Роль церкви для жизни западноевропейского средневекового общества, называвшегося многими историками христианским, была всеобъемлющей: ре-лигия и церковь составляли всю суть жизни человека той человека эпохи от рождения до самой смерти. Церковь претендовала на управление всем обществом, и выполняла много разнообразных функций, которые впоследствии взяло на себя государство. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. В ее главе стоял римский первосвященник - папа, кото-рый имел собственное государство в Средней Италии, у него в подчинении стояли архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупней-шие феодалы, которые обладали целыми княжествами и принадлежали к вер-хушке феодального общества. Взяв монополию на культуру, науку, грамот-ность, в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, в свои руки церковь приобрела обладание огромными ресурсами, которые полностью подчиняли ей людей феодальной эпохи. Грамотно воспользовавшись этими средствами, церковь сумела сосредоточить в своих руках огромную власть: ко-роли и сеньоры, прибегая к ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стремясь купить ее расположение и содействие.
В то же время церковь умиротворяла общество: она занималась сглажи-ванием социальных конфликтов, всячески призывая к милосердию в отноше-нии к угнетенным и обездоленным, и прекращению беззаконий, к раздаче ми-лостыни беднякам. Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь ведет привлечение под свою защиту множества нуждающихся в ее покрови-тельстве крестьян, предоставляя им для заселения земли, поощряя освобожде-ние чужих рабов, попадавших после освобождения уже в зависимость самой церкви.
В беспокойные феодальные времена народ стремился под защиту мона-стырей. Монастыри являлись и самыми взыскательными хозяевами, которые сохраняли самые тяжелые формы эксплуатации. Церковь была крупнейшим землевладельцем тогдашнего мира и постоянно приумножала свои материаль-ные богатства. Монастыри одними из первых начали переход к товарному хо-зяйству, к производству для рынка. Они начали брать к себе на хранение со-кровища и деньги, предоставляя нуждающимся ссуды. Под постоянным покро-вительством церкви, соединившись с церковными праздниками, начинают воз-никать ярмарки и рынки, паломничества на святые места, объединяются с тор-говыми вояжами.
Наибольшего своего могущества церковная организация достигла в XII-XIII веках. Она превратилась в мощнейшую финансовую корпорацию с неог-раниченной властью над своими структурами и исключительными политиче-ским влиянием.
Церковь взяла на себя заботу о больных, бедных, сиротах и стариках. Под ее полным контролем находилось образование и производство книг. Влияние христианства, к IX веку в средневековом обществе дало утверждение принци-пиально новому пониманию семьи и брака. Понятие «брак» начисто отсутст-вовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не существовало в то время и привычного нам понятия «семья». В раннем средневековье повсеме-стно существовала практика браков внутри семьи, между близкими родствен-никами, так же вполне обычным явлением были многочисленные брачные свя-зи, которые были к тому же кровнородственными связями. С этим положени-ем вещей и боролась средневековая церковь: проблемы брака, как одного из христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого перио-да истории следует считать создание супружеской ячейки, как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор. Церковь создавала универ-ситеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание.
Можно сделать вывод, что весь строй средневекового общества принято называть феодализмом по названию пожалования вассалу - феоду, хотя «феод» и не исчерпывает всех характеристик средневекового общественного устройст-ва. К ним следует отнести: господство натурального хозяйства; сосредоточение абсолютного большинства населения в деревнях; господствующее положение в обществе крупных землевладельцев, взаимосвязанных между собой и с более мелкими землевладельцами личными вассальными связями; несвободное по-ложение крестьян-земледельцев, лично зависящих от своих господ; отсутствие в обществе безудержной жажды накопления и богатства; разделение власти над обществом между королями и их вассалами; господство христианской церкви. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в Средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христи-анство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи.
Глава 4. Восток в Средневековье
4.1. Эволюция средневекового Востока
Эволюция средневекового восточного общества шла особым путем, имев-шем значительные отличия от развития феодального Запада. Абсолютное гос-подство социально-экономических и социально-политических традиционных структур сформировало весьма заторможенный характер этой эволюции. Нико-гда не имевшее значительной роли в общественном производстве Востока раб-ство, продолжило свое существование и в средние века. Представления о сред-невековье формировались еще в буржуазной историографии вместе с понятием Новая история в результате эпохи Просвещения и революционных перемен XVII—XVIII веков. При этом Новая история Западной Европы противопостав-лялась ее прошлому, воспринимавшемуся как смена двух предшествующих периодов: античной древности и средневековья. Данная трехэтапная схема обрела законченные формы во время, когда античную древность стали связы-вать с рабовладением, а феодализм — со средневековьем, который рассматри-вали в буржуазной историографии в основе своей, как особый социально-политический строй.
Так как в Европе средневековье считалось синонимом феодализма, таким же условным нужно считать и применение понятия средневековья к восточным обществам по причине трудности определения его нижних и верхних хроно-логических границ.
В истории средневекового Китая, низший хронологический рубеж (V—VII века) в такой ситуации выделяется достаточно четко. Здесь именно в дан-ный период времени полностью была утверждена специфическая «азиатская» социально-экономическая и социально-политическая структура с ее традици-онными формами земельной собственности и эксплуатации крестьян, укрепи-лось централизованное государство в форме империи, сложился нормативный фундамент традиционного права. Китай являясь центром конфуцианско-буддийской цивилизации втянул в ореол своего культурного воздействия ран-неклассовое общество и государство Японии.
Значительно сложнее стоит дело с определением нижних хронологических границ средневековой Индии. Если условно взять те же V—VII века, их мож-но, первое, связать с определенной перестройкой традиционной варново-кастовой системы, происходившей вместе с перераспределением земли, углуб-лением процессов разделения труда; второе, с оформлением достаточно об-ширной индо-буддийской цивилизационной зоны, благодаря расширенному влиянию культуры Индии на многие регионы, и прежде всего, юго-восточной Азии и пр.
Определение нижнего предела японского средневековья затрагивает VI-VII века в связи с усилившимся социальным расслоением и формированием го-сударства, а для большинства стран ближневосточного региона тот же VII век явился эпохой становления мировой религии ислама и формирования нового образа жизни для многих народов. Древние ближневосточные государства в данный период времени исчезают и формируется «воинствующая религиозная община», государство Арабский халифат, давшее начало будущим крупным арабо-ирано-турецким исламским государствам-империям.
Качественные социально-экономические изменения, которые связывают с процессом развития капиталистических отношений, в странах Востока прохо-дят не параллельно, и это ведет к сложностям в определении и верхнего хроно-логического рубежа в восточном средневековье. Для Китайского общества по-добной вехой можно считать время революционных перемен начала XX века (революция 1911—1913гг.), для Японии - середину XIX века (революция Мэйд-зиисин), для колониальных восточных стран, и прежде всего для Индии, такую грань можно связать с установлением колониального господства, постепенной ломкой традиционных структур, а так же втягиванием экономики этих стран в мировой капиталистический рынок.
При выделении наиболее общих черт похожести социально-экономической эволюции средневековых стран Востока (таких, как Индия, Ки-тай, Арабский халифат, Япония), нужно отметить то, что ни одна из указанных стран не дотянулась в эпоху средневековья европейского уровня позднего фео-дализма, когда начинают развиваться капиталистические отношения. На Восто-ке, если провести аналогию с основными средневековыми европейскими стра-нами, значительно отстает развитие промышленности, товарно-денежных и ры-ночных отношений. Япония оказалась наиболее схожа с европейскими обще-ствами (по сравнению с Индией и Китаем) и то в ней только в XVIII веке и первой половине XIX века происходит зарождение элементов капитализма в виде мануфактурного производства. Медленный характер развития стал опре-деляяющим в устойчивой многоукладности восточных обществ Средневековья, в длительном сосуществовании патриархально-родовых, клановых, рабовла-дельческих, полуфеодальных и прочих укладов
1,200 руб.
Введение ……………………………………………………………………………..2
Глава1. Характеристика средневековья
1.1.Понятие средневековья……………………………………………………..…...3
1.2. Периодизация средневековья…………………………………………………..4
Глава 2. Средневековая Византия
2.1. Эволюция византийского средневекового общества………………………...5
Глава 3. Средневековая Европа
3.1. Эволюция средневековой Европы……………………………………………..9
3.2. Европейское средневековье: отличительные черты цивилизации…………10
Глава 4. Восток в Средневековье
4.1. Эволюция средневекового Востока ………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………...28
Введение
Всегда считалось правильным, что именно возникновение государства (в марксистской теории - и классов) знаменует завершение первобытной эпохи и другой альтернативы государству в этом понимании просто не существует. Практически все безгосударственные общества считались догосударственными, стоящими на единственной эволюционной лестнице ниже государственных.
Эта работа посвящена структуре средневековой истории Востока и Запада. Понятие «средние века», возникшее в западноевропейской историографии но-вого времени в контексте европейской истории, используется в мировой ориен-талистике для определения многовекового периода и в истории западных и вос-точных стран. Важнейшие события европейской истории, знаменовавшие конец античности, - мощные волны великого переселения народов, варварские завое-вания и падение Римской империи - были факторами мировой истории.
В данной работе мы попытались детально изучить эволюцию социальной структуры средневекового общества на примере Востока и Запада.
Целью работы является подробное изучение и анализ социальной эволю-ции структуры средневекового общества.
Объектом исследования является эпоха Средневековья Запада и Востока.
Предметом исследования служит структура средневекового общества, его эволюция и преобразования.
Глава1. Характеристика средневековья
1.1.Понятие средневековья
В мировой истории понятие «средневековье» было закреплено после про-возглашения в эпоху Возрождения возврата к античной культуре. «Промежу-точные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Данное понятие является достаточно условным, так как в наличии имеется весьма значительная продолжительность этого периода, а это более тысячелетия, так что многогранность и важность со-держания данного этапа в мировой истории человечества не вызывает никакого сомнения.
Гуманисты эпохи Возрождения, а так же культурные деятели французско-го Просвещения считали само определение средневековья синонимом одичания и грубого невежества, а средние века – периодом религиозного фанатизма и культурного упадка. Однако, историки так называемой «романтической» шко-лы начала ХIХ века, считали средневековье «золотым веком» мирового чело-вечества, и прославляли рыцарские времена и расцвет культурных христиан-ских традиций.
С распространением в исторической науке марксистской теории форма-ций, средневековье все чаще отождествляли с понятием феодализма. Причем, у самого Маркса докапиталистическая формация предполагала параллельное раз-витие рабовладельческого, феодального и азиатского способов производства. Современная наука стремится к объективному изображению событий средних веков, избегая крайностей, излишне эмоциональных характеристик и идеологи-ческих штампов. Наличие феодальной (условной) формы землевладения дейст-вительно было характерно для Европы в период с Y по ХY - XYI веков, однако в то же самое время существовали и другие формы собственности: государст-венная, общинная и частная. Сложно говорить о феодализме на Востоке, т.к. условное землевладение в «восточном» варианте существовало с древних вре-мен вплоть до XIX века, а кое-где сохраняет и сейчас свои традиции.
1.2. Периодизация средневековья
Проблемы периодизации средних веков давно волнуют историков-медиевистов (специалистов средневековья). Ж. Ле Гофф, один из крупнейших исследователей истории Европы, вплоть до 80-х годов ХХ века определял по-нятие «средние века» как период с Y по XY веков, от рождения варварских ко-ролевств в Европе до кризиса и трансформации средневековой христианской цивилизации. В 1970-е годы Фернаном Броделем была выдвинута идея «дли-тельного Средневековья», которую впоследствии разделял и Жак Ле Гофф. «Долгое Средневековье» охватывало историю с первых веков христианского летоисчисления и вплоть до конца XYIII или даже начала ХIХ столетия, разру-шение ментальности средневекового общества.
Советские историки датировали «средние века» (феодальную формацию) со времен падения Западной Римской империи (476 г.) до Английской буржу-азной революции (1640 г.), открывшей путь к формированию капитализма.
Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «средними веками» понимают эпоху с Великого переселения народов, давшего жизнь многим цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических от-крытий, способствовавших формированию глобальной океанической цивилиза-ции, взаимопроникновению восточных и западных культур.
Известный востоковед Л.С. Васильев отмечает, что понятие «средних ве-ков» более подходит для Европы. На Востоке развитие обществ и государств до XIX века сохраняло значительные традиционные черты. Только колониальная политика западных государств привела в движение стабильную и во - многом статичную систему цивилизаций Востока.
Глава 2. Средневековая Византия
2.1. Эволюция византийского средневекового общества
Эволюция в тысячелетней истории Византии имела свои взлеты и падения, свое возрождение и угасание. Вплоть до YII века Восточная Римская империя оставалась одним из самых могущественных государств мира. Между тем, уже в Y веке ей пришлось столкнуться с варварами. Первыми были готы и исавры (дикое малоазийское племя). Во второй половине Y века исавр Зенон даже сде-лался императором Византии. С севера империю тревожили болгары, гунны и славяне, с востока - угрожала сильная персидская держава Сасанидов. Однако Византии хватило сил не только противостоять нападениям, но и расширить в середине YI века границы за счет отвоевания у германцев «римских» террито-рий в Северной Африке, Италии и Испании. Империя сохраняла черты поздне-античного общества и государства. Императоры считали себя последователями римских цезарей, сохранялись Сенат и Государственный совет. По-прежнему «выбиться в люди» могли даже самые неродовитые. Императоры Юстин и Юс-тиниан Великий были из крестьян. Недовольство правительством приводило к восстаниям. Плебс пользовался раздачами дарового хлеба. Как и в Риме, в Кон-стантинополе существовали традиционные зрелища - гладиаторские бои и бега на колесницах. Но с распространением христианства отношение к зрелищам стало меняться. Гладиаторские бои под давлением христиан были запрещены, а цирки все чаще использовались в качестве общественных трибун. Важнейшим элементом византийской экономической жизни оставалось римское право. При Юстиниане Великом была предпринята кодификация законов, что привело к созданию правовой основы для регулирования имущественных отношений. В определенном смысле Византия того периода может считаться правовым госу-дарством средневековья.
В YII - IX веках Византийская империя переживала глубокий кризис. С моря на Константинополь обрушились арабы. Более полувека отважные воины ислама не давали покоя Византии. Весь YIII век проходил в войнах с болгара-ми. Восточная Римская империя оставалась империей лишь по названию. Но цивилизация устояла перед натиском варваров. Константинопольские чиновни-ки пытались наладить управление и разделили страну на области - фемы с силь-ной гражданской и военной властью стратигов. Но это лишь осложнило ситуа-цию: полуварварские фемы не желали подчиняться Константинополю и подни-мали мятежи. Кроме того, империя была взбудоражена иконоборческим движе-нием внутри христианства, продолжавшимся более ста лет. Смута привела к тому, что попирались все законы, в запустении оказались монастыри, сожжен был университет. В IX веке зародилось христианское движение «павликиан» - последователей старца Константина, проповедовавшего Новый завет с посла-ниями апостола Павла. В середине IX века павликиане с оружием в руках про-шли по Малой Азии, истребляя неверных. Император Василий I одолел павли-киан, но принял многие из их требований. С этого времени началось возрожде-ние цивилизации и возрождение греческой учености.
Конец IX века ознаменовал собой восстановление империи: государство снова стало регулировать отношения между гражданами; Василий I переиздал законы Юстиниана; была создана сильная армия и укрепилась роль военной знати; началось возрождение древних наук и искусств; были восстановлены го-рода и ремесла; церковь поднялась на небывалую прежде высоту. Существен-ными были и изменения в общественном строе Византии. Огромную роль стало играть жестко централизованное государство. Особая роль государственных начал получила теоретическое обоснование, что способствовало формированию специфической ментальности византийцев. Считалось, что, наряду с единым Богом, единой истинной верой и единой истинной церковью, должна существо-вать и единая христианская империя. Императорская власть приобретала са-кральные (священные) функции, ибо она самим своим существованием обеспе-чивала спасение рода человеческого. В руках императора сосредотачивалась вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Фактически император управлял и церковью, назначая и смещая патриархов. Император опирался на бюрократию и строго иерархизированный государственный аппа-рат. Родилась автократия - освященная церковью единоличная власть импера-тора.
Взаимоотношения общества и власти строились на принципах подданства. Общественная система носила корпоративный характер. Корпорации ремес-ленников и торговцев находились в полной зависимости от государства. Кре-стьянская соседская община являлась верховным собственником земли и несла ответственность перед государством за уплату налогов. Таким образом, Визан-тийская империя приобретала черты традиционно восточного государства.
В середине XI века Великая Степь выплеснула из своего чрева новую вол-ну воинственных кочевников. Конная лавина тюрок прокатилась по равнинам Персии и хлынула через византийские границы. В первом же решающем столк-новении в 1071 г. при Манцикерте римская армия была разгромлена. После это-го тюрки-сельджуки заняли почти всю Малую Азию, а также Сирию и Пале-стину - Святую землю. Военная знать Византии подняла мятеж и посадила на престол своего вождя Алексея I Комнина. Не в силах выдержать напора побе-доносных тюрок, император обратился за помощью к христианам Запада. Еще в 1054 году церковь раскололась на две части - католицизм и православие, но в условиях натиска мусульман, христиане временно забыли свои взаимные оби-ды. Императору Алексею I Комнину удалось справиться с наседавшими со всех сторон врагами. Вместе с воинами-крестоносцами Византия приступила к от-воеванию территорий в Малой Азии. В течение XII века империя ведет много-численные войны, пытаясь вернуть себе Южную Италию, захватывает балкан-ские страны. Однако к концу XII века Византия слабеет и теряет Болгарию, Сербию, Венгрию, территории в Греции и Малой Азии. С 1096 г. начались кре-стовые походы, причем к началу XIII века внутреннему миру среди христиан пришел конец. Богатая Византия всегда привлекала западноевропейских рыца-рей, смотревших на нее с чувством зависти, презрения и недовольства. Разгром крестоносцами в 1204 г. Константинополя отразил их истинные чувства. Франкские рыцари поделили между собой страну, но не могли мирно ужиться и постоянно воевали. В 1261 г. грекам удалось овладеть тем, что осталось от Константинополя, и их вождь Михаил YIII Палеолог стал императором, но его власть распространялась немногим далее полуразрушенных стен «Нового Ри-ма». Вокруг города на протяжении XIII - XIY веков хозяйничали болгары и тюрки.
1,200 руб.
. Головатенко А. Права человека на фоне истории. // История № 22, 1996.
2. Дюби Жорж. Европа в Средние века. Смоленск.: Полиграмма, 1994.
3. Косминский Е.А. Феодализм в Западной Европе. М., 1932.
4. Культура и общество в Средние века в зарубежных исследованиях. М., 1990.
5. История Европы. Т.2. Средневековая Европа. М., 1992.
6. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992 г.
7. Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред. Филиппов Б.А. Ч.1-5. М.: Интерпракс, 1994.
8. Филиппов Б. Женщина в средневековом обществе. // История. № 40. 1996. X.
9. «Альтернативные пути к цивилизации»: Кол.монография / Под ред. Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши. М.: Логос, 2000 г.
10. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2002.
11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002.
12. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : учеб. по-собие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005г.
13. А. Я. Гуревич категории средневековой культуры (II) (М., 1972.)
1,200 руб.