3.4. Субъекты активной политики на рынке труда
Активная политика на рынке труда предполагает активиза¬цию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов. Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту обществен¬ной производительности труда, снижению социальной напря¬женности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработи¬цы является наиболее актуальной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.
Активизация работы государственных органов занятости в центре и на местах по улучшению учета вакантных рабочих мест, подготовки кадров рассчитана в нашей стране преимущественно на массовые профессии, а не на спрос на рынке труда, который требует гибкости и оперативности реагирования на меняющую¬ся рыночную конъюнктуру. Российское учебные заведения ори¬ентированы на первичную профессиональную подготовку мо¬лодежи и повышение квалификации по действующим специаль¬ностям, и они в массе своей не готовы к профессиональной пе¬реподготовке взрослого населения, оставшегося без работы или возвращающегося на рынок труда после длительного пере¬рыва. В свою очередь федеральные органы занятости пока еще не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных мето¬дик обучения, квалифицированных преподавателей, надежной информации о качественных и количественных характеристи¬ках спроса на рабочую силу на рынке труда.
Особое место в борьбе с безработицей отводится разработ¬ке среднесрочных (с годовой разбивкой) целевых программ: региональных, отраслевых и нацеленных на наиболее уязви¬мые категории граждан (инвалидов, женщин с детьми, моло¬дежь, длительно безработных и др.).
Региональные программы необходимы прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предель¬но допустимые нормы. Здесь целесообразно создавать приори¬тетные условия для привлечения отечественного и иностран¬ного капитала (свободные экономические, оффшорные зоны), размещения государственных заказов и инвестиционных про¬ектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.
Перспективы борьбы с региональной безработицей, осо¬бенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, преобладанием убыточ¬ных неперспективных производств связаны с развитием обще¬российского рынка труда и его инфраструктуры: транспорт¬ной, жилищной, информационной, образовательной. Форми¬рование единого экономического пространства, развитие кон¬куренции, научно-технического прогресса, рост эффективнос¬ти общественного производства и реальных доходов населе¬ния, стабилизация цен на жилье, транспортных тарифов будут способствовать увеличению территориальной мобильности трудовых ресурсов из регионов с высоким уровнем безработи¬цы. Рабочая сила будет устремляться в те регионы, где потреб¬ность в ней значительно выше. Уже сегодня в стране существу¬ют регионы, способные принять значительное число рабочих рук, например российское Нечерноземье. Однако неразви¬тость инфраструктуры общероссийского рынка труда препят¬ствует географической мобильности экономически активного населения. Безработные вынуждены искать себе применение все на том же местном рынке труда, отличающемся высокой напряженностью. Для изменения положения в этой сфере не обходим единый общероссийский рынок труда.
Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая про¬мышленность, угольная отрасль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподго¬товке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозаменяющих производствах. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилакти¬ки ее перехода в открытую форму необходимо иметь програм¬му опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вы¬нужденных административных отпусках, и под угрозой уволь¬нения.
Опыт службы занятости Брянской области по разработке мер профилактики молодежной безработицы может заинтере¬совать и другие российские регионы. Разработанные на Брянщине программы включают формирование областного заказа на подготовку кадров, лицензирование образовательных прог¬рамм учебных заведений региона для предотвращения переп¬роизводства кадров и безработицы по отдельным специальнос¬тям, организацию стажировки молодых специалистов на предприятиях для последующего гарантированного трудоуст¬ройства и другие меры. Опыт государственных органов Брянс¬кой области по снижению безработицы среди различных групп социально незащищенного населения, на наш взгляд, нуждается в глубоком изучении и использовании в других субъ¬ектах Российской Федерации.
Рассматривая вопрос о снижении уровня безработицы, нельзя обойти вниманием проблему социального партнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке трупа. Такое партнерство интересно уже тем, что оно предусматрива¬ет активное использование коллективно-договорного механиз¬ма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разреше¬ния трудовых конфликтов и предотвращения забастовок.
В последнее время наметилась тенденция более реалистично¬го взгляда на проблемы регулирования рынка труда. Так, Компле¬ксная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы признала необходимость прямых методов регули¬рования занятости, поскольку, во-первых, уже в самом названии присутствовало словосочетание «сохранение рабочих мест», чего не было прежде (хотя об этом неоднократно говорили). Во-вто¬рых, в первом пункте программы признавалось, что «способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще нез¬начительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования» (сказано было очень осторожно, но это уже шаг вперед). В-третьих, Программа была разбита на два этапа (1996-1997 гг. и 1998-2000 гг.), причем на первом этапе предусматривалось в основном предотвращение сокращения занятости (изучение общей потребности в рабочих местах, развитие и сохранение перспективных рабочих мест в от раслевом и региональном разрезе, экспертиза целевых и инвести¬ционных программ на предмет их влияния на занятость, правовая защита рабочих мест и занятости, ограничение использования иностранной рабочей силы, введение единой тарифной сетки для организаций различных форм собственности и т.д.), а уже на втором - воспроизводство рабочих мест и формирование так на¬зываемой эффективной занятости.
Немногое из Программы первого этапа удалось осущест¬вить на практике, поэтому представляется целесообразным продолжить работу в указанном направлении, потому что без стабилизации занятости движения вперед быть не может.
Вместе с тем нельзя забывать и о долгосрочных перспекти¬вах регулирования занятости (по мере накопления необходи¬мых средств), об активной политике на рынке труда.
К таким активным экономическим методам регулирования занятости относятся следующие меры: общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности и достижение экономического роста; создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе подде¬ржка малого бизнеса и самозанятости; обеспечение профессионального обучения, переподго¬товки и консультирования в целях формирования рациональ¬ной структуры занятости.
Отмечается, что в рассматриваемые три последующие года (2003-2005 гг.) численность населения трудоспособного воз¬раста будет расти за счет выхода на рынок труда поколения ро¬дившихся в 80-е годы.
Здесь же впервые Правительство Российской Федерации признало «значительный объем экономически активного насе¬ления» (1,5 млн чел.), который составляют нелегальные иммиг¬ранты, усугубляющие криминализацию экономической дея¬тельности, и необходимость решения проблемы использова¬ния иностранной рабочей силы с учетом интересов националь¬ного рынка труда.
В Концепции официально констатируется наличие сущест¬венного неформального сектора экономики, в который вовле¬чено до 12 млн чел., т. е. примерно 20% всех занятых. Вместе с тем указывается на проблему оттока трудовых ресурсов из се¬верных и восточных территорий страны.
Однако, исходя из Концепции, можно заключить, что ос¬новным видом безработицы в ближайшие годы становится уже не циклическая, а структурная безработица.
Концепция предполагает комплекс мер по развитию регио¬нальных рынков труда.
750 руб.
Стр.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Новая социальная проблема - безработица………………………………………….4
2. Динамика спроса и предложения рабочей силы в России:………………………….6
2.1. Факторы уменьшения спроса на рабочую силу;………………………………....6
2.2. Факторы, влияющие на предложение рабочей силы;……………………………7
2.3. Общая оценка факторов рынка труда в России…………………………………..9
3. Основные направления борьбы с безработицей:……………………………………10
3.1. Направления и предпосылки оптимизации занятости населения;……………..10
3.2. Политика рабочих мест;…………………………………………………………..11
3.3. Стратегия «двух рук»;…………………………………………………………….12
3.4. Субъекты активной политики на рынке труда…………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………………18
Введение
Рынок труда — это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населе¬ния). Соотношение спроса и предложения определяется прежде всего це¬ной рабочей силы: если она низкая, то работодатель стремится набрать побольше работников, а население, наоборот, вовсе не рвется на низко¬оплачиваемую работу. В итоге возникают незанятые рабочие места, т. е. налицо дефицит работников. Если же рабочая сила дорогая, то работода¬тели стремятся сэкономить на ней, привлекать как можно меньше работ¬ников (и сокращать число рабочих мест), а те, напротив, стремятся по¬лучить высокооплачиваемую работу. Ранее дефицит рабочих рук был характерен для социалистических стран, а безработица — для капита¬листических.
Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственным образом связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством. К сожалению, становление рынка труда в России проходит отнюдь не гладко. Несмотря на официальное объявление человека главной производительной силой общества, отношение к работникам по «остаточному принципу», характерное для ко¬мандно-административной системы, не только сохранилось, но и усилилось в условиях рыночной экономики. К этому доба¬вились еще и новые проблемы: невыплаты заработной платы, безработица.
Анализ социально-трудовых отношений в условиях форми¬рования рынка труда - совсем еще новое направление исследо¬ваний в отечественной экономической науке. В комплексном виде проблемы рынка труда в российской экономике начали разрабатываться примерно с 1992 г. К настоящему времени на¬коплен значительный теоретический и практический матери¬ал по данным вопросам.
Глава 1. Новая социальная проблема - безработица
Одной из коренных социально-экономических проблем сов¬ременного этапа развития российской экономики является проблема безработицы. По данным Госкомстата Российской Федерации и федеральной службы занятости, число пол¬ностью безработных, зарегистрированных в службах занятос¬ти и получивших статус безработного, на конец 2001 г. состави¬ло 1,3 млн, или 1,5% от общей численности экономически ак¬тивного населения. Следует, однако, иметь в виду, что кроме за¬регистрированных, официально признанных безработных, су¬ществует контингент лиц наемного труда, не имеющих работы и активно ищущих ее самостоятельно, без помощи Государ¬ственной службы занятости. По методологии Международной организации труда (МОТ) указанные лица включаются в об¬щую численность безработных.
Если использовать методологию МОТ, то окажется, что к концу 2001 г. число безработных в России составило 5,1 млн. Принимая во внимание данные о скрытой безработице, или частичной занятости работников по независящим от них эко¬номическим причинам, можно сделать вывод об общем «потен¬циале» безработицы в российской экономике, который к кон¬цу 2001 г. был не менее 7 млн чел. или 8,9% общей численности экономически активного населения страны.
Особо следует отметить такой социально значимый факт, как увеличение продолжительности безработицы. В 2001 г., например, 18% от общего числа зарегистрированных безра¬ботных не имели работы в период от 6 месяцев до 1 года, а 36,9% - более года. Учитывая весьма серьезные недостатки су¬ществующей в России системы учета безработицы, можно сде¬лать предположение о весьма приближенном отражении ста¬тистикой реального положения дел в этой сфере экономичес¬кой жизни общества. Так, вызывают сомнения данные о чис¬ленности ищущих работу безработных, не зарегистрирован¬ных в органах государственной службы занятости; не учитыва¬ется скрытая безработица, нет методики ее пересчета в пол¬ную безработицу; не подсчитываются фактические размеры безработицы; официальная статистика оперирует только сред¬немесячными данными.
Безработица - явление подвижное, текучее, изменяющееся. Одни отряды наемных работников увольняются и пополняют армию безработных, другие покидают ее и вовлекаются в сферу занятости, третьи по тем или иным причинам вообще поки¬дают рынок труда. Происходит своеобразная ротация состава безработных, их кругооборот» в ходе которого немало лиц на¬емного труда повторно и многократно вовлекаются в ряды без¬работных на тот или иной период. В силу этого в статистике должны присутствовать такие показатели, как повторяемость безработицы, или ее частота для одних и тех же лиц наемного труда и на этой основе - показатель фактической безработицы за определенный временной период (например, за год) в рам¬ках национальной экономики в целом, хотя опыт западноевро¬пейских стран, а также США показывает, что фактические раз¬меры безработицы в 2-3 раза превышают среднемесячную ста¬тистическую величину.
Социально-экономическое будущее России таит в себе пос¬тоянную угрозу увеличения безработицы. Это предопределено характером рыночных процессов. Необходимо предпринять все меры, чтобы российская специфика рыночных отношений не создавала предпосылок для открытых форм массовой безра¬ботицы и, тем более, ее хронического характера. Безработица оказывает негативное воздействие на все сто¬роны жизни общества: экономику, политику, социальные отно¬шения. Она влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, не¬реализованные созидательные потенции многомиллионной ар мин безработных, существенное сокращение потенциального валового внутреннего продукта и национального дохода стра¬ны, значительные непроизводительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату посо¬бий по безработице, переквалификацию безработных и их тру¬доустройство, колоссальные экономические потери лиц наем¬ного труда, ставших безработными (утрата заработка), и в связи с этим -резкое ухудшение материального положения семей без¬работных, рост заболеваемости и преступности, обострение со¬циальной напряженности в обществе. В силу этого проблема безработицы в России в условиях перехода к рыночной эконо¬мике приобретает исключительную актуальность и требует са¬мого пристального внимания российской экономической нау¬ки, равно как и других обществоведческих наук. Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем те¬оретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для раз¬работки и реализации эффективной экономической и социаль¬ной политики, направленной на обеспечение занятости трудос¬пособного населения страны, снижение безработицы до мини¬мального, социально допустимого уровня, элиминацию ее нега¬тивных социально-экономических последствий.
Глава 2. Динамика спроса и предложения рабочей силы в России
Спрос на рабочую силу на микроуровне - это потребность фирм и отраслей в работниках определенного уровня квалификации в данный момент времени; на макроуровне - совокупная потребность экономики в наемном труде в данный момент времени. Предложение рабочей силы на микроуровне - количество работников определенной профессии и уровня квалификации, способных работать и готовых предложить свою рабочую силу в данный момент времени; на макроуровне - количество желающих и способных работать по найму в данный момент времени.
Что касается совокупного предложения рабочей силы, то его размер можно определить как численность экономически активного населения (занятые и безработные), способного и желающего работать по найму или как работающих по найму плюс безработные. В 2001 г. общее предложение рабочей силы составило 71 млн чел.
Отсюда можно сделать следующие выводы относительно российской динамики спроса на рабочую силу и ее предложения, а также их соотношения между собой в ходе реформ в се¬редине 90-х гг. XX в.: во-первых, за годы рыночных реформ спрос на рабочую силу сначала уменьшался сильнее, чем уменьшалось предложение рабочей силы, а затем увеличивался медленнее, чем увеличивалось предложение рабочей силы; во-вторых, разрыв между предложением и спросом на рабочую силу, несмотря на некоторые его колебания в годы активного реформирования, оставался весьма высоким и, в частности, за 1996-2001 гг., резко увеличился (на 80%).
2.1. Факторы уменьшения спроса на рабочую силу
На микроуровне спрос на труд определяется взаимодействием следующих факторов: уровень конкурентоспособности фирмы на рынке продукции; структура используемых факторов производства; степень внешнего регулирования и вмешательства в дела фирмы. Устойчивость и развитие фирмы зависит, прежде всего, от спроса на ее продукцию. Российская экономика накладывает свой отпечаток на действие этого фактора. В связи с общим паде¬нием спроса на отечественную продукцию, спрос на труд тоже умень¬шается, особенно в таких отраслях как тяжелая промышленность, АПК, ВПК и т.д. Вместе с тем в таких сферах деятельности как торгово-посредническая, банковская, информационная спрос на рабочую силу растет адекватно расширению этих сфер деятельности. В настоя¬щее время фактор спроса на продукцию отечественных фирм в целом влияет на уменьшение спроса на рабочую силу.
Следующий микроэкономический фактор спроса на труд - производственная структура фирмы или соотношение используемых факторов производства: если фирма применяет капиталоемкие и трудосберегающие технологии, а затраты на рабочую силу (оплата труда) составляют значительную долю в общих издержках производства, то даже в условиях экономического подъема фирма не увеличит спрос на рабочую силу адек¬ватно росту производства. В России высокая трудоемкость многих производств и дешевизна труда по сравнению с другими факторами производства сдерживают падение спроса на рабочую си¬лу. Побочный эффект действия этого фактора - низкий уровень технологий и внедрения новейших технических изобре¬тений, следовательно, падение производительности труда и сохранение низкой заработной платы. Получается замкнутый круг, из которого очень трудно выбраться.
На макроуровне совокупный спрос на рабочую силу опреде¬ляется такими факторами, как уровень деловой и инвестицион¬ной активности, научно-технический прогресс и макроэконо¬мическая политика государства на рынке труда.
Инвестиционная активность в рыночной экономике, в свою очередь, зависит от таких факторов, как уровень совокупного спроса на создаваемую в стране продукцию; ставка банковского процента по кредитам под инвестиции и условия их предоставле¬ния; эффективность и цена средств производства; экономическая, социальная и политическая стабильность в стране.
В России косвенное влияние макроэкономической политики выразилось в еще большем сокращении уровня производства и спроса на рабочую силу. Сильное налоговое бремя на предприятия и жесткая кредитно-денежная политика (высокие процентные ставки, ограничение денежной эмиссии, ужесто¬чение условий получения кредита) имели целью уменьшить инфляционное давление на экономику. Высокие налоговые ставки, большое количе¬ство разнообразных налогов, неразбериха с налоговыми льго¬тами и вообще крайняя запутанность налоговой системы, - все это «стимулирует» только поиск путей и методов ухода от нало¬гов, но никак не расширение производства и занятости.
В целом же все макроэкономические факторы, за исключе¬нием низкого уровня внедрения научно-технических достиже¬ний, сдерживающего падение спроса на рабочую силу, действу ют в направлении снижения совокупного спроса на труд.
2.2. Факторы, влияющие на предложение рабочей силы
На микроуровне предложение рабочей силы определяется единичными склонностями и выбором между возможными источ¬никами доходов, а также «человеческим капиталом», то есть наличием определенного образовательно-квалификационно¬го уровня. Человеческий капитал, особенно в форме специаль¬ной подготовки, противодействует уменьшению предложения труда, так как большинство специалистов - это наемные работ¬ники, которые могут хорошо выполнять только данную работу, поэтому выбор у них весьма ограничен: найти работу по дан¬ной специальности с хорошей оплатой и условиями труда.
В развитых странах одним из основных факторов снижения предложения на рынке труда считается значительная величина социальной помощи безработным, многодетным и малоиму¬щим слоям населения. Размер социальной помощи в России позволяет говорить об обратном его влиянии на предложение труда: даже получаю¬щие разнообразные пособия люди не могут выжить на эти средства, не имея побочных доходов.
750 руб.
1. Алисов Н.В., Хорее Б.С. Экономическая и социальная география мира. Общий обзор: Учебник. М.: 2001.
2. Бутов ВЛ. Экономическая и социальная география за¬рубежного мира и РФ. — М.; Ростов н/Д, 2006.
3. Вавилова Е.В. Экономическая и социальная география мира. — М., 2003.
4. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. — М., 2003.
5. Геополитическое положение России: представления и реальность./ Под.ред. В.А. Колосова. М.: 2000
6. Гладкий Ю. Н. Социально-экономическая география России. М.: Гардарики, 2001.
7. Гребцова В. Е. Экономическая и социальная география России. Основы теории и практики. Ростов – на – Дону: Феникс , 2000.
8. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник. М.: 2001.
9. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2006.
10. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). Изд. 2-е., М., 2005.
11. Постников С.Л., Попов С.Л. Мировая экономика и эко¬номическое положение России. Сборник статистических мате¬риалов. - М., 2001.
12. Российский статистический ежегодник. М 2002.
13. Экономическая география России / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М., 2001.
14. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Э40 Под ред. проф. А. Т. Хрущева. — М.: Дрофа, 2001.
750 руб.