ВВЕДЕНИЕ
Проведение единой государственной политики занятости и регулирования рынка труда в России предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет. С целью координации решения данных проблем в России создана государственная служба занятости населения.
Актуальность детального анализа основных направлений деятельности органов службы занятости обусловлена тем, что государственная служба занятости населения является единственным стабильным, централизованным и реально действующим механизмом содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан, способна гибко реагировать на изменение экономической ситуации и применять в каждый отрезок времени адекватные и эффективные меры. Это относится не только к периодам экономических кризисов, когда службы занятости могут эффективно реализовывать государственные инвестиционные программы и участвовать в реструктуризации предприятий, но и к периодам экономического роста, когда, используя передовые методы отбора кадров для вновь открывающихся производств с новыми видами деятельности, они минимизируют трансакционные издержки предприятий и повышают эффективность их работы.
Целью данного исследования является изучение действующих направлений содействия трудоустройству и материальной поддержки безработных граждан, а также выявление общих тенденций происходящих изменений на рынке труда.
В связи с обозначенной целью, логика построения исследования основана на принципе теоретического и практического анализа по всем направлениям деятельности служб занятости, а также практических рекомендаций потенциального развития службы занятости и повышения эффективности ее деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
? определить структуру и функциональную значимость органов государственной службы занятости населения;
? выделить основные направления работы службы занятости с различными контингентами населения;
? осуществить сравнительный анализ результативности деятельности государственной службы занятости в целом по Российской Федерации, и по Саратовской области;
? выделить перспективные и объективно необходимые мероприятия в плане повышения эффективности деятельности службы занятости в целом.
Работа состоит из двух глав, и изложена на 91 печатном листе, содержит 13 рисунков и 7 таблиц. К работе прилагается список приложений и использованной литературы.
Первая глава работы посвящена теоретической основе функционирования государственной службы занятости населения, историческим аспектам формирования ее деятельности и описанию основных направлений в контексте реализации активной и пассивной политики занятости.
Вторая глава отражает анализ результатов деятельности государственной службы занятости населения на современном этапе ее существования. В главе выявляются существующие проблемы реализации основных направлений деятельности службы занятости и обозначаются ориентиры их потенциального развития.
2,500 руб.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………...5
1.1. Предпосылки возникновения и развития службы занятости…………..5
1.2. Работа органов службы занятости по реализации активных программ
содействия занятости…………………………………………………….12
1.3. Социальная поддержка безработных граждан………………………...20
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ
ЗАНЯТОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………...25
2.1. Мероприятия, проводимые в целях повышения качества рабочей
силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда……………27
2.2. Реализация мероприятий по содействию занятости населения……...55
2.3. Осуществление социальной поддержки безработных граждан……...55
2.4. Комплекс мер по повышению эффективности работы службы
занятости………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….77
2,500 руб.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ауэр П. Стабильность вопреки ожиданиям// Человек и труд. 2002.- №3. – С.57-58.
2. Банк данных вакантных рабочих должностей и свободных рабочих мест по г. Саратову (анализ работы за 1 кв. 2004 г.) – Саратов: ДФГСЗН по Саратовской области, 2004.- 17с.
3. Бестужев-Лада Н.В. Социальные проблемы занятости в России// Социс.-2002.- №12.- С.113-119.
4. Брусцов В., Домрачеев Т. Информационные технологии в деятельности службы занятости// Человек и труд.-2001.- №10.- С.54.
5. Вавилова Н. Инициировать и отрабатывать новые формы содействия занятости// Человек и труд.- 2002.- №12.- С.22-24.
6. Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2000 году// Человек и труд.- 2001.- №4.- С.40-41.
7. Герций Ю. Групповые занятия – индивидуальный подход (о работе службы занятости – различные формы)// Человек и труд.- 2001.- №2.- С.86-87.
8. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия//Социс.- 2001.- №5.- С.67-75.
9. Голландцева Т., Гривина Н. Временная занятость как форма активного содействия занятости безработных граждан// Человек и труд.-1999.- №11.0 С.25-27.
10. Данилов А., Киселев Г. Профориентация и психологическая поддержка населения: требуется правовая база// Человек и труд.-2000.-№8.- С.39-41.
11. Жарков В., Смирнов С. Инфраструктура общественных работ: как изучать, как развивать// Человек и труд.- 2001.- №1.- С.65-67.
12. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996г. № 36-ФЗ (с изменениями на 10 января 2003 года).
13. Кабалина В., Козина И. Посредничество в трудоустройстве: сравнение эффективности государственных и частных структур// Человек и труд.- 2000.-№12. – С. 47-50.
14. Кашепов А. Об оценке эффективности политики на рынке труда// Общество и экономика.- 2001.- №6.- С.20-27.
15. Кашепов А. Факторы. детерминирующие занятость россиян// Человек и труд.- 2003.- №2.- С.31-36.
16. Колесникова О. Об оценке эффективности работы службы занятости// Человек и труд.-2002.- №3.- С.55-57.
17. Комплексная программа содействия занятости населения Саратовской области на 2003-2005 годы.
18. Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы от 6 мая 2003 года №568-р
19. Коровкин А.Г., Парбузин К. Оценка несбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования. – 1997.-№4.- С 57-60.
20. Котляр А. Возможности минимизации безработицы в России// Человек и труд.- 2001.- №9.- С.42-44.
21. Котляр А. О субъектах и объектах рынка труда// Человек и труд.- 2003.- №5.- С.30-32.
22. Кривошеев В. Самофинансирование учебных центров службы занятости как способ повышения эффективности// Человек и труд.- 2003.- №5.- С.39-41.
23. Кузнецов С. Методологические подходы к оценке структурных сдвигов в занятости// Человек и труд.- 2002.-№7.- С.72-75.
24. Кязимов К. Политика занятости и профессиональные ресурсы (рынок труда: прогнозы и реальность)// Человек и труд.- 2003.- №7.- С.35-36.
25. Малахов С. Трансакционные издержки, экономический рост и предложение труда// Вопросы экономики.- 2003. - №9.- С.49-61.
26. Миляева Л., Подольная Н. Государственные и частные структуры содействия занятости на локальном рынке труда// Человек и труд.- 2003.- №5.- С.33-36.
27. Мищенков В. Низкий уровень безработицы – результат управления рынком труда// Человек и труд.- 2000.- №7.- С.51-55.
28. Мониторинг рынка труда Саратовской области в 2003 году: Саратов: ДФГСЗН по Саратовской области, 2004.- 59с.
29. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов// Человек и труд.-2001.-№9.- С.50-51.
30. Обследование населения по проблемам занятости.- М.: Госкомстат, 1999.
31. Обследование населения по проблемам занятости.- М.: Госкомстат, 2000.
32. Орлова Е. О формировании системы гарантий обеспечения занятости населения// Человек и труд.- 2000.- №12.- С.50-53.
33. Пелевина Т. Совмещать функции биржи труда и кадрового агентства// Человек и труд.- 2002.- №12.- С.25-26.
34. Подвербных О. Опережающая переподготовка и непрерывное образование – залог эффективной занятости// Человек и труд.- 2003.- №5.- С.37-38.
35. Позднякова А. Центры занятости и кадровые агентства – не антиподы, а потенциальные партнеры// Человек и труд.- 2002.- №4.- С.66-69.
36. Политика занятости: стратегические задачи// Человек и труд.-2001- №4.- С.36-39.
37. Постановление Правительства «Порядок квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях, расположенных на территории Саратовской области» от 14 июля 2003 года № 78-П.
38. Приказ «Об утверждении Положения о финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета» от 25 марта 2002 года №57/21н.
39. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2003-2005гг.
40. Прокопов Ф., Малеева Т. Политика противодействия безработице. М.: - РоссПЭН. – 1999. – с.92-98
41. Реформу службы занятости оценивают профессионалы (о проблемах перестройки службы занятости)// Человек и труд.- 2001.- №4.- С.62-65.
42. Романив О. Поддержка и развитие предпринимательской инициативы безработных//Человек и труд.- 2003.-№7.-С.37-39.
43. Рыбаков Л. О проблемах трудоустройства молодых специалистов//Человек и труд.-2001.- №1 – С.70.
44. Рынок труда. Государственная политика занятости и меры по ее регулированию.- М: Минтруд РФ, Соцэкономия, 2003.- 198с.
45. Савкина Л. Перспективу работы открывает профобучение//Трудинформ.- 2003.- №11- С.1-3.
46. Свистунова Е. Занятость инвалидов: правовое регулирование в регионах// Человек и труд.- 2003.- №2.- С.37-41.
47. Седлов А., Карев В. Оценка эффективности работы службы занятости// Общество и экономика.- 2001.- №6.- С.126-136.
48. Таюрская Е. Как улучшить положение с трудоустройством молодежи// Человек и труд.- Человек и труд.- 2004.- №4.- С.55-56.
49. Топилин Н. Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости// Человек и труд.- 2003.- №1.- С.31-36.
50. Удальцова М.В., Воловская Н.Т., Плюснина Л.К. Социально-трудовые ожидания незанятых людей и их отношение к самозанятости//Социс.- 2003.- №7.- С.16-24.
51. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 2002-2005 годы
52. Федеральный закон «О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах» от 5 августа 2000 года №118-ФЗ.
53. Фофанова Н. Факторы преодоления длительной безработицы// Человек и труд.-2003. №10.- С.29-30.
54. Хамганова Г. Региональные программы содействия занятости// Человек и труд.- 2004.- №4.- С.58-59.
55. Чернейко Д. Рынку труда необходим действенный регулирующий механизм// Человек и труд.- 2001.- №6.- С.20-27.
56. Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм// Человек и труд.-2002.- №12.- С.42-48.
57. Четвернина Т. Кризис фонда занятости и пути его преодоления// Вопросы экономики.- 1999.- №11.- С.82-88.
58. Четвернина Т. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта// Вопросы экономики.- 2002.- №11.- С.59-75.
59. Четвернина Т., Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления//Вопросы экономики.- 1998.- №2.- С.115-130.
60. Чихова Л., Сергеева Г., Кулагина И. Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования// Человек и труд.- 2000.- №8.- С.29-34.
61. Шулус А., Мкртчян Г. Проблемы молодежного рынка труда//Общество и экономика. – 2001.- №10, С.142-154.
2,500 руб.