущность в IDEF1X описывает конкретный набор экземпляров реального мира, в отличие от сущности в IDEF1, которая представляет собой абстрактный набор информационных отображений реального мира.
Связи между сущностями
Связи в IDEF1X представляют собой ссылки, соединения и ассоциации между сущностями. Связи это суть глаголы, которые показывают, как соотносятся сущности между собой.
Перечислим основные сущности и связи между ними:
• Блюдо из нескольких Продуктов;
• МенюНаДень из нескольких Блюд;
• Заказ из нескольких Блюд;
• ЗаказМероприятия из нескольких Мероприятий.
Для организации связей М:М были введены дополнительные сущности: ПереченьБлюд, СоставБлюд, СтрокаЗаказа, СтрокаЗаказаМероприятия.
Логическая структура базы данных ИС выполнена в ER Win 4.0 и приведена на рис. 11.
На основе логической структуры было разработано 10 таблиц в MS Access.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 2
Описание предметной области 3
Бизнес-процессы в существующей системе 3
Реинжиниринг бизнес-процессов 7
Определение целей и задач ИС 10
Функциональное проектирование 10
Концептуальная модель базы данных 13
Создание информационной системы 16
Руководство пользователя 17
Заключение 22
Список литературы 23
Приложение. Примеры отчетов 24
Введение
Многие отечественные предприятия торговли уже осознали все преимущества комплексной автоматизации своей деятельности на основе современных компьютерных технологий.
В настоящее время практически все торговые предприятия, имеющие заметный товарооборот, используют в своей работе те или иные средства автоматизации. В основном это системы, обеспечивающие автоматизацию отдельных видов деятельности, как, например, справочные системы, системы бухгалтерского учета или отдельные модули автоматизации склада.
Компьютерный учет имеет свои особенности и радикально отличается от обычного. Компьютер не только облегчает учет, сокращая время, требующееся на оформление документов и обобщение накопленных данных для анализа хода торговой деятельности, необходимого для управления ею. Отчеты о положении в торговле, получаемые с помощью компьютера, можно получить и без него – никакой особой математики в компьютере не содержится – но на расчеты уйдет столько времени, что они уже ни на что не будут нужны; или ими придется занять такое количество расчетчиков, что на их зарплату уйдет значительно больше, чем будет получено прибыли в результате их расчетов. Таким образом при применении компьютера “количество переходит в качество”: увеличение скорости расчетов делает возможным качественное улучшение самой схемы построения торговли.
Курсовой проект реализуется с использованием RAD – технологий проектирования и пакета Microsoft Access, в основе которого лежит концепция быстрого создания приложений.
Описание предметной области
Ресторан предоставляет для своих клиентов услугу питания. На каждый день составляется меню, которое включает в себя список блюд для питания. На основе этого меню составляется список для закупки необходимых продуктов питания, входящих в состав блюд. Клиент, приехав в ресторан, выбирает из меню блюда, которые он хотел бы заказать, их готовят, если они заранее не были готовы, и приносят клиенту. В качестве дополнительной услуги ресторан может организовать развлекательные программы в своем помещении. По результатам своей деятельности ресторан производит отчисления в налоговые органы и предоставляет отчетность в органы государственной статистики.
Бизнес-процессы в существующей системе
Под бизнес-процессом будем понимать совокупность взаимосвязанных операций по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Управление бизнес-процессами нацелено на выполнение качественного обслуживания клиентов. При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии.
Бизнес-процессы делят на основные (в них входы/выходы используются для взаимодействия с внешними организациями) и вспомогательные (входы/выходы используются другими подразделениями организации).
Элементарным составляющим звеном в бизнес-процессе является технологическая операция.
Для выявления бизнес-процессов необходимо составить перечень технологических операций и выделить из этого списка группы операций, выполняющих одну задачу. Бизнес-процессы могут иметь в своем составе другие бизнес-процессы.
На данном этапе выявим бизнес-процессы без учета внедрения проектируемой информационной системы.
Синтаксис отображения бизнес-процессов — диаграммы потоков данных. Основными компонентами диаграмм потоков данных являются: внешние сущности; процессы; накопители данных; потоки данных.
Внешняя сущность в бизнес-процессе — это материальный предмет или физическое лицо, представляющее собой источник или приемник информации, например заказчики, поставщики, клиенты. Определение некоторого объекта или системы в качестве внешней сущности указывает на то, что она находится за пределами границ анализируемой ИС. В процессе анализа некоторые внешние сущности могут быть перенесены внутрь диаграммы анализируемой ИС, если это необходимо, или, наоборот, часть процессов ИС может быть вынесена за пределы диаграммы и представлена как внешняя сущность.
Внешними сущностями системы являются:
1. Клиент ресторана, заказывающий блюда и оплачивающий счет;
2. Официант, обслуживающий клиента, составляющий и предоставляющий счет к оплате клиентом;
3. Управляющий, который составляет меню на конкретный день из разнообразия блюд, занимается организацией развлекательной программы; составляет отчетность в налоговые органы;
4. Главный повар составляет ассортимент блюд, подготавливает отчет о необходимых для блюда продуктах.
Бизнес-процесс №1 «Составить меню» отображен на диаграмме на рис. 1.
Бизнес-процесс №2 «Обслужить клиента» отображен на рис. 2.
Бизнес-процесс №3 «Составить отчетность» отображен на рис.3.
Рис. 1. Бизнес-процесс №1 «Составить меню»
Контроль за осуществлением составления ассортимента блюд ресторана входит в обязанности главного повара. Повара составляют перечень блюд и список необходимых продуктов на основе перечня блюд. Список необходимых продуктов используется управляющим при составлении меню на каждый день. Список блюд и продуктов используется менеджером для закупки необходимых продуктов.
Рис. 2. Бизнес-процесс №2 «Обслужить клиента»
Клиент, придя в ресторан, делает заказ у официанта, который оформляет заказ и предоставляет для оплаты счет клиенту. Также клиент может заказать развлекательную программу, для этого он делает заказ у официанта. Официант составляет отдельный счет на развлекательные мероприятия и предоставляет счет на оплату клиенту. Клиент оплачивает счет.
Рис. 3. Бизнес-процесс №3 «Составить отчетность»
В таблице 1 представлены оценки всех бизнес-процессов относительно критических факторов успеха (КФУ) предприятия. КФУ — это факторы, необходимые для существования предприятия как единого целого, т.е. необходимые для выполнения миссии предприятия. Список КФУ должен отражать ключевые составляющие предприятия и его связи с внешней средой. Были использованы следующие критические факторы успеха:
• удобство обслуживания клиентов,
• скорость обработки информации,
• высокое качество блюд и обслуживания клиентов,
• внедрение новых и популярных концепций,
• разумная политика ценообразования,
• использование высоких технологий.
Для оценки выполнения бизнес-процессов используется пятибалльная шкала. Минимальный балл оценки — единица. По этой шкале пять баллов означают, что данный бизнес-процесс относительно выбранного КФУ выполняется без замечаний. Оценка в четыре балла — выполняется с небольшими замечаниями. Оценка в три балла — выполняется с большим количеством замечаний. Оценка в два балла — бизнес-процесс не реагирует на КФУ. Оценка в один балл — выполнение бизнес-процесса отрицательно сказывается на КФУ.
Таблица 1
Оценка бизнес-процессов относительно КФУ
Бизнес-процесс Удобство обслуживания клиентов Скорость обработки информации Высокое качество блюд и обслуживания клиентов Внедрение новых и популярных концепций Разумная политика ценообразования Использование высоких технологий Средний балл бизнес-процесса
Вес КФУ 0,2 0,1 0,3 0,2 0,1 0,1
Составить меню 3 2 5 3 5 3 3,7
Обслужить клиента 4 3 5 5 5 3 4,4
Составить отчетность 3 2 5 3 4 3 3,6
Реинжиниринг бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов определяется как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия. Целью реинжиниринга бизнес-процессов является системная реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышения качества их обслуживания.
Выделим изменения, произошедшие после реинжиниринга бизнес-процесса «Составить меню». При составлении перечня блюд блюда вносятся в информационную систему один раз, после чего этими данными могут пользоваться другие повара и управляющий. В информационную систему вносятся данные о составе блюд, о необходимых продуктах, которые используются для формирования сведений о продуктах. Данные об ассортименте блюд управляющий может в любой момент получить из информационной системы, не отвлекая поваров, что экономит затрачиваемое время на составление меню. Данные о меню на каждый день вносятся управляющим в информационную систему. При закупке продуктов управляющий использует распечатанный отчет о продуктах.
1,200 руб.