Введение
Содержание
Заключение
Литература
Социальная защита населения - одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска (старости, инвалидности и т.п.).
Роль социального обеспечения и его важнейшей составной части - социального страхования в условиях реформирования экономики России, становления новых отношений в обществе значительно возрастает. Это связано, прежде всего, с необходимостью адаптации индивидов к принципиально изменяющимся условиям существования членов общества, реструктуризации функций государства в вопросах трансфертных выплат, обеспечения социальных гарантий и т.д.
В переходной экономике проблема развития и совершенствования системы социального страхования, организационным воплощением которой выступает Фонд социального страхования (ФСС), становится все более острой и актуальной. Рост инфляции, уровня цен и безработицы привел к резкому снижению уровня жизни населения. Назрела необходимость серьезных преобразований в социальной политике, формировании качественно нового правового и организационного механизма социального страхования населения. Совершенствование государственной системы социального страхования приобрело особую актуальность еще и потому, что в условиях транзитивной экономики не существует гарантий занятости населения, месяцами не выплачивается заработная плата. Получение гарантированных государством социальных пособий через Фонд социального страхования нередко является единственным средством существования для человека.
В экономической литературе всегда существовал определенный интерес к социальной политике государства, как важнейшему инструменту регулирования отношений между различными группами населения и внутри них. Практика социально-экономических преобразований в период перехода к рыночной экономике обусловила научный интерес к проблемам реформирования социального страхования отечественных исследователей. Несмотря на интерес исследователей к названным проблемам, теоретические основы функционирования социальной защиты населения, его социального страхования в реформируемой экономике России только начинают складываться. Не решены многие принципиальные вопросы методологического и теоретического характера, которые связаны в первую очередь с раскрытием объективной основы становления современного рыночно ориентированного механизма функционирования Фонда социального страхования, анализом социально-экономического содержания процессов рыночной трансформации системы социальных гарантий. До настоящего времени еще недостаточно полно сформировалась научно-методическая и методологическая база проблем организации учета, контроля и анализа средств социального страхования.
Теоретическое обоснование процессов становления и развития системы государственного социального страхования, ее эффективное функционирование выступают современной научной проблемой, имеющей важное социально-экономическое значение для стабилизации экономической, политической и социальной ситуации в российском обществе.
Проблемы несовершенности социальной политики особенно актуальны в настоящее время, когда мировой финансовый кризис лишает работы миллионы людей и они могут рассчитывать только на социальную поддержку государства.
Основной целью данной работы является исследование деятельности Фонда социального страхования. Ее реализация потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и функции фонда, а также формирование и использование его средств;
- провести анализ доходов и расходов фонда за 2007 г.;
- оценить деятельность фонда в 2007 г. и выявить назревшие проблемы;
- определить основные направления совершенствования механизма социального страхования;
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации системы социального страхования; законодательные и нормативные акты; программные
документы и постановления Правительства РФ и ФСС РФ.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Фонд социального страхования в финансовой системе Российской Федерации 6
1.1. Становление Фонда социального страхования 6
1.2. Сущность ФСС и его задачи 9
1.3. Формирование и использование ФСС 10
Глава 2. Анализ деятельности Фонда социального страхования 15
2.1. Анализ доходов и расходов ФСС за 2007 г. 15
2.2. Анализ деятельности ФСС в 2007 г. 20
2.3. Бюджет ФСС и санаторно-курортное лечение 22
Глава 3. Совершенствование механизма социального страхования в РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
1,200 руб.
Таким образом, Фонда социального страхования позволяет решить целый ряд социально-экономических проблем. С его помощью осуществляется строго целевое использование средств, которые позволяют не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями.
Положение о Фонде социального страхования РФ утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования. Норматив отчислений юридических лиц в Фонд установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплаты труда по всем основаниям. Рабочие в этот Фонд ничего не платят.
Доходы бюджета ФСС РФ в 2007 г. составили 295,3 миллиарда рублей (104,1% от утвержденных), из них на обязательное социальное страхование - 246,9 миллиарда рублей, расходы - 303,1 миллиарда рублей (99,0%), из них на обязательное социальное страхование в сумме 261,6 миллиарда рублей. Бюджет ФСС исполнен в 2007 году с дефицитом в 7,7 миллиарда рублей, при этом дефицит средств по обязательному социальному страхованию составил 16,2 миллиарда рублей. Возникновение дефицитности произошло впервые за всю историю существования ФСС.
В основном рост расходов ФСС связан с введенной в 2007 году оплатой больничного листа гражданам на неосновном месте работы и запланированном увеличении расходов на оздоровление детей работников – на 11% (15 млрд. рублей), а ткже выплатами материнского капитала.
Решение проблемы дефицита бюджета предусмотрено законопроектом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и подразумевает плавное перетекание дефицита в профицит к 2010 г.
В настоящее время система социального страхования, существующая в России далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.
Вопрос финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов и их финансовой устойчивости становится наиболее актуальной проблемой в повестке дня социальной политики страны. Для специалистов и политиков это не новость. Хорошо известно, что снижение максимальной ставки единого социального налога (ЕСН) в пользу работника привело к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Совершенствовать существующую ситуацию в сфере социального страхования поможет решение следующих вопросов:
- судьба ЕСН, в т.ч. его ставки;
- механизмы установления ставки ЕСН и (или) страховых взносов;
- изменения в структуре социальных внебюджетных фондов и в управлении ими;
- развитие внутренней ситуации в каждом из социальных внебюджетных фондов (набор обязательств и выплат, внешние источники их финансирования).
1,200 руб.
1. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» ( 183-ФЗ, 21.07.2007).
2. О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год"(226-ФЗ, 23.11.2007)
3. Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 05 (257)
4. Федеральный закон “Об основах обязательного социального страхования” от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004)
5. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 234 ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2007 год».
6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
7. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О монетизации льгот».
8. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»
9. ПОЛОЖЕНИЕ О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N 484).
10. Постановление СМ РСФСР от 25 декабря 1990 года «О создании фонда социального страхования».
11. Андреев В.С., Право социального обеспечения в СССР, М., 1974 г.
12. Кричевский Н. Реквием по соцстраху. Фонд социального страхования // АПН - 2007-06-22.
13. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. — М: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
14. Невинная И. БЕГ ПО КРУГУ // Российская газета - 13.12.2007.
15. Николаева Д. Дефицит бюджета Фонда соцстрахования должен покрыть малый бизнес // «Коммерсант» 09.04.2008.
16. Олимпиада в Сочи обойдется вдвое дороже // Коммерсант - № 28(3845) от 20.02.2008.
17. Российская газета - 30.11.2007.
18. Минздрав РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minzdravsoc.ru, свободный.
19. МинФин РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru, свободный.
20. Росстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru, свободный.
21. ФСС [Электронный ресурс]. Доступ размещения: www.fss.ru, свободный.
1,200 руб.