Актуальность определяется несколькими главными обстоятельствами.
Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.
Однако существует много других причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополии; наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.
Представление о роли государства, степени его воздействия на экономику страны, различались в разные периоды экономического развития общества. Исторически первой концепцией о роли государства в рыночной экономике была концепция классической политической экономики.
В соответствии с представлениями классиков, государство призвано обеспечить безопасность человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса, все то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство.
В настоящее время существует два ведущих методологических подхода к вопросу государственного регулирования рыночной экономики. Джон Кейнс и его последователи полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста.
Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация.
В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.
Цель и задачи исследования. Основная цель, поставленная в курсовой работе, состоит в разработке теоретико-методологических основ формирования и эффективного функционирования механизма государственного регулирования экономики в России. Достижение этой цели потребовало решения комплекса взаимосвязанных задач:
Предмет курсовой работы - система экономических отношений, образующих сущностную и содержательную основу формирования и функционирования механизма государственного регулирования экономики.
Объект исследования - механизм государственного регулирования экономики, его качественные и количественные характеристики в условиях современной России.
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственное регулирование экономики:
правовые формы реализации……………………………………………………5
Глава 2. Понятие, методы и функции государственного регулирования экономики……………………………………………………….21
2.1. Понятие государственного регулирования экономики России…21
2.2. Методы государственного регулирования экономики…………..22
2.3. Функции государственного регулирования экономики…………23
Глава 3. Основные проблемы государственного регулирования экономики в современной России………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………30
1,200 руб.
Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка.
Во-вторых, методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему внутренних стимулов - косвенное экономическое воздействие.
В-третьих, государственное вмешательство в экономику имеет целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при разработке и реализации правительственных программ.
В-четвертых, система целей и методов их достижения может быть представлена как модель регулирования. Основными для смешанной экономики являются кейнсианская модель и неоконсервативная, опирающиеся на соответствующие теоретические школы. Содержание каждой из моделей определяется конкретными условиями социально-экономического развития страны, требующими решения тех или иных приоритетных целей, прежде всего преодоления безработицы и экономического спада в кейнсианской модели и инфляции и проведения структурной перестройки экономики - в неоконсервативной. При этом первая модель строится на признании активной роли государства в стабилизации экономики, вторая предполагает преимущественно пассивную позицию государства и отдает предпочтение силам рыночной саморегуляции.
В-пятых, актуальной проблемой является теоретическая разработка и практическое освоение модели государственного регулирования в странах с переходной экономикой, так как традиционные рецепты государственного воздействия на экономику во многих случаях оказываются несостоятельными.
1,200 руб.
Список использованной литературы:
1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 477с.
2. Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 153с.
3. Балацкий Е.В. Институциональная поддержка государственного сектора экономики / Балацкий Е.В., Копышев В.А. // Вестн. РАН. - 2004. - Т.74, N 4. - С.291-300.
4. Балацкий Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Пробл. теории и практики управления. - 2001. - N 1. - С.60-65.
5. Бокарева Л. О стратегии государственного регулирования экономики // Экономист. - 1993. - N 7. - С.26-31.
6. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики России. - М., 1994. - 208с.
7. Виноградов В.В. Экономическая роль государства в России // Виноградов В.В. Экономика России. - М., 2001. - С.243-257.
8. Виссарионов А. Особенности государственного регулирования переходной экономики // Пробл. теории и практики управления. - 1996. - N 6. - С.19-24.
9. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие для управленч. и экон. спец. вузов / Отв. ред. И.И.Столяров. - М.: Дело, 2001. - 279с.
10. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.И.Кушлина, И.А.Волгина. - М., 2001. - 735с.
11. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г.Морозова. - М., 2001. - 255с.
12. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). - М., 1996. - 249с.
13. Государственный контроль за экономикой / А.Агапов, П.Хинкин, Н.Бут и др. - М., 2000. - 317с.
14. Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. - 328с.
15. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 1995. - N 8. - С.13-23.
16. Каретников М.В. Государственное регулирование экономики / Каретников М.В., Каретникова Т.М. - Челябинск, 1998. - 244с.
17. Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики // Экономист. - 1996. - N 9. - С.74-77.
18. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - N 6. - С.29-37.
19. Кононкова Н.П. Проблемы государственного регулирования экономики: обзор // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2008. - N 2. - С.107-124.
20. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. - 2007. - N 11. - С.3-12.
21. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - М., 2002. - 480с.
22. Рисин И.Е. Теория и практика государственного регулирования современной экономики / Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. - М., 2000. - 209с.
23. Сычева И.В. Государственное регулирование экономики и экономическая политика / Сычева И.В., Фадеев В.И. - Тула, 1999. - 252с.
24. Ходачек А.М. Государственное регулирование экономики в субъекте Российской Федерации: теория, методология, организация: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - СПб., 2000. - 46с.
1,200 руб.