Введение
Содержание
Литература
1.2 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России
Контроль над экономической преступностью можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных органов, а также негосударственных организаций, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушения правовых норм, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы.
Это определение отражает наиболее общее понимание контроля и фиксирует две его основные цели - предупреждение и борьбу с экономической преступностью. В зависимости от целей можно выделить два вида контроля - социально-правовой и уголовно-правовой.
Контроль является одной из важнейших функций социального управления и состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, насколько состояние управляемого объекта соответствует желаемому состоянию - цели управления. В данной главе будут рассмотрены особенности основных видов контроля над экономической преступностью в России - социально-правового (и его разновидностей) и уголовно-правового.
Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности.
Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В.Лунеев, "…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности" .
Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликтной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность.
Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.
Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды:
Государственный контроль - осуществляется государственными органами.
Контроль негосударственных организаций. В зависимости от конкретного субъекта можно выделить:
- банковский контроль - его субъектами выступают коммерческие банки;
- страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при некоторых видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;
- потребительский контроль - осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей.
- аудиторский (независимый) контроль - осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;
- контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и другие организации на рынке услуг безопасности экономической деятельности).
Внутренний контроль - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.
В зависимости от предмета и сферы контроля различают:
- финансовый контроль (в том числе - налоговый, валютный, бюджетный, аудиторский и т.п.);
- регистрационный контроль - контроль за соблюдением законодательства при регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
- лицензионный контроль и надзор - контроль за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию;
- антимонопольный контроль - контроль за соблюдение антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления;
- контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей;
- контроль за соблюдением законодательства в отдельных сферах экономики и на отдельных рынках, в том числе - на рынке ценных бумаг, в сфере страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, в сфере торговли, в сфере оборота алкогольной продукции.
- другие виды контроля (миграционный, экспортный, таможенный, пробирный, торговый и т.п.).
Государственный социально-правовой контроль над экономической преступностью охватывает различный виды деятельности и в зависимости от этого подразделяется на два вида:
1. Государственный контроль за соблюдением правовых норм, регулирующих различные сферы экономических отношений. Этот вид контроля, который может быть обозначен как социально-правовой контроль в сфере экономики, осуществляют специализированные контролирующие органы законодательной и исполнительной власти, а также Прокуратура РФ.
Контролирующие органы выполняют следующие основные функции:
а) выявление правонарушений и виновных лиц в процессе осуществления контрольной деятельности: контролирующие органы устанавливают факт правонарушения и конкретных субъектов, совершивших неправомерные действия, проводят анализ совершенного деяния и дают ему оценку, после чего непосредственно либо через другие органы применяют санкции к правонарушителю;
б) реализация правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям;
в) проведение конкретных профилактических мер.
Прокуратура РФ выполняет функции надзора за исполнением законов всеми субъектами экономических отношений и субъектами социально-правового контроля.
2. Государственный социально-правовой контроль, осуществляемый посредством правотворческой деятельности в сфере экономических отношений, а также реализации иных социально-экономических, политических мер, воздействующих на детерминанты экономической преступности.
Государственный социально-правовой контроль в сфере экономики
Субъектами государственного контроля в сфере экономики являются наделенные специальными полномочиями органы исполнительной власти. Особое положение среди них занимает Прокуратура РФ.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации осуществляет следующие функции социально-правового контроля:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды) опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
- принимает участие в правотворческой деятельности.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ 8
1.1 Экономическая преступность: проблема определения, признаки, классификация, масштабы 8
1.2 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России 25
1.3 Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России 44
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И БОРЬБЫ С НЕЮ 61
2.1 Экономическая преступность в современной России 61
2.2 Экономическая преступность в Нижегородской области 79
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УСИЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ 90
3.1 Стратегия борьбы с преступностью 90
3.2 Совершенствование борьбы с коррупцией в России 103
3.3 Комплексное прогнозирование борьбы с организованной преступностью - первооснова любой стратегии этой борьбы. 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
ЛИТЕРАТУРА 117
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая безопасность выступает одной из составляющих федеральной и региональной безопасности. Как всякая безопасность, она согласно Закону РФ "О безопасности" представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Экономическая сфера диктует специфику понятия жизненно важных интересов и содержания внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы, определяемые вышеназванным законом как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и юсударства, носят ярко выраженный экономический характер. Они гарантируются целым рядом статей Конституции Российской Федерации. Так, ст. 8 Конституции РФ провозглашает единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Ст. 34 Конституции закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, и запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ст. 35 Конституции подчеркивает охрану законом права частной собственности, которое заключается в том, что каждый может "иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется".
Специфика экономической безопасности заключается и в том, что она предопределяет все без исключения жизненно важные интересы личности, общества и государства, даже не носящие на первый взгляд экономического характера. Отсутствие или необеспеченность безопасности экономической делает проблематичным достижение иных аспектов безопасности, — начиная от политического и военного, и заканчивая медицинским и правовым. В самом деле, полнейший произвол и беспорядок в экономических отношениях, неспособность власти защитить экономические интересы личности, общества или государства, свидетельствуют о слабости этой власти и об отсутствии полной политической безопасности. Прорехи в экономической безопасности прогрессивно сказываются на безопасности военной, создать которую могут только государства с сильной экономической и политической властью. Напрямую обусловлена экономической безопасностью безопасность экологическая, требующая громадных материальных затрат и вложений. Точно также обстоит дело с безопасностью технологической, медицинской, информационной.
Даже правовая безопасность, состоящая в создании реальных гарантий защиты личности, общества и государства от различных правонарушений и преступности, обеспечивается, в конечном счете, безопасностью экономической, поскольку от 80 до 90% всех совершающихся правонарушений, в том числе относящихся к преступным, носят корыстный характер, обусловлены экономическими причинами.
В то же время справедливость требует признать, что экономическая безопасность не возможна в полной мере без безопасности правовой, политической, технологической, экологической и т.п. Исходя из изложенного, следует указать, что выделение перечисленных и иных аспектов безопасности является в определенной мере искусственным; все они взаимосвязаны, и речь может идти лишь о безопасности в понимании федерального закона 1992 г., процитированного выше.
Экономическая ситуация в России характеризуется сегодня прежде всего наличием громадного теневого сектора экономики.
Понятие "теневая экономика" прочно вошло в понятийный и категорийный аппарат не только ученых-криминалистов, но и работников правоохранительных органов, представителей органов власти и управления. Теневая экономика, в противовес экономике реальной, представляет собой экономику, выведенную из-под государственного контроля илл не поставленную под него. Теневая экономика неоднородна по своему содержанию. Она является результатом совершения деяний экономического характера, которые далеко не всегда преступны. Теневые экономические отношения могут выражаться в различного рода правонарушениях: налоговых, таможенных, корпоративных, банковских, валютных, антимонопольных, иных. Значительная часть теневой экономики сформирована экономической преступностью.
Специалистами выделяются также так называемые "серый" и "черный" сектора теневой экономики. "Серая" экономика включает в себя непреступные виды бизнеса, выведенные или не поставленные под государственный контроль. "Черная" экономика заведомо преступна, связана с совершением других преступлений (нарко-; порнобизнес, торговля и производство оружия, и т.д.). Этот экономический сектор изначально не может быть подвержен государственному контролю; его существование в реальной экономике невозможно. По экспертным оценкам, удельный вес "черной" экономики в теневой составляет от 5 до 20%1.
Следует заметить в то же время, что "серая" экономика также часто преступна, поскольку связана с неуплатой налогов, незаконным предпринимательством, отмыванием (легализацией) незаконно нажитых средств.
Для сохранения и наращивания своих позиций криминальные структуры тратят на подкуп и содержание коррумпированных чиновников до 50% своих доходов (в середине 80-х годов эта цифра составляла 33%). В рейтинге стран по инвестиционному риску, связанному с коррупцией, в 1997 году Россия занижала последнее место в Европе, а в мире — 59-ое, опередив только Колумбию, Боливию и Нигерию. Только функционеры теневой экономики в годы перестройки и реформ направляли на коррумпирование чиновников, по оценочным данным, около 7 млрд. долларов.
Всем этим обусловлена актуальность темы дипломной работы.
Мощнейшим негативным фактором, подрывающим экономическую и иную безопасность, выступает экономическая преступность. Как и всякая преступность, она представляет собой массовое явление, складывающееся из всей совокупности совершаемых в стране либо каком-либо регионе экономических преступлений.
Понятие экономического преступления неизвестно уголовному законодательству и не слишком исследовано уголовно-правовой, криминологической и криминалистической науками. Объектом научного изучения и определения служили в основном конкретные разновидности экономических преступлений: преступления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности (хозяйственные преступления); корыстные преступления и т.д. Некоторые западные криминалисты в известных в России работах также узко определяли состав экономического преступления, сводя его к хозяйственным преступлениям.
Некоторые сведения об экономическом преступлении можно в настоящее время почерпнуть т действующего уголовного законодательства. Раздел VIII Особенной части УК называется "Преступления в сфере экономики". Соответственно, посягательства, сосредоточенные в этом разделе, совершаются в экономике и уже поэтому могут быть отнесены к числу экономических. Структурно в раздел VIII УК входят три главы, гл. 21 — Преступления против собственности (ст. ст. 158—168 УК); гл. 22 — Преступления в сфере экономической деятельности (ст. ст. 169—200 УК); гл. 23 — Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201—204 УК); общее количество преступлений в разделе — 49.
Цель – разработка предложений по усилению контроля за деятельностью органов по борьбе с экономическими преступлениями.
Объект исследования – экономическая преступность
Предмет исследования – борьба с экономическими преступлениями.
Задачи исследования:
- изучить литературу, касательно темы исследования;
- рассмотреть теоретические аспекты в данной области;
- проанализировать статистику экономических преступлений и борьбу с ними в России и в Нижегородской области в частности;
- разработать предложения по усилению контроля за деятельностью органов по борьбе с экономическими преступлениями.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
1.1 Экономическая преступность: проблема определения, признаки, классификация, масштабы
Проблема определения понятия экономической преступности. Общепринятого уголовно-правового и криминологического понятия "экономическая преступность" в настоящее время не выработано, несмотря на его широкое использование в научном обороте. Понимание экономической преступности крайне неопределенно. Это, безусловно, ограничивает возможности конструктивного диалога с целью совершенствования и унификации законодательства по борьбе с данным явлением. Однако, с другой стороны, сложность самого явления, динамичное изменение криминальной практики в экономической сфере, значительные национальные различия в сочетании с плюрализмом исследовательских подходов, обусловленным методологией и личностными особенностями, не позволяет рассчитывать на окончательное решение этой задачи в принципе. Это связано не с несовершенством механизмов научного познания или неэффективной организацией научного общения, но с природой самой проблемы. Используя выражение М. Мамардашвили, ее можно рассматривать в качестве своеобразной "фиксированной точки интенсивности" , то есть явления, смысл которого не проявлен до конца, не может быть проявлен до конца, но познание которого является мощным стимулом для непрерывного поиска нового смысла. Вокруг таких понятий происходит особая интенсификация познавательных усилий.
Другой, связанный с предыдущим, аспект этой проблемы состоит в том, что полностью адекватного описания данной сферы действительности дать вряд ли возможно, не опираясь на некоторые априорные предположения и допущения, выбор которых опять-таки определятся как минимум личностными факторами и методологическими традициями. Проблема дефиниции экономической преступности в данном параграфе рассматривается именно с данных позиций.
Проблемы экономической преступности привлекают внимание исследователей на протяжении всей истории развития данного феномена.
Первоначальное понимание экономической преступности фактически сводилось к ее отождествлению с преступностью имущественной . В понятийном и методологическом аппарате правовой науки не находили адекватного отражения новейшие тенденции криминальной практики.
Однако уже в 60-х годах XIX века один из ведущих французских исследователей этой проблематики М.Патэн в работе "Общая часть уголовного права и уголовное законодательство в сфере бизнеса" (1861 г.) отмечал, что данные вопросы настолько твердо проложили путь в науку, что стали чуть ли не самыми главными. Он называет, в частности, следующие вопросы, нуждающиеся в срочном решении:
- экономические преступления, в том числе преступления в сфере предпринимательства;
- уголовно - правовое регулирование в данной сфере, в том числе налоговое уголовное право;
- уголовно - правовая защита предпринимателей, в т.ч. налогоплательщиков;
- уголовная ответственность предпринимателей, в том числе налогоплательщиков.
Уже в то время ведущие специалисты воспринимали проблема экономической преступности как крупную социальную проблему будущего, которую неизбежно придется решать, которая станет "во весь рост" и потребует специального рассмотрения.
Важнейшим этапом исследования проблем экономической преступности явилась работа криминолога Э.Сазерленда, впервые предпринявшего систематическое исследование преступности корпораций. Созданная им криминологическая концепция оказало мощное идейное влияние на последующий выбор способов понимания этой актуальной проблемы. В его концепции внимание было акцентировано на то новое обстоятельство, что субъектами наиболее опасных экономических преступлений являются лица, занимающие высокое социальное положение в сфере бизнеса и совершающие преступления в процессе профессиональной деятельности в интересах юридических лиц и собственных интересах. Введенный им в научный оборот термин "беловоротничковая преступность" достаточно точно отражает эту особенность его концепции.
На основе концепции "беловоротничковой преступности" Э.Сазерленда, было сформулировано определение экономической преступности, как преступности корпораций. Это наиболее узкое определение и при всей его полезности, оно не описывает адекватно проблемную область.
3,000 руб.
1. Агафонов Ю.А., Лукин В.К, Сотская Т.В. Теневая экономика: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2007.
2. Алексахин А., Петренко А. Миллиарды утекают из России // Российская газета. 2005. 4 июля.
3. Алексеев А.И. Социальная ценность и нравственные основы агентурной работы. // Оперативно-розыскная работа. - 2003. - № 2.
4. Андреев Н.Д. А.Р. Амиров, В.И. Михайлов. Основные понятия управления в службе криминальной милиции. Учебное пособие. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2002.
5. Быков А. О нарушениях законодательства при приватизации федеральной собственности // Экономика и жизнь, - 2004,- № 7, - Ваш партнер - С. 22.
6. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.
7. Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 2007.
8. Есипов В.М. Теоретико-методологические проблемы нейтрализации экономической преступности. // Преступность: стратегия борьбы. - М., 2007.
9. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 12 октября 2003 г. №№ 19 и 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров " // Экономика и жизнь, - 2003,- №№ 47,48.
10. Исправников В.О. "Серая" экономика под властью криминальных структур // Экономика и жизнь. 2007. № 47. С. 27.
11. Колесников В.И. Преступность в России и стратегия борьбы с ней. // Преступность: стратегия борьбы. - М., 2007.
12. Косалс Л.Т. Теневая экономика как особенность российского капитализма// Вопросы экономики. 2001. № 10.
13. Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 2005.
14. Крылов А.А. Социально-экономические проблемы нейтрализации криминальной экономики: Лекция. - М.: Академия МВД РФ, 2002.
15. Крыштановская О.В. Нелегальные структуры в России // Социологические исследования. 2005. №8.
16. Кузнецов А.П. Преступления в сфере экономической деятельности (понятие, место, классификация) // Следователь. 2004. N 4.
17. Кузнецов А.П. Уголовный кодекс РФ: ответственность за таможенные преступления, Следователь, 2000, № 6, С. 2-14.
18. Ларичев В., Корнева З. Беззащитная собственность обогащает воров и расхитителей // Экономика и жизнь, - 2005,- № 31,- Ваш партнер,- С. 22.
19. Лебедев Л. Незаконный вывоз денежных средств за пределы России//Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ, - 2005, - № 13, - С. 12-16.
20. Ложе И.. Информационные системы, методы и средства. / Пер. с франц. -М.: Мир, 2001.
21. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: Наука, 2007.
22. Лысов А.В. Остапенко А.Н. Промышленный шпионаж в России: методы и средства. СПб., 2004.
23. Максимов С. Организованная преступность в России: состояние и прогноз развития// Уголовное право, 2001, № 1, С. 91-97.
24. Меретуков А.Г. Правовые и криминалистические аспекты преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие, Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2002.
25. Нарушения порядка зачисления валютной выручки /из арбитражной практики/ // Экономика и жизнь, - 2005,- № 26,- С. 25.
26. Номоконов В.А. Криминальная Россия глазами американских экспертов // Владивосток. 2003. 6 мая.
27. Петров Э.И. и др. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. Учебное пособие. - М., 1995.
28. Полянский А. "Фальшивая" водка// Уголовное право, 2000, № 1, С. 98-99.
29. Преступления в сфере экономики: Постатейные материалы к новому Уголовному кодексу РФ. - М.: Издательство "Кросна - Лекс", 2007.
30. Преступность в России в 90-х годах и некоторые аспекты законности борьбы с ней. - М., 2005.
31. Преступность: стратегия борьбы /Под. Ред. Проф. А.И. Долговой - М.: Криминологическая ассоциация, 2007.
32. Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США. / Материалы международной конференции 20 - 21 мая 2007 года/. - М., 2007.
33. Радаев В. О роли насилия в российских деловых отношениях // Вопросы экономики, 2002, № 10, С. 81-100.
34. Расследование контрабанды: Практическое пособие, - М.: Новый Юрист, 2000.
35. Ривкин К.Е. Криминалистическая характеристика современных присвоений // Экономика и жизнь. 2005. № 17.
36. Старицин В. Криминальный привкус "жидкой валюты"// Уголовное право, 2007, № 4, С. 135-137.
37. Теневая экономика: экономические, социальные и правовые аспекты: Мат-лы науч. конф. 9 июля 2006 г. - М.: Независимый благотворительный фонд культуры "Форос", 2006.
38. Токарев Е.В. О целях, задачах и организационной структуре МВД России по борьбе с экономической преступностью. // Проблемы повышения эффективности деятельности аппаратов БЭП органов внутренних дел в современных условиях. - М., 2001.
39. Тотьев К.Ю. Правовая поддержка конкуренции в России// Государство и право, 2007, № 12, С. 37-42.
40. Углубление социального контроля преступности - одна из предпосылок решения социально-экономических проблем (материалы круглого стола).
41. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изменениями от 10 января 2003 г.)
42. Яни П.С. Приватизация предприятий и уголовная ответственность // Законодательство и экономика 2004,- № 13-14,- С. 49-53.
3,000 руб.