Как видно из табл. 2.2., для многих предпринимателей велики трудности, связанные с поиском и арендой подходящего помещения. В интервью ОЭСР предприниматели действительно выделили грабительскую арендную плату как главную проблему при найме и коммерческих, и принадлежащих государству помещений. Контракты аренды обычно весьма непродолжительны, они практически никогда не заключаются более чем на один год. Немного малых предпринимателей имеют достаточно стартового капитала, чтобы купить помещение для ведения бизнеса, такое положение стимулирует некоторых предпринимателей регистрироваться в качестве индивидуальных, чтобы использовать жилые квартиры, особенно на первом этаже, под офис. Несколько большая доля предпринимателей указала на трудности с поиском работников в 2006 г. по сравнению с 2001 г., что может быть отражением роста спроса на рабочую силу.
Процесс регистрации требует много времени и усилий по подготовке и предоставлению документов в различные организации. В некоторых регионах или областях деятельности высокие входные барьеры могли препятствовать потенциальным предпринимателям даже предпринять попытку регистрироваться [31].
Малые предприятия продолжают расценивать низкий спрос или «покупательную способность клиентов» как самую существенную проблему, связанную с текущей деятельностью, хотя по сравнению с 2001 г. число ее упоминаний значительно снизилось. Также фигурируют такие проблемы как высокая конкуренция, условия аренды и недостаток основного и оборотного капитала. Конкуренция в большей степени ощущается в крупных административных центрах (30% в 2005 г.) чем в небольших городах (10%).
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1.Цели, задачи и экономическая сущность предпринимательства 6
1.2. Влияние малого и среднего бизнеса на развитие рыночной экономики 11
2.ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 17
2.1.Различия в развитии малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах 17
2.2.Достижения малого бизнеса в России 25
2.3. Проблемы и пути дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Мировой опыт подтверждает: малый и средний бизнес важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурентного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом.
Малый бизнес как неотъемлемая составляющая современного производства во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей.
Понятия "малое предприятие", "малое предпринимательство" в России еще недостаточно четко определены в юридическом и экономическом плане. Очевидно, что критериями для отнесения предприятий к категории малых в условиях инфляции и весьма приблизительного учета реальной хозяйственной деятельности не могут быть ни годовой объем оборотов, ни прибыль, ни уровень доходности. Остается единственный показатель — численность занятых, причем он должен очень сильно изменяться по отраслям. Когда говорится "о малом предпринимательстве", то речь идет о таком процессе хозяйственной деятельности, в котором функции контроля за текущими делами предприятия осуществляет физическое лицо. Поэтому необходимо учитывать роль собственника в процессе производства и управления фирмой.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-техни¬ческого прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказания услуг.
3,000 руб.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. -М.: Инфра-М -Норма, 1996.
2. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
3. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 14 ноября 1997 г.)
4. Асаул А.Н. Развитие предпринимательства в России // Регион: политика, экономика, социология – 2006. - № 3-4.- С. 56-64
5. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления// Российский экономический журнал - 2007.- №2.- С. 67-73
6. Буев В.В. Проблемы адаптации малых и средних предприятий и органов контроля (надзора) к реформируемой законодательной системе государственного регулирования предпринимательской деятельности (на примере анализа арбитражных решений и опросов в российских регионах)//Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства www.nisse.ru
7. Бухвальд Е. Виленский А.- Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства //Вопросы экономики- № 12.– 2006.- С. 68-79
8. Воронов Ю.П. Есть ли в России собственники? // ЭКО.№2.-2007.-С.3-14.
9. Горюнов А.Г. Организационно- экономические проблемы развития предпринимательской структуры в современных российских условиях/ В сборнике научных статей Процессы и среда современного менеджмента. Самара: СГУ ,2006.- 180 С.
10. Дадашев А. Гловацкая Н. Лазуренко С. Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. - № 7.-2006.-С. 84-95.
11. Дауранов И. Рудецких А. Сегодня и завтра малого и среднего бизнеса // Континент-2007.- №6. – С. 45-57.
12. Корягин Д. Малое предпринимательство – важнейшее направление экономической реформы в России. М.: Инфра- М. 2005.. 452 с.
13. Лапуста М.Г., Старостин ЮЛ. Малое предпринима¬тельство. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 576 с.
14. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения. Аналитический обзор. М., Российское агентство исследования проблем предпринимательства.- 2007.- 45 с.
15. Новосельский В. Социально- экономическое развитие в 2006 г: итоги и проблемы// Экономист. - №4.- 2007.-С.36-45.
16. Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России //Экономист.-2006.-№12.-С.45-51
17. Орлов А. В. Введение в предпринимательство: малый бизнес за рубежом и в России. М.: Инфра- М, 2005.- 354 с.
18. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики. - №7.-2002.- С.72-83.
19. Орлов А. Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992г.) //Вопросы экономики- № 12 – 2005.- С. 68-79
20. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2005. – 714 с.
21. Рыбина М.Н. Основные этапы малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом - №2- 2006.- С. 67-82.
22. Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики// Экономист.- №1.-2006. С.70-79.
23. Статистика по малому и среднему бизнесу// Гомкомстат России www.gks.ru
24. Стрижкова Л. Структурные изменения промышленности в 1995-2006 гг. // Экономист. -№7.- 2007
25. .-С.13-25.
26. Торопыгин Г.Д. Собственность и предпринимательство: Учебное пособие. Самара: Издательство СГЭА, 2005. – 215 с.
27. Уткин Э.А. Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: Акалис, 2005. – 412 с.
28. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации// Вопросы экономики. - № 7.-2007.-С. 105-120
29. Шестоперов О.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2006 года. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. : Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2007. – 120 с.
30. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки// Российский экономический журнал- №5-6.- 2005- С. 56-64
31. Экономическая теория. Пол ред. В.Д. Камаева. М., Владос, 2006.- 715 с.
32. Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация. М.:Весь мир., 2007.- 400 с.
33. Яковлев Г.И. Оценка предпринимательской активности в Самаре и Самарской области/ В сборнике научных статей Процессы и среда современного менеджмента. Самара: СГУ,2007.-180с.
3,000 руб.