В современном цивилизованном демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение. Это подтверждается многочисленными международными актами о правах человека и соответствующим законодательством Российской Федерации. Права человека следует рассматривать в совокупности, складывающейся из множества аспектов жизнедеятельности личности. В процессе жизни, сталкиваясь с необходимостью удовлетворения своих насущных потребностей, люди чаще всего выступают в качестве потребителей каких-либо услуг, товаров, предлагаемых бесчисленным количеством производителей. В конечном счете, вся индустрия производства товаров и услуг своей итоговой целью ставит именно удовлетворение интересов потребителя.
Проблема соблюдения и защиты прав потребителей имеет международный характер, что определяется ее чрезвычайной важностью.
15 марта 1962г. в США была принята декларация, устанавливающая четыре основных права, принадлежащих потребителям: это право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию.
Позднее, 9 апреля 1985г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», добавив к вышеперечисленным право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество и право на возмещение ущерба.
С тех пор эти права получили международное признание и отражение в национальном законодательстве многих государств.
Практически все эти права в том или ином виде нашли свое отражение в российском законодательстве о защите прав потребителей. Однако, следует заметить, что механизм использования вышеозначенного массива правовых норм недостаточно отработан в нашей стране, что создает ряд дополнительных трудностей в стабилизации экономического процесса в Российской Федерации.
Актуальность данной темы подтверждается множеством написанных в последние годы диссертаций, статей, научно-практических комментариев и монографий по отдельным проблемам этой отрасли законодательства.
Недостаточный уровень правовой подготовки потребителя создает возможность злоупотреблений для недобросовестных участников гражданского оборота, что не может не иметь отрицательных последствий как для становления национальной экономики, так и для развития полноценного правосознания граждан Российской Федерации.
Низкий уровень культуры обслуживания в советский период оставил заметный след в психологии людей. На современном этапе развития это проявляется в нежелании подавляющего большинства потребителей каким-либо образом отстаивать свои нарушенные права. К счастью, в последние годы ситуация начала меняться в лучшую сторону.
Учитывая вышеизложенное, анализ института гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей, рассмотрение отдельных проблем в этой области, обобщение научных изысканий, споров, представляется актуальным как с научной, так и с практической точки зрения.
3,000 руб.
Введение 3
Глава I. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности в сфере защиты прав потребителей 5
§ 1. Понятие и функции гражданско-правовой ответственности 5
§ 2. Условия гражданско-правовой ответственности 8
§ 3. Виды гражданско-правовой ответственности 12
Глава II. Договорная ответственности с сфере защиты прав потребителей 17
§ 1. Особенности договоров, заключаемых с потребителями, в гражданском праве Российской федерации 17
§ 2. Формы договорной ответственности 23
§ 3. Условия договорной ответственности за нарушение прав потребителей 28
Глава III. Деликтная ответственность в сфере защиты прав потребителей 38
§ 1. Понятие деликтной ответственности 38
§ 2. Основания и условия деликтной ответственности 40
§ 3. Компенсация морального вреда при нарушении прав потребителей 45
Заключение 49
Список литературы. 51
3,000 руб.
В данной работе были рассмотрены следующие вопросы: понятие и виды гражданско-правовой ответственности, а также договорная и деликтная ответственность в сфере защиты прав потребителей. На основании изложенного материала хотелось бы привести ряд выводов, которые были сделаны в процессе рассмотрения данной темы:
1. Институт гражданско-правовой ответственности представляет собой один из важнейших центральных институтов гражданского права. Механизм гражданско-правовой ответственности закладывает возможности для наиболее широкого ее применения в гражданском обороте.
2. Меры гражданско-правовой ответственности не только направлены на удовлетворение имущественного интереса потерпевшего, но и призваны предотвращать гражданские правонарушения. Гражданско-правовая ответственность выполняет определенную превентивную функцию, способствует тому, что участники гражданского оборота под угрозой привлечения их к ответственности стремятся построить свою деятельность так, чтобы не нарушать действующее законодательство, права и охраняемые законом интересы других лиц.
3. Закон «О защите прав потребителей» - это единственный закон в системе законодательства РФ, который предусматривает возникновение права на возмещение морального вреда в результате нарушения имущественных прав. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Данный закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области установления ответственности за нарушение прав потребителей и др.
4. Существует проблема определения размера компенсации морального вреда при самостоятельном ее применении. Наиболее существенным моментом здесь является доктринальное признание недопустимости принципа эквивалентности при возмещении морального вреда.
5. Наиболее полной реализации прав потребителей способствуют используемые в гражданском обороте конструкции публичного договора и договора присоединения. Они представляют собой ограничение принципа свободы договора с целью защиты более слабой стороны.
6. Деление ответственности на договорную и деликтную порождает возможность конкуренции исков, что даёт потребителю существенные гарантии, предоставляя ему право выбора ответчика исходя из собственных интересов.
3,000 руб.
1. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г. №2300-I (в ред. Закона РФ от 02.06.93г. №5076-I; ФЗ от 9.01.96г. №2-ФЗ, от 17.12.99г. №212-ФЗ, от 30.12.01г. №196-ФЗ, от 22.08.04г. №122-ФЗ, от 2.11.04г. №127-ФЗ, от 21.12.04г. №171-ФЗ).
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994г. №7 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.04.1995 N 6, от 25.10.1996 N 10, от 17.01.1997 N 2, от 21.11.2000 N 32, от 10.10.2001 N 11).
3. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (Парций Я.Е.) - , 2005 г.
4. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Гуев А.Н.) – М.: ИНФРА-М, 2002 г.
5. Герасимова И., Сорк Д. «Новый подход к старым проблемам» // Журнал «Спрос» №3, 2005.
6. Гайдуков В.М. «Вина как субъективное условие гражданско-правовой ответственности» // www.xServer.ru.
7. "Дистанционная продажа. Практика применения законодательства о защите прав потребителей" // Союз потребителей Российской Федерации. Потребитель.net.
8. Гражданское право. Учебник. Под ред. Е.А.Суханова. Т.1. – М.: БЕК, 2000.
9. Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М., 1973.
10. Гражданское право.Учебник.В 2-х т.Т1/ Под ред.Е.А.Суханова – М.: БЕК, 1993.
11. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М. Юрайт, 2000.
12. Иоффе О.С. Обязательственное право. М. Юридическая литература, 1975.
13. О функциях гражданско-правовой ответственности см. Пугинский Б.И. Коммерческое право. М, Юрайт, 2000.
14. Лейст О.Э. Санкции в советском праве.М.1962;
15. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы), М. 1981.
16. Эффективность Гражданского Законодательства (актуальные вопросы) под ред. В.П.Грибанова, М. Издательство МГУ, 1984.
17. Брагинский М.И., . Договорное право. Общие положения М. Статут, 1997.
18. Гражданское Право России. Курс лекций под ред. Садикова, М. Юридическая литература, часть 1, 1996.
19. НовицкийИ.Б., Лунц.Л.А. Общее учение об обязательстве. М.,1950.
20. Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. МГУ, 1986.
21. Бюллетень Верховного Суда РСФСР 1982, №3.
22. .Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. Охрана прав граждан-потребителей. Советское государство и право, 1983, №4.
23. Я.А. Куник. Правовая охрана прав потребителя. Качество продукции, стандартизация и право. 1982.
24. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения М. Статут. 1997.
25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996, №6/8.
26. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, № 6.
27. Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», утверждены приказом ГАК РФ от 20 мая 1998, №160.
28. Защита прав потребителей. Учебно-практическое пособие, под ред. Долбилина А.Н., М. Маркетинг, 1997.
3,000 руб.