Оценка бизнеса является функцией (деятельностью), которую в разных ситуациях часто приходится осуществлять в рыночной экономике.
Ею необходимо заниматься и при оценке подлежащего продаже предприятия-банкрота, и при определении того, на какую сумму нормально
работающее открытое акционерное общество имеет право выпустить новые акции (на сумму, превышающую балансовую стоимость
собственного капитала предприятия), и при исчислении цены, по которой любое (открытое либо закрытое) акционерное общество должно
выкупать акции выходящих из него акционеров (в том числе учредителей). Это может относиться также к обществам и к товариществам с
ограниченной ответственностью, если соответствующее предусмотрено их уставом.
Причем не важно, о какой стране с рыночной экономикой идет речь. Сказанное универсально и касается, в соответствии с действующим
законодательством (в частности, с Законом об акционерных обществах, вступившим в силу с января 1996 г.), также и России.
В подобном наиболее широком смысле предмет оценки бизнеса понимается двояко.
Первое его понимание сводится к традиционному сейчас в нашей стране пониманию оценки бизнеса как оценки фирмы в качестве
юридического лица. Для этого понимания так же — по традиции экономики, где бизнесом занимались только юридические лица, имеющие на
балансе определенное имущество, — характерно отождествление оценки бизнеса фирм с оценкой имущества этих фирм.
Второе — более распространенное в мире — понимание оценки бизнеса заключается в том, чтобы выяснить, сколько стоят не фирмы,
зарабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкурентные преимущества и активы, материальные и
нематериальные (последние не обязательно отражают соответствующие технологии и преимущества), которые дают возможность
зарабатывать данные доходы. Причем эти права, технологии и активы могут принадлежать не юридическим, а физическим лицам. Это не
лишает их привлекательности в качестве объектов купли-продажи на рынке. Следовательно, актуальной остается проблема их оценки.
Таким образом, существуют два предмета оценки бизнеса:
• оценка фирм, которая может основываться (но не обязательно) на оценке их имущества;
• оценка «бизнес-линий» (старый русский термин для них — дело) как совокупности прав собственности, технологий и активов,
обеспечивающих ожидаемые с некоторой вероятностью будущие доходы.
Цель работы: исследовать методы оценки пакетов акций.
Задачи:
- изучение методов оценки пакетов акций
- исследование вопросов оценки контрольных и неконтрольных пакетов акций.
750 руб.
Введение 3
1. Оценка пакета акций (доли) предприятия 5
2. Оценка пакетов акций предприятия – контрольного и неконтрольного 15
2.1. Оценка контрольного пакета акций предприятия 15
2.2. Оценка стоимости неконтрольных пакетов 18
Заключение 23
Список литературы 26
750 руб.
В заключение еще раз подчеркнем, что в ситуациях, когда оценка предприятия производится для случая приобретения контрольного пакета
акций (пая), результаты применения тех методов, которые позволяют сразу получить стоимость предприятия при условии приобретения
100%-ного контроля над предприятием, уже, как правило, не требуют какого-либо учета степени ликвидности акций в составе
приобретаемого пакета (или ликвидности покупаемого пая). Подразумевается, что контролирующему предприятие инвестору не важно,
ликвидны ли акции (паи) его предприятия — ведь он и так обладает полным набором каналов доступа к капиталу предприятия и доходам
предприятия. Существенным тогда оказывается лишь то, сумеет ли предприятие заработать эти доходы. В то же время именно это и
выявляется самими указанными методами оценки бизнеса.
Концепция инвестиционной стоимости предприятия (бизнеса) предполагает также два весьма практически интересных следствия,
касающихся, во-первых, как таковой реальности ожиданий по поводу перепродажи этого предприятия или доли в нем и, во-вторых,
возможной полезной роли посредников, которые помогают найти друг друга тем инвесторам, для кого сделка по купле-продаже данного
предприятия или доли в нем (пакета акций, пая) будет взаимовыгодной.
Реальной (взаимовыгодной) подобная сделка способна оказаться именно для тех инвесторов (из которых один является прежним
владельцем соответствующей доли, в частном случае — венчурным инвестором, рискнувшим вложить средства в создававшееся для
разработки и коммерциализации новшества предприятие, а другой — потенциальным новым владельцем доли в этом предприятии), в глазах
которых стоимость предприятия и доли в нем (их инвестиционной стоимости) представляется разной. Причем разной в том смысле, что для
продавца предприятия (доли в нем) она будет ниже, а для покупателя — выше. Тогда оба участника сделки будут ею удовлетворены, если
цена, по поводу которой им удастся договориться, «впишется» в интервал между делаемыми продавцом и покупателем оценками
инвестиционной стоимости предприятия (доли в нем).
Полезная роль специализированных посредников при этом может заключаться как раз в том, чтобы отыскать (чаще — по заказу
планирующего перепродавать предприятие инвестора) того потенциального партнера по рассматриваемой сделке, для которого
инвестиционная стоимость этого предприятия является, по всей вероятности, отличной (в «нужную» сторону) от оценки этого же
предприятия другим участником сделки.
Ничего удивительного не будет тогда и в том, что такой добившийся успеха посредник приобретет вознаграждение от обоих контрагентов по
перепродаже предприятия (доли в нем), каждый из которых получит от сделки полезность, превышающую его имевшиеся ожидания
(продавец будет иметь цену больше своей оценки инвестиционной стоимости продаваемого участия в предприятии; покупатель заплатит
цену меньше своей оценки инвестиционной стоимости приобретаемого бизнеса).
Очевидно, в этом случае никак нельзя будет говорить о какой-либо «паразитической» роли посредника. Наоборот, посредник осуществит
крайне значимую для общества функцию: он будет способствовать передаче предприятия (доли в нем) в руки более эффективного
собственника, который способен реализовать на базе имущества предприятия инвестиционные проекты с более высокой совокупной
остаточной текущей стоимостью (включая освоение новых для предприятия продуктовых линий). Если последний будет к тому же
поставлен политикой государственного регулирования экономики в условия, когда высокая инвестиционная стоимость предприятия
достигается не при закрытии предприятия или сокращении его операций (с продажей имущества предприятия), а именно — при продолжении
его деятельности на основе освоения более перспективных продуктов и процессов, то под большей эффективностью нового собственника
будет иметься в виду и увеличение производства и сохранение (увеличение) числа рабочих мест (что крайне существенно для кризисной
отечественной экономики).
750 руб.
Быковский В.А. Оценка капитализации нефтяных и газовых компаний. //Журнал "Нефть, газ и бизнес", №5, 2004, стр. 4-7.
Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации.- М.: Информационно-Издательский дом «Филин», 2005. 136 с.
Валдайцкв С.В. Оценка бизнеса: Учебник.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004-352 с.
Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий: Имущественный подход: Учеб.-практ. Пособие – М.: Дело, 2005.
Гвоздик А.А. Новая модель поведения рынка. //Труды международной конференции "Теория активных систем". - М.: ИПУ РАН, 2004. Т.2, с.23-
24.
Есипов В., Маховикова Г., Терехова В. Оценка бизнеса.- СПб: Питер, 2005. – 416 с.
Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 512с.: ил.
Петренко Л.И., Синогейкина Е.Г. Что такое ВИНК и сколько она стоит? //Журнал "Вопросы оценки", №3, 2004, стр.11-22.
Паршев А. Почему Америка наступает. Москва, АСТ "Астрель", 2004.
Тришин В.Н., Шатров М.В. Метод экспресс-оценки для крупного предприятия. //Журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации",
№10(15), 2004, стр. 77-85.
"Финансовый директор", №1, 2003
Черняк В.З. Оценка бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2006.-176 с.
Шакин В.А. Экспресс-оценка действующего предприятия (бизнеса). //Статья опубликована на сайте www.appraisal.ru.
750 руб.