3. Пути совершенствования бюджетного финансирования АПК
3.1 Типы господдержки сельского хозяйства
ЕС
Европейская экономика более социально ориентирована. Поэтому необходимый размер государственной помощи определяют такие задачи, как сближение регионов по доходам сельхозпроизводителей, «подтягивание» этих доходов до уровня других отраслей экономики, предотвращение социальных проблем от слишком быстрого сокращения числа занятых в сельском производстве. Европейский уровень дотаций составляет более 50% от валового объема сельскохозяйственной продукции. Ключевой элемент системы господдержки – так называемые «целевые цены». Государство устанавливает ориентировочные цены на сельхозпродукцию, обеспечивающие работу производителя с определенной рентабельностью, и с помощью рыночных механизмов их поддерживает, закупая излишки при перепроизводстве и, наоборот, выбрасывая на рынок государственные запасы в случае, если цена начинает расти и перекрывать допустимый порог.
В то же время в ней предусмотрены жесткие механизмы, заставляющие фермеров трудиться над снижением затрат. Система целевых цен динамична – они постепенно, планомерно понижаются, на 3−5% в год. Кроме того, есть другие инструменты поддержки (субсидирование кредитования, дотации на голову скота, на гектар посевов). Они не привязаны напрямую к урожаю, а потому производитель ясно понимает: чем ниже его издержки, тем большая часть государственной помощи останется в его кармане.
США
В США задача ставится несколько иная, с меньшим упором на социальные цели. Главная цель – способствовать росту конкурентоспособности и помочь пережить трудный период. Этим определяется иной инструмент защиты сельхозпроизводителя от колебаний цен на рынке. Американский фермер во время провала цен имеет возможность сдать государству на хранение свою продукцию по залоговым ценам, позволяющим поддерживать производственный процесс. Если ценовая конъюнктура улучшается, производитель волен забрать свою продукцию на реализацию и вернуть из выручки полученные от государства средства.
Для европейского пути характерно желание сохранить социальную и экологическую роль деревни — т. е. сохранить сельский образ жизни по возможности в нынешнем виде и размере.
Американское сельское хозяйство больше ориентировано на эффективность, хотя и там есть программы социальной поддержки традиционного села.
Отличие российской государственной поддержки сельхозпроизводителя от описанных типов
Мы уже освоили определенный набор инструментов: дотируем покупку удобрений, поддерживаем селекционное растениеводство, племенное животноводство, успешно регулируем импорт мяса и сахара-сырца. Даже механизм государственных интервенционных закупок на зерновом рынке наконец-то заработал (правда, он настолько неповоротливый, что в случае настоящего перепроизводства или неурожая не сможет обеспечить контроль над ситуацией).
Но у нас нет главного – системного подхода и нацеленности на результат, которые есть в развитых странах. Там объем господдержки привязан к четко очерченной цели и прописан в законодательстве, которое регулярно корректируется в соответствии с новыми задачами. А у нашего государства прослеживается лишь одна цель – сокращать поддержку. Размер ассигнований упал с 16% бюджета в советское время до 0,5%, заложенных в бюджете 2007 года. Если в США господдержка оказывается на уровне не ниже 30% валового объема сельхозпродукции и имеет тенденцию к росту, то у нас – на уровне 5−6%.
Для создания системы [государственной поддержки сельхозпроизводителя] мы сначала должны понять, чего хотим добиться в сельском хозяйстве. Далее надо рассчитать, сколько нужно средств на достижение поставленной цели. Одновременно необходимо законодательно выстраивать систему не противоречащих друг другу инструментов государственной поддержки таким образом, чтобы сельхозпроизводитель мог наращивать производство и при этом активно работал над повышением его эффективности.
3.2 Развитие сельской кредитной кооперации — один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК
В настоящее время основным и наиболее реальным источником финансирования сельхозтоваропроизводителей является Спецфонд льготного кредитования, средства которого в 2008 г. должны были составить 80 млрд. руб., в том числе для крестьянских (фермерских) хозяйств - 7% от общего объема выделенных бюджетом средств. В то же время согласно статистике частный сектор — крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства граждан — обеспечивает около 50% производства сельхозпродукции в стране. Как видно из приведенных данных, распределение средств — не в пользу фермеров, да и эти скудные средства, как уже отмечалось, до них практически не доходят.
Так, по состоянию на август 2008 г. из Спецфонда льготного кредитования фермеры получили лишь 18% обещанной им суммы кредита. Несмотря на то, что сами коммерческие банки официально признают фермеров самой лучшей категорией заемщиков на селе, вот уже который год сохраняется неудовлетворительное положение дел с предоставлением сезонных кредитов именно этому сектору.
Сегодня из-за финансового краха ряда банков- операторов по обслуживанию средств Спецфонда рассчитывать на получение бюджетных средств в полном объеме вряд ли возможно.
Сегодня, когда развивается частная собственность, опыт России по воссозданию сельской кредитной кооперации должен быть использован для развития системы мелкого кредита в сельской местности.
Отмечу, что одним из отличительных признаков развитой банковской системы рыночного типа является многообразие входящих в нее кредитных учреждений. В экономически развитых странах наряду с крупными транснациональными банками в банковской системе представлены и учреждения мелкого кредита, в том числе и кредитные кооперативы. Кредитная кооперация широко распространена в Западной Европе — Германии, Франции, Нидерландах, в Северной Америке — США и Канаде, в Азии— Японии, Корее. В этих странах кредитная кооперация является своеобразными противовесом коммерческим банкам, препятствует усилению их монополии, создает конкурентную среду на рынке финансовых услуг.
Изменение структуры сельхозтоваропроизводителей в России, значительная дифференциация предприятий по объемам сельскохозяйственного производства, а следовательно, и по масштабам используемых в обороте средств предопределяет необходимость некоторых изменений и сфере финансово-кредитных взаимоотношений.
Развитие сельской кредитной кооперации - один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК, открывающей доступ мелким товаропроизводителям и сельскому населению к кредитным ресурсам.
Членами сельских кредитных кооперативов могут стать фермеры, другие сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, заготовительные, снабженческие и иные предприятия и организации, связанные с сельскохозяйственным производством, мелкие и другие предприниматели, а также отдельные граждане, участвующие своими денежными средствами в виде паевых взносов в формировании кредитных ресурсов.
Основное содержание деятельности сельских кредитных кооперативов видится в мобилизации сбережений членов кооператива, привлечении заемного капитала и использовании этих средств для выдачи кредитов, в первую очередь на производственные цели; не исключается возможность использования средств на социальные нужды членов кооператива.
Кредитные кооперативы в сельских зонах могли быть, с одной стороны, эффективным средством распределения государственных кредитов сельскохозяйственным заемщикам, так как в них действует солидарная ответственность, с другой стороны, кредитная кооперация может быть источником накопления первоначального капитала для мелкого сельского бизнеса, который призван решить проблемы сельской инфраструктуры и занятости рабочей силы в сельскохозяйственном производстве.
В настоящее время создание системы сельской кредитной кооперации должно стать одним из важнейших направлений аграрной политики государства.
Сельский кредитный кооператив — это добровольное объединение на основе членства физических и юридических лиц, проживающих и (или) ведущих свою деятельность в сельской местности для совместного накопления сбережений и предоставления займов друг другу (т.е. на основе взаимопомощи).
Цель кредитных кооперативов — с помощью выдачи доступных кредитов обеспечить условия для эффективной деятельности хозяйств своих членов, оказать услуги по сохранению личных сбережений членов кооператива. В связи с тем, что деятельность кредитного кооператива носит потребительский характер, кредиты выдаются только членам кооператива; кредитный кооператив не может оказывать услуги физическим и юридическим лицам — не членам кооператива, что обязательно фиксируется в его Уставе.
1,200 руб.
Введение 3
1.1 Особенности и роль сельского хозяйства в экономике страны 5
1.2 Отраслевая структура сельского хозяйства 7
1.3 Источники финансирования сельского хозяйства 16
2. Анализ расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса 19
2.1 Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса России 19
2.2 Бюджетное финансирование и кредитование предприятий АПК Костромской области 22
3. Пути совершенствования бюджетного финансирования АПК 28
3.1 Типы господдержки сельского хозяйства 28
3.2 Развитие сельской кредитной кооперации — один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК 30
3.3 Стратегические направления финансирования АПК 35
Выводы 42
Список использованной литературы 44
Введение
Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.
Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6 % ЭАН. В этих странах «зелёная революция» произошла ещё в середине ХХ века, сельское хозяйство характеризуется научно обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.
Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.
При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).
Россия исторически была аграрной страной и одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Сельскозозяйственные отрасли страны разнообразны: производство зерновых культур, животноводство, овощеводство и многое другое. Однако за последние несколько десятилетий страна начала выступать в роли импортера сельхозпродукции. Проблемы села - одни из наиболее насущных в современной экономике России.
Предметом исследования курсовой работы является финансирование расходов агропромышленного комплекса.
Цель работы - изучение роли бюджета в финансировании агропромышленного комплекса.
Задачи работы:
1. проанализировать роль сельского хозяйства в экономике страны;
2. изучить отраслевую структуру сельского хозяйства;
3. рассмотреть расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса;
4. проанализировать эффективность использования средств бюджета.
Научная база. Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению исследуемых социально-экономических явлений и процессов в российской экономике, труды и разработки ведущих экономистов - аграрников. В работе использованы положения, содержащиеся в Российских законах, Указах Президента России, других правительственных и нормативных документах, а также материалы всероссийской и местной статистики, опубликованные в печати.
1.1 Особенности и роль сельского хозяйства в экономике страны
С самого начала колониального периода сельское хозяйство играло основную роль в экономике. Экономика сельского хозяйства опиралась на крупные угодья, производящие единственную экспортную культуру, и зависела от производительности труда рабов. Начиная с выращивания сахарного тростника в ХVI веке, экономическое развитие страны постоянно зависело от спадов и подъемов в сельском хозяйстве. За сахарным тростником последовали хлопок, какао, каучук и кофе.
70-е годы характеризовались общим увеличением числа наименований экспортируемых сельскохозяйственных продуктов. Объем и разнообразие сельскохозяйственной продукции в виде полуфабрикатов и готовых продуктов значительно увеличились, благодаря стимулированию правительством производства готовой продукции.
Сельское хозяйство в 80-е годы продолжало играть значительную роль в экономике страны, однако поодиночке сельскохозяйственные культуры, например, сахар, кофе, каучук перестали играть доминирующую роль. Посредством финансовых поощрений и льготного кредитования Федеральное правительство способствовало развитию более эффективного сельского хозяйства. Кроме этого, были приложены усилия для контроля над миграцией сельского населения в городские зоны: на сельскую местность распространялись льготы, принимались рациональные планы аграрной реформы, стимулировались мелкие, до сих пор не выгодные, сельскохозяйственные производства и, в целом, улучшалось качество жизни в районах, удаленных от крупных центров.
С 1980 по 1992 год сельскохозяйственное производство росло (38%) более быстрыми темпами, чем население (26%). Это позволило бразильским производителям производить больше, и не только на внутренний рынок, но и для экспорта.
Таблица 1.1 Структура экономики, %
Год 1950 1960 1970 1980 1995 2005
Сельское хозяйство 27,0 22,6 12,4 10,9 11,8 12,2
Горнодобывающая промышленность - 0,4 0,8 1,1 2,2 1,0
Обрабатывающая промышленность - 21,8 29,3 33,7 29,0 22,0
Электроэнергетика - 1,7 2,4 1,9 3,2 2,5
Строительство - 1,5 5,8 7,3 8,9 8,0
Услуги 50,0 52,0 49,3 47,1 45,2 54,3
Транспорт, связь 7,0 6,4 4,6 5,0 5,3 5,5
Торговля 18,0 15,0 17,5 11,7 8,6 6,7
Сельское хозяйство, в экономике любой страны занимает особое место и обладает рядом особенностей. Важнейшей из них является то, что ведение производства органично связано с использованием земли и природной среды; при этом земля служит главным средством производства. Сельское хозяйство основано на использовании биологических факторов растений, что предопределяет несовпадение периода производства с рабочим периодом. Сельское хозяйство во многом зависит от пока еще управляемых климатических и погодных условий, отличается большой территориальной рассредоточенностью производства; в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, в воспроизводственном процессе используется продукция собственного производства (семена, корма и др.). То есть, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны. Трудно найти другую отрасль хозяйства, которая оказывала бы такое широкое и многообразное воздействие на экономику, социальные отношения и состояние окружающей среды.
В сельском хозяйстве наблюдается высокая потребность в постоянных вложениях при относительно низкой фондоотдаче. Причем такая тенденция усиливается при переходе на индустриальные методы и при развитии интенсификации отрасли. Это связано с такими особенностями сельского хозяйства как большая рассредоточенность по территории, сезонный характер производства и использования техники и др. Требуются большие вложения в землю (мелиорация, осушение и др.) при сравнительно низкой их отдаче. Без государственного вмешательства невозможно решить задачи по поддержанию сельскохозяйственного производства на должном уровне.
Повышение потребностей сельского хозяйства в инвестициях при переходе к индустриальным методам производства существенно ограничивает воспроизводство в отрасли и ведет к снижению уровня доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Если будут действовать только рыночные силы, то уровень доходов сельского населения будет существенно ниже, чем в городе. Для сглаживания этих диспропорций требуется вмешательство государственных сил. И здесь наиболее приемлемым является принцип паритета доходов сельского и городского населения, через комплекс мер, таких как налогообложение, государственная поддержка пенсионной службы, поощрение развития в сельской местности промышленности и возможности занятости населения. Важным является также государственное финансирование на развитие сельской производственной и социальной инфраструктуры.
1.2 Отраслевая структура сельского хозяйства
Агропромышленный комплекс (АПК) является важной частью производственного потенциала страны. В нем сосредоточено около 43 % людей, занятых в сфере материального производства. Основные задачи АПК - достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства, надежное обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем. Сельское хозяйство - ведущая отрасль АПК.
Намечено значительно увеличить валовую продукцию сельского хозяйства и поднять производительность труда. Темпы роста валовой продукции в предстоящий период превысят темпы роста капитальных вложений и материально-технических средств. Путь к решению этих задач - ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса, переход на интенсивные методы в растениеводстве и животноводстве.
Основой сельского хозяйства и АПК в целом является растениеводство с его подотраслями: полеводство, садоводство, виноградарство, овощеводство и животноводство, к которому относятся скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, прудовое рыбоводство, пушное звероводство, пчеловодство и др.
Для обеспечения устойчивого снабжения населения всеми видами высокоценного продовольствия планируется определенное соотношение в развитии отдельных отраслей животноводства. Основным направлением увеличения ресурсов мяса является рост производства говядины. Поэтому интенсивно развивается скотоводство, осуществляются меры по росту производства говядины путем интенсивного выращивания и откорма молодняка мясных пород крупного рогатого скота.
Растениеводство и животноводство тесно связаны между собой и как бы дополняют друг друга. Растениеводство поставляет животноводству корма, а животноводство дает ценное органическое удобрение, необходимое для восстановления плодородия почв. Эти отрасли занимают наибольший удельный вес в структуре товарной продукции.
Дополнительные отрасли, как и основные, производят товарную продукцию, но в сравнительно малом объеме. Их, как правило, создают для переработки сельскохозяйственной продукции.
Агропромышленный комплекс Российской Федерации - это комплекс отраслей, которые имеют тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства
В структуре АПК выделяют три сферы. Первая - отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др. Вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство. Третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.
В структуре АПК России сельское хозяйство является главным звеном. Оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК. Например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13% [4].
Сбалансированное развитие всех звеньев АПК - необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК, производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери собранного зерна составляют 30%, картофеля и овощей - 40-45%. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55-60%, степень износа оборудования составляет 76%.
1,200 руб.
1. Бандурин Р. Об эквивалентности межотраслевого обмена, / Экономист, 2007,№10.
2. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2006, №10.
3. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.
4. Иохин В. Я Экономическая теория. Учебник. - М.: Юристъ. 2000.
5. Кресникова Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
6. Кузнецова Э.Р. Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственном производстве Экономика АПК Предуралья. Научно - практический журнал,2007,№6.
7. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров. 2005.
8. Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2007,№10.
9. Митин С. Работа АПК в 2006 г. и формирование агропродовольственной политики / Экономист, 2007,№4.
10. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.
11. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность АПК/Трясцин М.М., и др. - Пермь, 2003.
12. Светлаков А.Г., Концептуальные подходы в решении вопросов экономической безопасности АПК Пермского края/ Охрана труда и деловое общение, 2007,№2.
13. Скузоватова О. Нормативы в анализе и оценке аграрного региона / Экономист, 2007,№4.
14. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/ АПК: экономика, управление, 2007, №2.
15. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей: эффективность и приоритеты/Аграрный вестник Урала, 2007, №1.
16. Торопов Д. Стратегия развития сельских территорий / Экономист, 2007,№10.
17. Трушин Ю. Национальный проект по АПК / Экономист, 2006, №10. Трушин Ю. Современный подход государства к развитию АПК/ Экономист, 2007,№11 .
18. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно - целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.
19. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.
20. Цветков В., Джумов А.- Государственная собственность и эффективность экономики / Экономист, 2007,№4.
21. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. - М., 2004.
1,200 руб.