Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Рациональное размещение производительных сил на территории России и развитие экономики отдельных районов являются важным направлением повышения эффективности народного хозяйства и благосостояния людей. При этом большое значение имеет правильное размещение транспортной системы в регионах, формирование оптимального спроса на перевозки и достаточное удовлетворение потребностей общества в перемещении товаров и пассажиров.
Общественное производство всегда развивается в конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим участок земли, на котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтепродуктно-газопроводный) и воздушный виды транспорта. Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций.
Цель контрольной работы – изучение экономико-географической характеристики производительных сил Северо-Кавказского экономического района, размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленности и сельского хозяйства, обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно-экономическими связями.
750 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………. 4
1. Общая характеристика размещения сил Северо-Кавказского экономического района …………………………………………………. 6
2. Анализ экономико-географического положения Северо-Кавказско- го экономического района ………………………………………………. 8
3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Северо-Кавказского района, их роль в российском производственном потенциале …………………………… 11
3.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергети-ческого комплекса ………………………………………………………. 11
3.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии ……………………………………………………………… 12
3.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительно- го комплекса …………………………………………………………….. 12
3.4. Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса ………………………………………….. 13
3.5. Экономико-географическая характеристика строительного ком- плекса ……………………………………………………………………. 13
3.6. Экономико-географическая характеристика лесной, дерево-обрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности ………. 14
3.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса ………………………………………………………………… 14
3.8. Рекреационные ресурсы района …………………………………… 16
3.9. Внешнеторговые перевозки ………………………………………… 18
3.10. География пассажирских перевозок ……………………………… 18
4. Характеристика транспортной системы Северо-Кавказского экономического района …………………………………………………. 19
4.1. Общая характеристика транспортной системы …………………… 19
4.2. Железнодорожный транспорт ……………………………………… 20
4.3. Речной транспорт …………………………………………………… 22
4.4. Морской транспорт …………………………………………………. 23
4.5. Автомобильный транспорт …………………………………………. 23
4.6. Трубопроводный транспорт ………………………………………… 24
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список использованной литературы ……………………………………. 26
Приложения:
1. Северо-Кавказский экономический район ………………………. 27
2. Северо-Кавказская железная дорога ……………………………... 28
750 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В состав Северо-Кавказского экономического района входят: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, республики – Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Кабардино-Балкарская, Адыгея, Дагестан, Ингушская, Чеченская.
Ведущими отраслями рыночной специализации являются: газовая, нефтяная, каменноугольная, цветная металлургия, разнообразное машиностроение, цементная и пищевая промышленность. Значительный удельный вес в России занимает в производства зерна, сахарной свеклы, семян подсолнечника, овощей, плодов, винограда и продуктов животноводств. Курортный рекреационный комплекс имеет общероссийское значение.
Большую роль в хозяйстве Северного Кавказа играют топливно-энергетический, металлургический, химический комплексы, курортный, производство строительных материалов, отрасли сельского хозяйства.
Район богат разнообразными минеральными водами - соляно-щелочными, железистыми, углекислыми, азотными, метановыми.
Северо-Кавказский район России имеет наилучшие условия для развития санаторно-курортного хозяйства и многих видов отдыха и туризма. Это связано с благоприятными природными условиями и их разнообразием.
Дальнейшее развитие курортно-рекреационного комплекса представляется наиболее эффективным и целесообразным направлением в развитии всего хозяйства Северо-Кавказского экономического района.
В районе развиты практически все виды транспорта (за исключением, пожалуй, речного), основным из которых является железнодорожный. Развитие железнодорожного транспорта и решение его проблем имеет очень важное значение для данного региона.
750 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономическая география транспорта / Под ред. Н.Н. Казанского. – М.: Транспорт, 1991.
2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. – М.: Гардарика, 1999.
3. Даринский А.В. География России . М - “Просвещение”, 1993.
4. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М - “Юнити”,1995.
5. Морозова Т.Г. Регионоведение . М - “Юнити”, 1998.
6. Малый атлас России. М.: Росмэн, 1999.
7. Политико-административная карта Росси. – М.: Дрофа, 1997.
8. Физическая карта России. – М.: Дрофа, 1997.
9. Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии, утвержденный Советом по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ 10.02.1999 г.
750 руб.