В настоящее время в связи с расширением использования различных автоматизированных систем, управление которыми носит монотонный характер с минимальными физическими, а иногда и умственными нагрузками для оператора, большое значение приобретают ситуации, связанные с утомлением, ослаблением внимания и сонливостью, а также монотонией, т. е. напряжением, вызванным однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями, как к концентрации, так и к устойчивости внимания. Все это влечет за собой возникновение опасного переходного состояния «бодрствование-сон» и, как следствие, повышенную вероятность возникновения аварийных ситуаций.
Поэтому проблема диагностики, контроля и коррекции функционального состояния (ФС) оператора, работающего в условиях, требующих длительного или повышенного внимания при депривации сна или при нарушении нормального цикла бодрствование-сон, является чрезвычайно актуальной.
Помимо теоретической значимости эта проблема имеет и прикладное значение, в частности, для создания биотехнических комплексов, моделирующих операторскую деятельность и позволяющих отслеживать наступление такого состояния.
Для предотвращения возникновения сонливого состояния существует и продолжает разрабатываться множество различных методов, способов и технических приспособлений. Все они направлены на поддержание надежности деятельности человека-оператора, предотвращение нежелательных сдвигов его функционального состояния и экстренное «взбадривание» в случае ослабления внимания при наступлении дремотного состояния.
В психологическом плане устойчивость деятельности отражает функциональные характеристики профессионально значимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкрентных рабочих ситуаций. Физиологическое содержание проблемы устойчивости деятелььности связано с вопросами адаптивной и гомеостатической регуляции организма при воздействии экстремальных факторов внешней среды.
В целом в проблеме надежности человека-оператора важным является изучение процессов обеспечения его устойчивого функционирования на разных уровнях регуляции жизни и деятельности в различных условиях среды и трудового процесса. Кроме того, в формировании механизмов устойчивости возрастает роль психических факторов, которые регулируют соотношение социальных и биологических процессов.
Проблему работы людей в системе «человек-машина» исследовали множество ученых как отечественных, так и зарубежных. Среди них можно отметить следующих Е. А. Климов, О. Липманн, К. М. Гуревич, Э. Клапаред, В. С. Мерлин, З. Н. Брикс, И. Д. Карцева, К. К. Платонов и др.
Большой же вклад в изучение монотоннной деятельности внесли исследования в области дифференциальной психологии. Уже в первых работах была показана роль типологических особенностей человека в устойчивости к однообразной работе, к развитию состояния монотонии (В. И. Рождественская, И. А. Левочкина, Н. П. Фетискин и др.). Позже разработкой данной проблемы занимались А. И. Самойлова, М. И. Виноградов, Н. Д. Левитов и др.
3,000 руб.
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы влияния состояния монотонии на профессии операторского профиля 6
1.1 Понятие о профессии оператора 6
1.2 Индивидуально-психологические особенности человека-оператора 12
1.3 Монотонная деятельность и типологические особенности 18
2 Практическое исследование влияния монотонии на операторов 22
2.1 Диагностические методики, применяемые для исследования 22
2.2 Анализ результатов диагностики 27
2.3 Выводы и рекомендации 43
Заключение 45
Глоссарий 48
Список использованных источников 50
Приложение А Методика выявления и анализа профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника» 54
Приложение Б Тест Кеттелла 56
Приложение В Тест на измерение ригидности 62
3,000 руб.
1. Андриенко, Е. В. Социальная психология Текст: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 304 с. – ISBN 5-7695-0617-2
2. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности Текст. – М.: Речь, 2005. – 208 с. – ISBN 5-9268-0364-0
3. Болотова, А. К. Прикладная психология Текст. – М.: ГАРДАРИКИ, 2006. – 382 с. – ISBN 5-8297-0253-3
4. Бодров, В. А. Информационный стресс Текст: учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. – ISBN 5-9292-0010-6
5. Большая энциклопедия психологических тестов Текст. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. – ISBN 978-5-699-13698-8
6. Грецов, А. Г. Выбираем профессию Текст. – СПб.: Питер, 2005. – 217 с. – ISBN 5-469-00775-8
7. Григорьева, М. В. Психология труда: конспект лекций Текст. – М.: Высшее образование, 2006. – 192 с. – ISBN 5-9692-0069-7
8. Душков, Б. А. Основы инженерной психологии Текст: учебник для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2002. – 576 с. – ISBN 5-8291-0159-9
9. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности Текст. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с. – ISBN 5-272-00115-Х
10. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития м. – М.: Академия, 2007. – 240 с. – ISBN 978-5-7695-4482-8
11. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности Текст. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с. – ISBN 978-5-91180-837-2
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы Текст. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с. - ISBN 978-5-272-00028-6
13. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека Текст. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с. - ISBN 5-469-00446-5
14. Климова, Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 304 с. – ISBN 5-7695-1506-6
15. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы Текст: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.– 381 с. - ISBN 5-7567-0160-5.
16. Кравченко, А. И. Общая психология Текст. – СПб.: Проспект, 2009. – 432 с. – ISBN 978-5-392-00449-2
17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст: учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2001. - 464с. - ISBN 5-89144-162-4
18. Либин, А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традииций Текст. – М.: Смысл, 2000. – 549 с. – ISBN 5-89357-068-5
19. Маклаков, А. Г. Общая психология Текст: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 693 с. – ISBN 5-272-00062-5
20. Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с. – ISBN 978-5-91180-439-8
21. Меркулова, О. С. Психология труда Текст. – СПб.: Приор-издат, 2008. – 80 с. – ISBN 978-5-9512-0838-5
22. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций Текст: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб.: Издательство Союз, 2000. – 576 с. – ISBN 5-87852-125-3
23. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования Текст: учеб. для студ. педвузов. – М.: ВЛАДОС. – 394 с. – ISBN 5-691-00268-6
24. Носкова, О. Г. Психология труда Текст. – М.: Академия, 2008. – 384 с. – ISBN 978-5-7695-4918-2
25. Основы психологии Текст: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2005. – 704 с. – ISBN 5-222-06930-3
26. Пономаренко, В. А. Профессия – психолог труда Текст. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 400 с. – ISBN 978-5-9270-0114-9
27. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии Текст: учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с. – ISBN 5-8046-0100-8
28. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности Текст. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 589 с. – ISBN 978-5-9270-0132-3
29. Психологическая диагностика Текст: учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003. – 652 с. – ISBN 5-94723-626-5
30. Психологические основы профессиональной деятельности Текст. – М.: Логос, 2007. – 855 с. – ISBN 978-5-9292-0165-3
31. Психология труда Текст/ Н. В. Трусова, Г. Х. Боронова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с. – ISBN 978-5-699-26672-2
32. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности Текст/ Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. – М.: Академический проект, 2005. – 848 с. – ISBN 5-8291-0506-3
33. Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика Текст / Энциклопедический словарь. - М.: Деловая книга, 2002. – 463 с. – ISBN 5-88687-073-3
34. Психология человека от рождения до смерти Текст / Под ред. А. А. Реана. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 656 с. – ISBN 5-93878-029-2
35. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Текст: учебное пособие. – Самара.: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 С. – ISBN 5-89570-005-5
36. Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы Текст. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с. – ISBN 978-5-94723-558-6
37. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология Текст. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с. - ISBN 5-318-00252-8
38. Смирнов, А. Г. Практикум по общей психологии Текст: учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 224 с. – ISBN 5-89939-024-7
39. Соснин, В. А. Социальная психология Текст: учебник / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. – М.: ФОРУМ, 2004. – 336 с. – ISBN 5-8199-0021-9
40. Социальная психология Текст: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др. – М.: Академия, 2001. – 600 с. – ISBN 5-7695-0627-Х
41. Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии Текст / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Рн/Д.: МарТ, 2001. – с. – ISBN
42. Суходольский, Г. В. Организационная психология Текст. – М.: Гуманитарный центр, 2004. – 256 с. – ISBN 966-8324-04-8
43. Сущенко, С. А. Социальная психология Текст. – Рн/Д.: Феникс, 2005. – 345 с. – ISBN 5-222-06476-Х
44. Толочек, В. А. Современная психология труда Текст: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 479 с. - ISBN 5-272-00193-1
45. Шеламова, Г. М. Психология и этика профессиональной деятельности Текст. – М.: Академия, 2008. – 64 с. – ISBN 978-5-7695-3871-1
46. Щербатых, Ю. В. Общая психология Текст. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с. – ISBN 978-5-388-00230-3
47. Энциклопедия психологических тестов – 3 Текст. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. – 360 с. – ISBN 5-275-00067-7
3,000 руб.