Прагматизм стал наиболее значительным вкладом американцев в философию. Считается, что в нем отражаются наиболее типичные черты американской ментальности: активность, практицизм, ориентация на будущее. Джемс, например, утверждая возможную полезность религии, писал, что вера людей в то, что Бог существует, может быть истинной, если само утверждение о существовании Бога будет удовлетворять духовные потребности людей. И в области этики нужно перестать говорить об абсолютных ценностях, она должна стать натуралистической и жизненно функциональной.
750 руб.
Введение 3
1. Понятие прагматизма. 4
2. Нравственные ценности прагматизма 7
Заключение 13
Библиографический список 14
Введение
Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение в 20 в. в период до 2-й мировой войны, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Основные идеи прагматизма высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. Прагматизм имел сторонников также в Великобритании (Ф.К.С. Шиллер) и др. странах.
Обвинив всю прежнюю философию, равно как и преобладавший в то время в англо-американских университетах абсолютный идеализм Ф. Брэдли – Дж. Ройса, в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, прагматизм выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времён Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных («проблематичных») ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире.
Согласно прагматизму, опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Используя односторонне истолкованные идеи Ч. Дарвина, прагматизм рассматривает мышление лишь как средство приспособления организма к среде с целью успешного действия.
Функция мысли – не в познании как отражении объективной реальности и основанной на нём ориентации деятельности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематичной ситуации» (Дьюи). Идеи, понятия и теории – лишь инструменты, орудия или планы действия.
750 руб.
Библиографический список
1. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с., ил.
2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М.: Эксмо, 2005. – 512 с.
3. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 512 с.
4. Попов Л.А. Этика: Курс лекций. – М.: Центр, 1998. – 160 с.
5. Разин А.В. Этика. – М.: Академический Проект, 2006. – 624 с.
6. Словарь по этике/Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
7. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.
8. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.
9. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов.энциклопедия, 1983. – 840 с.
10. Этика/Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 1999. – 496 с.
750 руб.