Введение
В российской экономике, как отметили Международный экономический форум и Мировой банк, слабым звеном в конкурентной борьбе является система менеджмента. В опубликованных в России учебниках и учебных пособиях по различным разделам менеджмента описаны только некоторые научные подходы без методик их практического применения. На наш взгляд, развитие системы менеджмента является основным фактором развития в России рыночных отношений.
Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине ХIХ века. Существуют различные классификации этапов и направлений развития менеджмента. С точки зрения методологии менеджмента различают четыре основных подхода в развитии теории и практики менеджмента:
выделение различных научных школ (школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа);
процессный подход;
системный подход;
ситуационный подход.
В теории управления происходит постоянный поиск новых форм и методов рационализации управления. Так, на рубеже 70-х гг. была выдвинута новая четко сформулированная идея о том, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. Системный подход как научная методология – это особое понятие, заключающее в себе рассмотрение объектов анализа не изолированно, а в связи со многими другими объектами и явлениями.
Дальнейшее развитие теории систем (но не отменяющим ее) стал ситуационный подход. С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены, именно в рамках ситуационного подхода.
Цель настоящей работы – изучение процесса управления с позиции ситуационного подхода. Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие вопросы: сущность ситуационного подхода и его эволюция; общее и конкретное в ситуационном подходе, внешние и внутренние факторы ситуации, ситуационное творчество менеджера; применимость и эффективность ситуационного подхода.
1,200 руб.
Содержание:
Стр.
Введение 3
1. Понятие и сущность ситуационного подхода 5
2. Эволюция ситуационного подхода: исторический ракурс 8
3. Общее и конкретное, внешние и внутренние факторы ситуации
Ситуационное творчество менеджера 16
4. Применимость и эффективность ситуационного подхода 22
Заключение 24
Список литературы 26
Приложения 27
1,200 руб.
Заключение
Итак, суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории ситуационного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации. Оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы.
Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Она включает такие элементы, как потребители, конкуренты, государство, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также факторы
Широко признаны четыре ситуативных модели руководства. Они значительно повлияли на развитие теории лидерства. Ситуативная модель Фидлера рассматривает три переменных: отношения между руководителем и членом группы, структура задачи и должностные полномочия. Подход «путь-цель» Митчела и Хауса исходит из того, что руководитель мог сделать и сделал для облегчения пути или средств, с помощью которых подчиненные достигают цели. В рамках модели жизненного цикла руководителя Херси и Бланшара утверждается, что наиболее эффективный стиль руководства всегда разный — в зависимости от зрелости исполнителей. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона основана на пяти видах поведения и семи потенциальных ситуациях.
Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.
На сегодняшний день, ситуационный подход представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, для того, чтобы сделать управление эффективным.
1,200 руб.
Список литературы
1. Вершигора Е. Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2001.
3. Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 1998.
4. Драчева Е. Л., Юликов Л. И. Менеджмент. – М.: Издательство Академия, 2003.
5. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.
6. Кнышова Е. Н. Менеджмент. – М.: Издательство Форум, 2003.
7. Менеджмент / Под ред. Лукашевича В. В., Астаховой Н. И. – М.: ЮНИТИ, 2005.
8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: «Дело», 1992.
9. Основы менеджмента / Рук. авт. колл. Семенов А. К. – М.: «Дашков и К», 2000.
10. Радугин А. А. Основы менеджмента. – М.: Центр, 1998.
11. Управление организацией / Под ред. Поршнева А. Г., Румянцевой З. П., Саломатина Н. А. – М.: ИНФРА-М, 2000.
12. Фатхудинов Р. А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
1,200 руб.