Введение
Содержание
Литература
2.3. Ведомственный контроль в механизме обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности
В соответствии со ст. 22 Закона об ОРД руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, помимо прокурорского и судебного контроля за законностью при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий Федеральным законом устанавливается также ведомственный контроль. Контроль за законностью при организации таких мероприятий обеспечивается со стороны руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Установление в законодательном порядке ведомственного контроля продиктовано спецификой оперативно-розыскной деятельности, в ходе которой решение оперативных задач осуществляется с помощью проведения негласных мероприятий, в том числе затрагивающих права и свободы граждан.
В этой связи законодатель возлагает на руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, контроль за законностью при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, недопущение в процессе их осуществления нарушений прав и свобод личности, причинение ущерба общественным и государственным интересам. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность (в соответствии с федеральными законами и ведомственными нормативными актами) правильность и эффективность использования сил и средств органов, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность. Они несут ответственность как в целом за организацию оперативно-розыскной деятельности, так и за законность при организации и проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.
Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью организуют руководители органов внутренних дел и иные должностные лица на основании Закона об ОРД и ведомственных нормативных актов.
Под руководителями органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, понимаются:
1) министр внутренних дел РФ и его заместители, руководящие направлениями деятельности оперативных служб;
2) в МВД РФ – начальники главных управлений, отделов ГУСБ, ГУУР, ГУЭП, ГУБОП, УБНОН, оперативных отделов ГУВДТ, Управления режимных объектов и их заместители;
3) в МВД республик, УВД краев и областей в составе Российской Федерации, ГУВД, УВДТ, ОВДТ, в подразделениях Управления режимных объектов – министры, начальники управлений (отделов), их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной милиции и милиции общественной безопасности;
4) в горрайлинорганах – начальники этих органов, их заместители и непосредственные руководители оперативных подразделений.
Под «иными» должностными лицами подразумеваются имеющие соответствующие допуски работники аппарата министра, Главного организационно - инспекторского управления, Главного информационного центра и Контрольно-ревизионного управления МВД РФ, а также сотрудники подчиненных им служб в аппаратах МВД краев и областей.
Контрольные функции со стороны руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за законностью и обоснованностью проводимых оперативно-розыскных мероприятий реализуются в следующих формах:
путем личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
при санкционировании заведения дел оперативного учета и утверждении планов по ним;
при санкционировании отдельных оперативно-розыскных мероприятий;
в процессе получения санкции на законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничениями конституционных прав граждан (на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, негласное проникновение в жилые помещения и их негласное обследование);
при утверждении планов организационного обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий;
при заключении контракта с гражданами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Кроме того, руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, организуют ведомственный контроль за законностью проводимых мероприятий через подчиненные им инспектирующие подразделения.
Целями ведомственного контроля являются:
определение обоснованности и законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с требованиями законов и ведомственных нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность;
своевременное выявление недостатков в области организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий и предупреждение возможных нарушений законов и ведомственных нормативных актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Руководители органов внутренних дел, осуществляющих ОРД, осуществляют контроль за организацией этой деятельности в целях принятия исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также за соблюдением прав и законных интересов граждан, недопустимости нарушений установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, за правомерностью и надлежащим санкционированием использования технических средств.
Они обеспечивают конспирацию в оперативно-розыскной деятельности, соблюдение режима секретности в делопроизводстве, защищенность системы оперативного учета от возможности утечки оперативной информации, а также осуществляют контроль за порядком ведения дел оперативного учета, рациональным и эффективным расходованием финансовых средств, выделяемых на ОРД.
В целях контроля руководители изучают материалы, полученные в результате выполнения ОРМ, иные документы, имеющие отношение к ОРД, и принимают по ним решения. Дают, как правило в письменном виде, указания о дальнейшей работе по осуществлению оперативной проверки; разрешения о заведении дел оперативного учета, контролируют сроки ведения и проверяют обоснованность их прекращения; составляют мотивированные постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД; участвуют в планировании ОРМ; заслушивают исполнителей; назначают проведение служебных проверок; рассматривают жалобы и заявления граждан.
Ведомственный контроль организуется руководителями либо иными должностными лицами, наделенными контролирующими и инспектирующими функциями.
Руководители могут осуществлять контроль за оперативно-розыскными мероприятиями и путем личного участия в них.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона об ОРД оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, могут проводиться лишь по мотивированному постановлению одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, и на основании судебного решения.
Должностные лица органов внутренних дел в соответствии с ч. 3 ст. 16 настоящего Закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий подчиняются только непосредственному начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, они обязаны руководствоваться законом, а если имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло быть совершено преступление, –сообщать об этом вышестоящему начальнику или прокурору.
Таким образом, контролю подвержены не только исполнители – «рядовые» должностные лица, но и руководители, дающие приказы и указания.
При установлении фактов нарушения законности, правил конспирации, допущенных в ходе оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну, руководитель обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять соответствующие меры, а в случае нарушения законности –информировать прокурора, осуществляющего надзор за ОРД.
Руководители и исполнители, принявшие необоснованные решения и допустившие неправомерное осуществление оперативно - розыскных мероприятий, несут персональную ответственность. Так, согласно ст. 40 Закона РСФСР «О милиции» за противоправные действия или бездействие сотрудники милиции могут привлекаться к различным видам ответственности, а вред, причиненный сотрудником милиции гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Должностные лица органов внутренних дел могут нести дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую ответственность на основании и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы обеспечения прав и свобод
гражданина в оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие и сущность обеспечения прав и свобод
гражданина в оперативно-розыскной деятельности……………………..7
1.2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
как гарантия обеспечения прав гражданина…………………………….14
1.3. Механизм соблюдения прав и свобод гражданина в
оперативно-розыскной деятельности……………...………………………25
Глава IІ. Контроль и надзор в системе механизмов обеспечения прав
и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности
2.1. Судебный контроль в механизме обеспечения
прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности.......36
2.2. Прокурорский надзор за обеспечением прав и свобод
гражданина в оперативно-розыскной деятельности…………..………..45
2.3. Ведомственный контроль в механизме обеспечения прав и
свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности….………..57
Заключение………………………………………………………………..63
Список использованных источников и литературы……………………72
Приложение……………………………………………………………….69
Введение
Актуальность темы исследования. Достижение целей уголовно-правовой политики государства является одним из направлений соблюдения законности, защиты прав и свобод граждан, их собственности от преступных посягательств и во многом зависит от того, какие средства для решения поставленных задач находятся в распоряжении реализующих ее субъектов. Выполнение обязательств государства по защите прав и свобод граждан требует постоянного совершенствования действующего законодательства, регламентирующего деятельность государственных органов по обеспечению правопорядка, безопасности личности и общества в целом.
Наиболее эффективным средством борьбы с преступностью является оперативно-розыскная деятельность (ОРД), которая представляет собой особый вид правоохранительной функции государства. В ее арсенале находятся специальные способы, методы и средства, с помощью которых в итоге достигаются задачи по противодействию преступности и защите конституционных прав человека и гражданина.
Вместе с тем сущность оперативно-розыскной деятельности такова, что она неизбежно затрагивает права и свободы личности, вовлекаемой в процесс ее осуществления. Ограничение отдельных прав и свобод граждан в процессе оперативно-розыскной деятельности обусловлено необходимостью решения задач борьбы с преступностью, защитой интересов каждого гражданина в отдельности и общества в целом. Законодательное закрепление возможности ограничения прав граждан основано на нравственных и морально этических принципах (основах) развития общественных отношений и является исключением из общих правил, когда иными средствами достижение задач предупреждения и раскрытия преступлений не представляется возможным. Поэтому использование в деятельности правоохранительных органов таких возможностей должно осуществляться лишь в силу обоснованной необходимости, в строгом соответствии и неукоснительном соблюдении законности.
Поэтому проблемы обеспечения конституционных прав граждан и необходимость дальнейшего совершенствования механизма соблюдения законности в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности обусловили выбор темы дипломного исследования.
Научная и теоретическая основа дипломной работы. Вопросы соблюдения и упрочения законности в процессе оперативно-розыскной деятельности рассматривались в работах А.Г. Ахмедова, К.К. Горяинова, Ю.Н. Егорова, Т.Т. Махмутова, В.В. Николюка, B.C. Овчинского, В.В. Петрова, Е.М. Рябкова, Т.К. Синиловой, А.А. Чувилева, И.П. Шлее, А.Ю. Шумилова и других ученых.
Существенный вклад в исследование специфики государственного контроля и надзора за соблюдением прав граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности внесли специалисты отраслевых юридических наук: С. Воропаев, О.А. Галустьян, В.Н. Григорьев С.В. Круговых, Н. Лопаткина, А.В. Победкин, И.Ю. Таричко, В.Н. Яшин и другие.
В работах указанных авторов рассматривались важные вопросы обеспечения прав и свобод граждан, предлагались направления и способы их решения. Тем не менее, при всем богатстве научного материала и проведенных исследований в данном направлении некоторые вопросы соблюдения законности, обеспечения прав и законных интересов граждан, вовлеченных в оперативно-розыскной процесс, остаются не полностью раскрытыми, требуют дальнейшего исследования.
Объектом дипломного исследования выступают правовые отношения, возникающие в процессе обеспечение прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности.
Предметом дипломного исследования является совокупность юридических норм, которые регулируют обеспечение прав и граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, практика соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта исследования соответствующих правовых норм определить особенности обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности.
Исходя из цели дипломного исследования, определены следующие его задачи:
1) изучить понятие и сущность обеспечения прав и свобод гражданина
в оперативно-розыскной деятельности;
2) выделить особенности правового регулирования оперативно-розыскной деятельности;
3) выявить механизм соблюдения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности;
4) установить особенности судебного контроля в механизме обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности;
5) проанализировать специфику прокурорского надзора за обеспечением прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности;
8) исследовать характерные черты ведомственного контроля в механизме обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности.
Методологическую основу дипломной работы составляет система философских знаний, определяющая основные требования к научным теориям, сущности, структуре и сфере применения различных методов познания социально-правовых явлений (в том числе, обеспечение прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности) в диалектическом единстве социального содержания и юридической формы. В работе использовались методы системного, сравнительно-правового, формально-логического, историко-правового анализа, а также применялись методы логического исследования.
Нормативной правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации 1993 г., законодательные акты Российской Федерации как общего характера (Уголовно-процессуальный, Уголовный, Гражданский кодексы Российской Федерации и др.), так и специального характера, акты судебных органов.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие и сущность обеспечения прав и свобод гражданина
в оперативно-розыскной деятельности
Функционирование государственно-правового механизма предполагает различные формы реализации охранительных функций. Одна из таких форм – оперативно-розыскная деятельность, предполагающая динамичное сочетание превентивных мероприятий и мероприятий, связанных с раскрытием преступлений. Среди последних особое место занимает оперативно-розыскная деятельность, содействующая решению уголовно-процессуальных задач. Обеспечение прав и законных интересов граждан предполагает определенную гарантирующую деятельность, которая в процессе ОРД проявляется в трех аспектах: 1) они должны осуществлять мероприятия по превенции преступлений, их раскрытию и розыску лиц, их совершивших; 2) сами не должны при этом нарушать права граждан, по возможности минимизировать ограничение прав; 3) результаты ОРД должны быть пригодными к процессуальному использованию, т.е. способными пройти уголовно-процессуальную проверку и оценку для того, чтобы перейти от охраны как более общей цели к защите нарушенных интересов граждан уголовно-процессуальными средствами, что является задачей уже уголовного процесса и соответствует ст. 6 УПК РФ.
В теоретико-правовом понимании оперативно-розыскная деятельность рассматривается как вид социально-полезной юридической деятельности, основанной на федеральном законодательстве, имеющей государственный характер, поскольку осуществляется она исключительно в интересах и по велению государства специально уполномоченными на то государственными органами, имеет четко выраженную правовую основу и направленность, проводится в строгом соответствии с правовыми предписаниями государства и требованиями законности. При этом оперативно-розыскная деятельность многогранна и специфична, и в соответствии со cт. 1 ФЗ об ОРД оперативно-розыскная деятельность может проводиться как гласно, так и негласно.
Использование негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной мерой защиты общества и государства от угроз и опасностей, порождаемых различными источниками. Как правило, подготовка и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений (особенно совершение преступлений против жизни человека и безопасности государства) хорошо конспирируются. Поэтому государство осознанно идет на законодательное закрепление и применение негласных оперативно-розыскных мероприятий против общественно опасных деяний лиц, готовящих, совершающих и совершивших преступления.
В настоящее время оперативные подразделения, осуществляющие свою деятельность в пределах своих полномочий путем проведения ОРМ, обеспечивают защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Ст. 6 Закона об ОРД предоставлено право осуществлять следующие ОРМ:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Для понимания действия механизма правового обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности необходимо: во-первых, раскрыть роль государства в обеспечении прав и свобод граждан; во-вторых, показать соотношение охраны и защиты норм права в сфере обеспечения прав и свобод как стадий процесса их реализации; в-третьих, охарактеризовать формы и способы реализации прав; в-четвертых, раскрыть систему гарантий данного процесса.
Одна из главных особенностей реализации конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свободами, например жизнью, здоровьем, то есть благами, неотъемлемыми от него. Характер многих прав и свобод делает ненужной юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение, поскольку они принадлежат ему с момента рождения. Их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами в виде прав и свобод, и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СПС Консультант Плюс.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СПС Консультант Плюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // СПС Консультант Плюс.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 г. (ред. от 25.11.2008) // СПС Консультант Плюс.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. (ред. от 30.06.2008) // СПС Консультант Плюс.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. (ред. от 02.12.2008) // СПС Консультант Плюс.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (ред. от 03.12.2008) // СПС Консультант Плюс.
8. Закон РФ от 18.04.1991 г. (ред. от 02.10.2007) «О милиции» // СПС Консультант Плюс.
9. Федеральный закон от 17.01.1992 г. (ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
10. Федеральный закон от 12.08.1995 г. (ред. от 29.04.2008) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС Консультант Плюс.
11. Федеральный закон от 17.07.1999 г. (ред. от 14.07.2008) «О почтовой связи» // СПС Консультант Плюс.
12. Приказ Генпрокуратуры РФ от 21.12.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о порядке формирования отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД)», «Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности») // СПС Консультант Плюс.
13. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // СПС Консультант Плюс.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.1993 г. (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
15. Ахмедов А.Г. Соблюдение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Журнал правовых и экономических исследований. – 2008. – № 1. – С. 5-11.
16. Воропаев С. Прокурорский надзор и ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью // Практика уголовного сыска. – М.: Лига Разум, 1999. – С. 237-242.
17. Галустьян О.А. Значение прокурорского надзора в обеспечении прав граждан, вовлеченных в уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел // Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел – важнейшая гарантия обеспечения прав человека. – М.: Щит-М, 2000. – С. 121-132.
18. Егоров Ю.Н. Право и мораль в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002. – 23 с.
19. Еникеев З.Д. Правоохранительный потенциал Конституции России и проблемы его реализации в уголовном процессе // Вестник Оренбургского государственного университета. Часть 1, Уголовный процесс. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2005. – № 3. – С. 9-14.
20. Железняк Т.И. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности / Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Иркутск, 2007. – 23 с.
21. Конин В.Н. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» как источник уголовно-процессуального права / Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Воронеж, 2004. – 22 с.
22. Круговых С.В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального законодательства в современных условиях. – М.: Юркнига, 2006. – С. 63-71.
23. Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007. – 192 с.
24. Кузахметова С.Е. Понятие принципа неприкосновенности частной жизни // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2008. – № 2. – С. 21-25.
25. Лопаткина Н. Судебный контроль в ходе досудебного производства по уголовному делу // Законность. – 2002. – № 8. – С. 32-33.
26. Махмутов Т.Т. Соблюдение и гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов оперативно-розыскных правоотношений / Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Тюмень, 2007. – 25 с.
27. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. – Саратов, 1997. – 286 с.
28. Оперативно-розыскная деятельность: Совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебно-практическое пособие /Авт. кол.: С.А. Зайцева, Л.М. Зейналова, Н.А. Громов и др. – 2-е изд., доп. и перераб., учеб. – М. :Издатель Шумилова И.И., 2004. – 118 с.
29. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Т.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 848 с.
30. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Т.Г. Морщаковой по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в связи с жалобой гражданки И.Г.Черновой // СПС Консультант Плюс.
31. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий / Под ред. Е.М. Рябкова, В. В. Петрова. – М., 2004. – С. 257 с.
32. Прокурорский надзор: Учебное пособие / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин и др. – М.: Элит, 2007. – 512 с.
33. Смирнов М.П. Комментарии оперативно-розыскного законодатель¬ства РФ и зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2002. – 544 с.
34. Таричко И.Ю. Функция судебного контроля в российском уголовном процессе / Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Омск, 2004. – 22 с.
35. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: На¬учно-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. – М.: Спарк, 2003. – 339 с.
36. Федоров А.В. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий при получении информации о фактах взяточничества // Расследование и судебное преследование коррупции. – СПб., 2002. – С. 113.
37. Цуканов В.В. К вопросу о понятии оперативно-розыскного мероприятия // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2007. – № 2. – С. 223-225.
38. Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право. – М.: НОРМА, 1999. – 276 с.
39. Шлее И.П. Вопросы легализации материалов, полученных оперативно-розыскным путем, в уголовном процессе и в доказывании по уголовным делам //Проблемы теории и практики уголовного процесса,
прокурорского надзора и правоохранительной деятельности в свете нового российского законодательства. – Томск: Изд-во научно-технической литературы, 2004. – С. 82-91.
40. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. – М.: ИД Шумиловой И.И., 2007. – 375 с.
41. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (правовое регу¬лирование оперативно-розыскной деятельности). Общая часть: Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 196.
42. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных ме¬роприятий: Учебно-практ. пособие. – М., 1999. – 128 с.
3,000 руб.