Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем. Маркетинг не начинается там, где завершается производство. Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетингом. Эффективное использование производственных мощностей, нового высокопроиз-водительного оборудования и прогрессивной технологии предопределяется маркетингом.
Маркетинг используется не только производственными предприятиями, но также торговыми организациями, организациями сферы услуг, отдельными лицами. Поэтому маркетинг не является какой-то универсальной, унифицированной концепцией, напротив, направления и методы ее реализации требуют адаптации к типу организации, условиям и возможностям ее применения.
Цель курсовой работы – рассмотреть организацию службы маркетинга на предприятии.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. дать общую характеристику предприятия и рассмотреть основные показатели его деятельности;
2. рассмотреть организацию маркетинговой службы на предприятии;
3. выявить недостатки в организации службы маркетинга на предприятии;
4. дать рекомендации по выявленным недостаткам.
Предмет исследования – служба маркетинга предприятия.
Объект исследования – Открытое акционерное общество «Завод электроники и механики» (ОАО «ЗЭиМ»).
Методологической основной для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов, периодическая литература, финансовая отчетность ОАО «ЗЭиМ».
Практическая значимость работы заключается в применении на практике разработки рекомендаций по улучшению организации службы маркетинга на анализируемом предприятии.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Организация службы маркетинга ОАО «ЗЭиМ» 5
1.1. Общая характеристика предприятия 5
1.2. Политика ценообразования ОАО «ЗЭиМ» 7
1.3. Оценка конкурентоспособности предприятия 13
1.4. Исследование продукта 21
1.5. Организация службы маркетинга на предприятии 26
Глава 2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности организации службы маркетинга в ОАО «ЗЭиМ» 38
Заключение 46
Список использованной литературы 50
Приложения
1,200 руб.
В заключении отметим, что с помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.
Курсовая работа выполнена на материалах ОАО «ЗЭиМ» (открытое акционерное общество), которое основано в 1958 году. ОАО «ЗЭиМ» - материнская компания бизнес системы, состоящей из сети дочерних и аффилированных фирм (более 30).
Специализация - разработка и производство комплекса средств для автоматизированных систем управления технологическими процессами.
Основные цели маркетинговой деятельности ОАО «ЗЭиМ»:
- определение наиболее целесообразных для фирмы рынков и сегментов, соответствующего ее целям и ресурсам;
- обеспечение развития продукции с целью завоевания намеченных позиций в целевых сегментах, получения максимальной прибыли;
- организация воздействия на рынок в интересах фирмы;
- обеспечение целевого объема продаж.
Основные задачи маркетинговой деятельности:
- постоянное исследование внешней и внутренней среды предприятия;
- прогнозирование параметров рыночного окружения, спроса, продаж;
- выработка целей и стратегий в сфере рыночной деятельности предприятия по видам продукции;
- планирование товарного ассортимента;
- определение путей воздействия на рынок, способов и каналов продвижения на него товаров, экономически обоснованной ценовой политики;
- обеспечение обратной связи от потребителей товаров.
В настоящее время в ОАО «ЗЭиМ» существует функциональная служба маркетинга, которую возглавляет коммерческий директор предприятия по маркетингу. Численность отдела маркетинга составляет 23 человека.
Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется генеральному директору ОАО «ЗЭиМ».
Структуру и штаты отдела утверждает генеральный директор предприятия, исходя из условий и особенностей производства, а также объема работ, возложенных на отдел.
Все подразделения отдела маркетинга взаимосвязаны.
В состав отдела маркетинга входят следующие подразделения:
- «отдел продаж» - включает «группу регионального маркетинга» и «группу продуктовых менеджеров». Функции группы региональных менеджеров непосредственно относятся к работе с заказчиками, т.е. получение заказов, договорная работа, получение оплаты, оформление отгрузочных документов, а также наблюдения и анализа рынка в закрепленном регионе, сегментирование и разработка конкретных маркетинговых планов вместе с продуктовыми менеджерами, проведение в жизнь этих планов, ведение рекламной работы в регионе.
Группа продуктовых менеджеров пока только формируется и в ОМ работают только два главных продуктовых менеджера: по электрическим однооборотным механизмам и контроллерам. Остальные работают в других подразделениях завода. Группа занимается, кроме вышесказанного, контролем за качеством, оперативным планированием сбыта продукции, формированием комплекса сервисных услуг по гарантийному и техническому обслуживанию, определением направления развития и содержания.
В будущем планируется создание группы отраслевых менеджеров для совершенствования работы в отраслевых сегментах и выполнения маркетинговых мероприятий в них. Активное взаимодействие трех групп позволит предприятию успешно работать на рынках сбыта и осваивать новые, гибко реагировать на любое изменение конъюнктуры рынка;
- «отдел логистики». Отдел логистики включает отдел закупок и центр отгрузки (здесь находится готовая к продаже продукция). В его функции входит: складирование, хранение, отгрузка продукции.
- «группа рекламы и информации» - занимается размещением рекламы, созданием рекламной продукции, проведением выставок, ярмарок, совершенствованием сайта компании.
В ходе написания курсовой работы были выявлены проблемы и недостатки функционирования существующей службы маркетинга на предприятии, а именно:
1. Не формализованы отношения между подразделениями, из-за чего размыты границы сфер деятельности.
2. Подписанные регламенты часто не соблюдаются.
3. Несогласованность действий и планов различных подразделений, неподчинение подразделений стратегиям центрального офиса и, как следствие, невыполнение намеченных целей и задач или дублирование функций, что особенно негативно сказывается при работе с конкурентами.
4. Неполное соответствие групп отдела маркетинга их функциональному назначению
В целях совершенствования организации маркетинговой деятельности на предприятии нами предлагается новая организационная структура службы маркетинга ОАО «ЗЭиМ».
Ее преимущества в отличие от действующей структуры 2007 года:
1. Наличие единой стратегии маркетинга;
2. Согласованность производственных программ, объемов и цен отгрузки продукции своим потребителям;
3. Формирование гарантированных рынков сбыта и эффективных кооперационных связей;
4. Снижение рисков не поставки сырья, отгрузки продукции, оплаты и обеспечение бесперебойной ритмичной работы;
5. Четкое разделение функций работников службы маркетинга. Решение проблемы сбыта продукции и привлечение новых потребителей является ключевым для развития всей структуры.
Основными целями по развитию службы маркетинга на предприятии являются:
1. Построение единого внутризаводсткого пространства маркетинговой информации на базе центрального сервера, реализация принципа: информация вводится только один раз в месте ее возникновения, а используется всеми структурами в соответствии с разграничением доступа и технологии применения.
2. Разработка и утверждение регламентов по взаимодействию отдела маркетинга, как центра маркетинговой деятельности и структурных подразделений, также выполняющих эти функции.
3. Дальнейшее развитие системы ежеквартальных планов-отчетов по деятельности каждого работника отдела маркетинга, согласованных их с общими маркетинговыми целями и задачами.
4. Разработка регламентов управления бюджетами (регламенты бюджета оплаты за основную продукцию, бюджета коммерческих расходов) и внедрение в практику применение регламентов управления соответствующими бюджетами (соблюдение сроков и порядка взаимодействия, расписанного в утвержденных регламентах).
1,200 руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: официальный текст по состоянию на 1 ноября 2007 г. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 372 с.
2. Абрамова Г.П. Маркетинг: Вопросы и ответы. – М.: Агропромиздат, 2003. – 365 с.
3. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. - М.: Экономика, 2007. - 574 с.
4. Башев Г.Л. Маркетинг: Учеб. для вузов / Г.Л. Башев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Башева. М.: Экономика, 2008. – 702 с.
5. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков. – М.: Рус. Деловая лит., 2008. – 413 с.
6. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. – М.: Азимут-Центр., 2008. – 367 с.
7. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело: Учебник для ВУЗов и курсов ИПК. М.: Внешторгиздат, 2007. – 697 с.
8. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Издательство стандартов, 2007. – 492 с.
9. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга: Учебн. пособие: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Издат. дом «Вильямс», 2007. – 679 с.
10. Жаров А.И., Изосимова Н.Н. Стратегия и тактика маркетинга. М.: ФиС, 2006. – 247 с.
11. Жих Е.М., Панкрухин А.П. Маркетинг: как завоевать рынок. М.: ЮНИТИ, 2007. – 321 с.
12. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: МО, 2007. – 332 с.
13. Конно Т. Стратегия и структура предприятий. М.: Прогресс, 2008. – 247 с.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. – 2-е европ. Изд. – СПб и др.: Издат. дом «ВИЛЬЯМС», 2007. - 943 с.
15. Маркетинг промышленных товаров: Пер. с англ. / Под ред. В.И. Седова – М.: Прогресс, 2007. – 258 с.
16. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: Учебн. практикум и учеб.-метод. Комплекс по маркетингу для вузов. – М.: Юристь. 2007. – 566 с.
17. Попов В.М. «Бизнес-план»: Книга молодого менеджера, Чебоксары 2006. – 158 с.
18. Практический маркетинг/ Е. Дихтль, Х. Хершген; (науч. Ред. Н.С. Минко; пер. с нем. А.М, Макарова). - М.: Высш. Шк., 2007. – 255 с.
19. Савруков Н.Т. Основы маркетинга. / Н.Т. Савруков, А.Н. Савруков, Е.Н. Саврукова. – СПб: Политехника, 2006. – 214 с.
20. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./ Г.В. Савицкая. – 10 – е изд., испр. – М.: Новое знание, 2008. – 640 с.
21. Современный маркетинг / под ред. В.Е. Хруцкого – М.: ФиС, 2007. – 387 с.
22. Седов В.И. Маркетинг промышленных товаров. М.: Прогресс, 2008. – 416 с.
23. Федько В.П. Основы маркетинга: Учебн. пособие для вузов / В.П. Федько, Н.Г. Федько, О.А. Шапор – Ростов: Феникс, 2006. – 688 с.
24. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учебн. пособие для вузов В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. – 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 528 с.
25. Эванс Дж. Р., Маркетинг: пер. с англ. / Дж. Эванс, Б. Берман – М.: Сирин, 2006. – 308 с.
1,200 руб.