Одним из показателей, характеризующих масштабы теневой экономики, являются показатели легализации доходов, полученных преступным путем.
Преступления экономической направленности, нарушая нормальную деятельность управленческих, банковских и предпринимательских структур, лишают федеральный и местный бюджет значительной части доходов.
Точно подсчитать размер легализируемых средств на сегодняшний день не представляется возможным. В России данная проблема особенно остра, учитывая те процессы, которые проходили в 90-е года XX века, в годы перестройки и приватизации, и криминализацию экономических и политических структур. Лишь в последнее время в России к проблеме легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, стало уделяться особое внимание. Это мы можем наблюдать по тем существенным изменениям, внесенным в отечественное законодательство в области борьбы с легализацией, все большим количеством научных исследований в рассматриваемой области, а также изменениями в административной системе, созданием Федеральной службы по финансовому мониторингу - органа исполнительной власти, непосредственно занимающегося борьбой с легализацией преступных доходов и противодействием финансированию терроризма, принятием ФЗ «О противодействии легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма», изменениями внесенными в Уголовный кодекс РФ и др. Следствием данных изменений стало исключение России из «черного» списка государств, не ведущих борьбу с отмыванием организации ФАТФ.
Две трети российских банков замешаны в отмывании денег. В 2007 году ЦБ проверил 797 кредитных организаций и в 90-95% случаев к банкам возникали вопросы в связи с противодействием легализации доходов.
По данным ООН, только годовой незаконный оборот мировой торговли наркотиками достигает $400 млрд. Если к этому добавить доходы от незаконной финансовой деятельности, проституции и других видов криминальной деятельности, то ежегодные доходы преступных синдикатов и кланов окажутся еще больше. По аналогии с показателем ВВП появился даже термин — валовой криминальный продукт (ВКП). По оценке Международного валютного фонда, в 1996 г. его размеры достигали $500 млрд . Значительная часть этих средств, по всей видимости, была отмыта. Поэтому представляется возможным оценить годовой объем грязных денег в мировой экономике на уровне нескольких сотен миллиардов долларов.
Объемы грязных денег, уже инвестированных в финансовые и другие активы, очевидно, существенно больше. Специалисты считают, что отмытый капитал сегодня настолько велик, что он уже может представлять угрозу экономике многих стран и даже стабильности международной финансовой системы. Беспокойство вызывает также и тот факт, что международные усилия по борьбе с рассматриваемым явлением подрываются новым поколением профессиональных специалистов по отмывке денег и ростом числа новых центров отмывания денег как в офшорных зонах, так и на территориях с вполне респектабельным уровнем политического и экономического развития.
По своей сущности процесс отмывания денег выходит за рамки привычной экономической статистики. Поэтому, как и в случае других аспектов теневой экономики для того, чтобы в какой-то мере оценить масштаб рассматриваемой проблемы, пришлось прибегнуть к грубым предположениям.
Происходящие в последнее десятилетие изменения в общественно-политической и социально-экономической сферах в Российской Федерации способствовали появлению и развитию ранее практически неизвестных в нашей стране общественно опасных деяний, одним из которых является легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем.
Отмывание доходов, приобретенных преступным путем, способствует криминализации практически всей системы общественных отношений в современной России. Это социально-негативное явление приобрело международный характер и создает финансовую базу для существования преступности, в том числе, организованной и транснациональной. Накопление капитала преступными формированиями, внедрение его в гражданский оборот, а также использование за пределами страны позволяет получать значительные преимущества в конкурентной борьбе, создает неблагоприятный инвестиционный климат и негативно влияет на развитие национальной экономики. Привлечение средств из преступных источников вызывает в свою очередь дестабилизацию финансовых отношений, угрожает стабильности банковской системы в целом.
Борьба с отмыванием преступных доходов в последние годы вошла в число приоритетных задач, учитывающихся при формировании антикриминальной политики России, так как возрастающие масштабы этого явления стали не только подрывать стабильность финансово-экономической системы, но и напрямую создали угрозу национальной безопасности государства. По данным МВД России до 70% доходов, приобретенных преступным путем, вкладываются в различные формы предпринимательской деятельности.
Данные судебной статистики свидетельствуют, что за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, в 2001 году было осуждено 734 человека, в 2002 году - 27 человек. В 2003 году количество осужденных по ст. 174 УК РФ продолжало сокращаться и составило 11 человек, а по ст. 174.1 УК РФ осуждено 3 человека. Всем осужденным суды назначили наказание к лишению свободы условно. С 2004 года можно отметить рост выявленных лиц, совершивших преступление по ст. 174 (27 человек - 2004 г., 49 - 2005 г.); по ст. 174.1 (71 - 2004 г., 245 - 2005 г.) .
По сведениям Международного Валютного Фонда, общая сумма отмываемых денег в мире составляет 2-5% мирового валового внутреннего продукта.
Согласно статистике 2006 года, этот процент указывает, что сумма, получаемая путем отмывания денег, колеблется между 590 миллиардами и 1.5 триллионами американских долларов, что приблизительно равняется общему экономическому продукту такой страны, как Испания .
1,200 руб.
Введение 3
1. Теоретические основы теневой экономики 6
1.1. Понятие и сущность теневой экономики 6
1.2. Причины и последствия теневой экономики 8
1.3. Структура теневой экономики 11
2. Особенности теневой экономики в России 15
2.1. Анализ современной ситуации в сфере теневой экономики в России 15
2.2. Проблемы легализации доходов в России 19
2.3. Правовая база борьбы с теневой экономикой в России и ее совершенствование 23
2.4. Финансовый контроль в системе мер борьбы с теневой экономикой 28
Заключение 30
Список литературы 32
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в тех или иных формах теневая экономика присуща любой экономической системе. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Общей предпосылкой ее появления является устойчивое желание различных категорий подданных государства добывать средства к существованию, не делясь своими доходами с государственной казной. Теневая экономика это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируется государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это – латентные процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.
В современной России теневая экономика стала одной из наиболее серьезных и трудноразрешимых проблем. Она негативно сказывается на социально-политической, социально-экономической сферах, подрывает международный авторитет страны.
Общей тенденцией экономик всех развитых стран является быстрый рост теневого сектора. Так, за последние сорок лет теневая экономика Швеции выросла в 8 раз, Германии - в 7 раз, США - в 2 раза. Этому, безусловно, способствуют быстрая глобализация мировой экономики, появление рынков евровалют, многочисленных офшоров и т.д.
Россия занимает шестое место по объемам теневой экономики, уступая лишь Нигерии, Египту, Грузии, Азербайджану и Македонии. Наш теневой сектор оценивается примерно на уровне 40% ВВП. Загнанный в советское время в подполье, он накопил громадный опыт борьбы с жесточайшей системой тотального контроля и после ее отмены смог великолепно этот опыт использовать.
Причины распространенности теневого сектора хозяйствования лежат в экономической, правовой, социальной плоскостях. Они связаны с нерешенностью в должной мере вопросов контроля финансовых потоков, сопоставления доходов и расходов юридических и физических лиц, предотвращения незаконных переводов капиталов за границу. Сказывается и несовершенство антикоррупционного законодательства в результате чего недостаточно отработаны и адаптированы к современным условиям хозяйствования правовые методы борьбы с теневой экономикой.
На современном этапе социально-экономических преобразований в России исследование проблем теневой экономики и ее последствий, поиск конкретных путей и направлений противодействия им является одной из актуальных задач достижения стабильности в обществе.
Проблемам теневой экономики посвящены работы Исправникова В.О., Э.Де Сото, Корягиной Т.И., Кондрашова В.Ю., Косалса Л., Куликова В.В., Клямкина И.М., Максакова И.Д., Радаева В.В., Тимофеева Л.Н.
Цель исследования — изучение теневой экономики в современных российских условиях, определение ее последствий и методов борьбы с ней.
Достижение поставленной цели предполагает решения следующих задач:
определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
проанализировать масштабы теневой экономики в странах СНГ;
определить методы борьбы с теневой экономикой.
Объектом исследования является феномен теневой экономики.
Предмет исследования – особенности теневой экономики в современных российских условиях.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Теоретические основы теневой экономики
1.1. Понятие и сущность теневой экономики
Теневая экономика как явление возникла с древних времен и «успешно» функционирует по сей день. Понятие «теневая экономика» базируется на общем понятии «экономика» (термин «экономика» происходит от греч.oikonomike – искусство управлять хозяйством) . В сущности, экономика отражает совокупность производственных отношений, которые соответствуют конкретной общественной среде.
Любому специалисту понятно, что в экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. Нет должной ясности и в том, что конкретно включает в себя соответствующий сектор экономики. Причем такая неопределенность характерна отнюдь не только для Беларуси, хотя за рубежом научные исследования данной проблематики начались значительно.
При первоначальной попытке вычленить и экономически определить его, предпринятой немецкими исследователями, к «теневой» экономике были отнесены лишь финансовые тайные сделки различного рода. Ряд немецких авторов считают, что «теневая» экономика охватывает прежде всего криминальную деятельность; другие определяют ее как сектор, в котором участвуют все уклоняющиеся от выплаты налогов субъекты, третьи включают сюда не только финансовые операции, но и экономическую деятельность, результаты которой, по их мнению, должны учитываться в валовом национальном продукте (ВНП), четвертые идентифицируют «теневую» экономику с «полулегальной» или «нелегальной». В литературе ФРГ фигурирует и более широкое определение «теневой» экономики в качестве любой деятельности вне рамок официального сектора экономики - от труда в домашнем хозяйстве по самообеспечению и общинного производства до различных форм подпольного предпринимательства.
Таким образом, при определении особенностей «теневой» экономики немецкие ученые выдвигают различные критерии: фискальные интересы государства, действительную оценку размеров валового национального продукта, юридические параметры. Тем не менее все авторы сходятся в том, что «теневая» экономика, в рамках которой создаются доход, материальные блага и услуги, должна быть включена в объем ВНП.
Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести .
Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.
Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.
Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени, наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока :
1.Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.
2.Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.
3.Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности. Для «отмывания» денег обычно выбираются страны, кредитно-финансовой системе которых присущи следующие признаки: нестабильная правовая база; тайна коммерческих и/или банковских операций и неопределенные законы об их регистрации; отсутствие препятствий (или минимальные ограничения) в отношения обмена иностранной валюты и открытия анонимных (номерных) банковских счетов; отсутствие налогов или низкое налогообложение доходов иностранных корпораций и т.п .
1,200 руб.
1. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001
Федеральный закон от 30.10.2002 N 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
2. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики. // ЭКО. – 2004. – № 8. – с. 21-37.
3. Алиев В.М. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2002. №5.
4. Алиев В.М., Соловых Н.Н. Теоретические основы изучения проблемы легализация (отмывания) доходов, полученных незаконным путем. Домодедово, 2002
5. Барсукова С. "Теневая" экономика и "теневая" политика: взаимные интересы / Светлана Барсукова, Василий Звягинцев // Свободная мысль. - 2006. - N 7-8. - С.141-154.
6. Белкина С. Государственное регулирование сокращения теневого сектора в современной России // Деловая жизнь. - 2002. - N 5-6. - С.23-28.
7. Верин В.П. О некотрых вопросах судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // БВС №2. 2005.
8. Верин В.П. О некотрых вопросах судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // БВС №2. 2005.
9. Воротников В.П. Преодоление теневизации российского общества. Проблема и решения. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
10. Голованов Н. М., Перекислов В. Е. Теневая экономика и легализация преступных доходов., С.-П.: Издательство «Питер», 2003
11. Исправников В. Теневые параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса // Российский экономический журнал. — 2001. — № 3.
12. Корж В. Типичные способы легализации преступных доходов // Российская юстиция 2002. №4.
13. Крашаков А. Теневая экономика «цветет и пахнет» // АиФ. – 2002. – № 18-19. – с. 10.
14. Мовсесян А.Г. Из тени в свет... перетаскивая // Независимая газета 2000-12-19.
15. Они делают вид, что управляют нами, а мы делаем вид, что их уважаем // Независимая газета 2001-07-20.
16. Сатуев Р.С., Шраер Д.А., Яськова Н.Ю. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
17. Теневая реакция бизнеса // Российская газета" - Федеральный выпуск №4305 от 1 марта 2007 г.
18. Теневая экономика // Газета «Коммерсантъ» № 70(3646) от 25.04.2007
19. Тумаков И.С. Тенденция легализации теневой экономики в Российской Федерации // Теневая экономика: проблемы диагностики и нейтрализации: Материалы секционных докладов / Ред. О.Л. Сафьянов. Екатеринбург. 2004
20. Уголовный вестник в борьбе с теневой экономикой // Налоговый вестник", N 1, 2000.
21. Шикунова О.Г. Теневая экономика: состояние, проблемы, способы противодействия. – М., Наука, 2002.
22. Экономика прячется в тень // Газета «Коммерсантъ» № 218(2103) от 21.11.2000.
1,200 руб.