В настоящее время одним из основных факторов успешной банковской деятельности выступает политика постоянных нововведений. Данное утверждение вытекает из ряда предпосылок, характеризующих существующее на сегодняшний день положение экономики.
Во-первых, отношения банков с клиентами основаны на принципах партнерства. Это, в частности, означает, что банки проявляют постоянную заботу не только о сохранении, но и о приумножении капитала своих клиентов, предлагая им новые услуги, которые способствуют расширению финансово-хозяйственной деятельности, снижению издержек, развитию деловой активности и повышению ее доходности.
Второй причиной появления новых видов банковских услуг является конкуренция между банковскими институтами в условиях рыночных отношений. Для того чтобы выжить в условиях рынка необходима многовариантность и нестандартность деловых решений, неординарность хозяйственных операций, внедрение инноваций во всех сферах деятельности банка.
Третьей причиной является развитие новых дорогостоящих банковских технологий. Именно научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще сейчас связывается с понятием инновационного процесса.
Однако нововведения в банковском бизнесе включают в себя не только технические или технологические разработки, но и внедрение новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации являются важнейшим фактором стабильности функционирования банков и обеспечивают их экономический рост.
Таким образом, можно выделить три задачи, стоящие перед Российскими банками в современной экономической ситуации.
Во-первых, расширение набора банковских услуг — платежных, коммерческих, инвестиционных, в целях привлечения клиентов.
Во-вторых, внедрение высокотехнологичного современного оборудования (такие возможности доступны только крупным российским банкам).
В-третьих, повышение профессионального уровня банковских менеджеров. Между тем, как свидетельствует опыт Института переподготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (преобразован в 2001 г. в Институт профессиональной подготовки и Институт повышения квалификации), который за 23 года своей деятельности выпустил более 10 тыс. специалистов, учится в основном среднее и низшее звено, а не руководящий состав банков, хотя для него предусмотрена возможность обучения по индивидуальному графику [6, с. 62].
Итак, проблема внедрения нововведений в банковском бизнесе является актуальной и наиболее значимой при формировании политики банка, поэтому ее освоение имеет большое значение в рамках изучаемого предмета.
Цель дипломной работы – проанализировать состояние и перспективы развития современных технологий банковских операций на примере ОАО АКБ «Райффайзенбанк».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть банковские операции и услуги, их сущность и правовое регулирование;
- сделать анализ деятельности ОАО АКБ «Райффайзенбанк» в плане банковских операций и услуг;
- проанализировать современное развитие банковских операций ОАО АКБ «Райффайзенбанк», показать наиболее интересные операции.
Объект исследования – ЗАО «Райффайзенбанк» на предмет выявления тенденций и перспектив развития современных банковских продуктов, услуг и операций.
При выполнении дипломного проекта были проанализированы исследования по финансовому анализу, анализу бухгалтерской отчетности, банковскому менеджменту следующих авторов: Борисова Л.П., Донцовой Л.В., Крейниной М.Н., Репина В.В., Шеремет В.В. и других.
3,000 руб.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы организации и функционирования сберегательного дела...........................................................................................................................6
1.1. Понятие и основы функционирования сберегательного дела.....................6
1.2. Основы деятельности сберегательных банков в странах Запада...............13
1.3. Операции Сберегательного банка в России...................................................20
2. Анализ деятельности иностранных банков в сберегательном деле в РФ............................................................................................................................30
2.1. Анализ состояния динамики сберегательного рынка России....................30
2.2. Анализ сберегательных операций иностранных банков на территории России.....................................................................................................................35
3. Основные направления совершенствования деятельности сберегательных банков в иностранных банках на сберегательном рынке России.....................53
3.1. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов.............................53
3.2. Реализация Программы Международного бизнеса.....................................59
3.3. Корпоративное финансирование..................................................................66
Заключение............................................................................................................78
Список литературы...............................................................................................80
Приложения
3,000 руб.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Анализ всех исследованных частных видов банковских инноваций показал, что наблюдается стабильный и достаточно быстрый рост объемов операций. При проведении прогноза во всех случаях наилучшим является линейный тренд, то есть происходит равномерный процесс развития перечисленных видов инноваций. Полученные оценки построенных прогнозов являются значимыми, что указывает на их достоверность.
2. Однако при более глубоком анализе проблемы и рассмотрении факторов вызвавших прирост показателей развития банковских инноваций, можно сделать выводы о незначительном реальном развитии рассмотренных банковских услуг. Так, например, рост объемов пластиковых карт на 70% вызван реализацией «зарплатного проекта». Таким образом, пластиковые карты используются в основном для получения наличности. Расширение объемов лизинговых операций обусловлено, прежде всего, развитием экономики страны. Прироста же удельного веса лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды в последние годы практически не наблюдается.
3. Нововведения, предлагаемые ЗАО «Райффайзенбанк» следующие:
- инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;
- реализация Программы Международного бизнеса;
- корпоративное финансирование.
Как уже упоминалось, одной из основных причин появления новых видов банковских услуг является конкуренция между банковскими институтами в условиях рыночных отношений. С другой стороны, как показывает практика, основную долю инноваций составляют нововведения, вызванные научно-техническим прогрессом, то есть технологические инновации. Данные инновации в процессе внедрения и использования требуют огромных затрат со стороны банка, и доступны только крупным кредитным организациям. В результате мелкие и средние банки не в состоянии оставаться конкурентоспособными на рынке и происходит их поглощение крупными столичными банками.
Таким образом, внедрение технологических инноваций ведет к централизации банковской системы России и, как следствие, снижению конкуренции между кредитными организациями.
Продуктовые инновации наоборот способствуют возникновению конкуренции на рынке банковских услуг, однако доля подобных нововведений в России невелика.
Вывод: в целях развития экономики страны необходимо стимулировать введение банками продуктовых инноваций.
3,000 руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ. – СЗ РФ 3 2101.
2. ФЗ «О банках и банковской деятельности» 03. 02. 1996. - СЗ РФ №2211, с. 113-115.
3. Инструкция Банка России от 1.10.97 №1 «О порядке регулирования деятельности банков», утвержденная Приказом Банка России от 1.10.97 №02-430 с изменениями и дополнениями от 31.12.97 №123-У, от 29.01.98 № 153-У. - СЗ РФ № 3113, с. 254-255.
4. О Порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам. Инструкция Банка России от 1.10.97 № 62а. - СЗ РФ № 4225, с. 106.
5. О составлении финансовой отчетности. Инструкция Банка России от 1.10.97 №17 с изменениями от 4.02.98 №162-У, от 12.05.98 №225-У. - СЗ РФ № №3231, с. 76-80.
6. Александрова Н.Г., Александров Н.А. Банки и банковская деятельность для клиентов. – С-Пб: Питер, 2002 – с. 224.
7. Банковское дело /Под ред. Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой. – С-Пб: Питер, 2002 – с. 384.
8. Банковское дело: стратегическое руководство. 2-е изд. – М.: Издательство «Консалтбанкир», 2004 – с. 432.
9. Банки и банковское дело. / Под ред. Балабановой И.Т. – С-Пб.: Питер. – 2005 – с. 304.
10. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. – М.: ЛОГОС, 2004 – с. 348.
11. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006 – с. 192.
12. Буевич С.Ю., Королев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004– с. 160.
13. Газман В. В. Лизинг в контексте Налогового кодекса // Оборудование: рынок, предложение, цены. - 2003.- №10.
14. Денежное обращение и банки: Учеб. Пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.
15. Дёриг Ханс-Ульрих Универсальный банк – банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. – М.: Международные отношения, 2005. – 384 с.
16. Дмитриева Ю.Г., Красавина Л.Н. Значение мирового опыта для модернизации российской банковской системы // Деньги и кредит. – 2006. - №2. – с. 11-13.
17. Егоров С.Е. Роль АРБ в определении и реализации стратегии развития банковской системы // Деньги и кредит. – 2006. - №5. – с. 17.
18. Егорова Н. Е., Смулова А. М. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2002 – с. 456.
19. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. – М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003. – 440 с.
20. Иванов В.В. Анализ надежности банка: Практическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005– с. 132.
21. Иванов А. Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. – М.: Финансы и статистика, 2002– с. 177.
22. Иванов П.А., Стрельченко Ю.А. Платежи в электронной коммерции // Деньги и кредит. – 2005. - №1. – с. 12.
23. Ковалев В.В., Уланов В.А. Курс финансовых вычислений. – М.: Финансы и статистика, 2004 – с. 32-37.
24. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов. /Л.Т. Гиляровская, С.Н. Паневина. – С-Пб.: Питер, 2003 – с. 93-101.
25. Лысков А.А. Настоящее и будущее виртуальных карточек // Мир карточек. – 2003. - №7. – с. 14.
26. Москвин В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. – Москва: Издательство «Финансы и статистика», 2004 - с. 11-13.
27. О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации // Вестник Банка России. – 2006. - №5(583).
28. Орехова И.А. Конференция «Розничные финансовые услуги в России» о платежных карточках. // Мир карточек. – 2003. - №7. – с. 9.
29. Основы банковской деятельности /Под. ред. Тагирбекова К. Р. – М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2005 – с. 72-74.
30. Отдельные показатели, характеризующие операции с использованием банковских карт. // Бюллетень банковской информации. – 2003. - №9(124).
31. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 2004 – с. 362.
32. Павлова Л.В. Рынок банковских карт в Ульяновской области // Деньги и кредит. – 2006. - №7. – с. 6-8.
33. Полищук А.И. Новые банковские услуги и продукты: (Банковские инновации) // Банковское дело. - 2006. - №1. – с. 24-26.
34. Полищук А.И. Управление деятельностью кредитных организаций (банковский менеджмент). - М.: Юристъ, 2005. – 478 с.
35. Рудько-Силиванов В.В., Афанасьев А.А. Интернет-банкинг: проблемы и перспективы // Деньги и кредит. – 2006. - №8. – с. 32.
36. Семикова П.В. Банковские инновации и новый банковский продукт // Банковские технологии. – 2005. - №11. – с. 44.
37. Сорвин С.В. Современные банковские технологии и их влияние на эффективность банковской системы // Деньги и кредит. – 2006. - №9. – с. 13.
38. Супонин А.В. Карточный проект банка – технологические и функциональные особенности. // Мир каточек. – 2005. - №5-6.
39. Уткин Э.А. Новые финансовые инструменты рынка. – М: изд-во журнала «Дебет - кредит», 2005. – 112 с.
40. Шаповалов В. А. Рыкова И. Н. Влияние Центрального банка на развитие кредитных организаций: Учебное пособие. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2002. – с. 112.
41. Шаповалов В. А. Рыкова И. Н. Организация деятельности Центрального банка. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2005– с. 38-40.
42. Шаповалов В.А Рыкова И.Н.. Развитие банковской системы в условиях рыночных преобразований. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2005 – с. 67-70.
43. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. – М.: Высшая школа, 2005. - с. 12-17.
44. Черемисин А.П. Активы банка: анализ и использование. – М, 2004. - с.132.
45. Эразм Ю.Д. Финансовая устойчивость банка. – М, 2006 - с. 27-32.
46. Юшенков Д.А. Активные и пассивные операции коммерческих банков. – М, 2005. - с. 133.
47. Ючкерова Т.А. Анализ банковских операций. - М, 2005 - с. 64-66.
48. Ялло Л.М. Банковская аналитика. - С-Пб, 2005 - с. 43-50.
49. Ямщикова О.Ю., Кузнецов В.А. Рынок платежных карт в России // Банковское дело в Москве. – 2003. - №9(105).
50. Ясенев Н.Н. Метод обратной задачи Марковица. М, 2005г., с. 33-37.
3,000 руб.