Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
В ХХI в. информация и знания становятся непосредственной производительной силой, а отрасли, производящие знания и информационные продукты - основным сектором экономики, обеспечивающим общество новыми информационными ресурсами.
Ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса приводит к тому, что вузовские знания практически полностью устаревают примерно через пять, а квалификация рабочих морально устаревает через каждые десять лет. При этом, базовая профессиональная подготовка в высших и средних учебных заведениях, как правило, отстает от передовых научно-технических разработок, что становится серьезным сдерживающим фактором эффективного социально-экономического развития.
В этой связи принципиально изменились и возросли роль и значение системы дополнительного профессионального образования, в том числе и повышения квалификации кадров, которые становятся на современном этапе главным и решающим фактором социального и экономического прогресса.
Переход к рыночным отношениям, приватизация предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства, разгосударствование и децентрализация системы дополнительного профессионального образования, в том числе и системы повышения квалификации кадров, перевод ее деятельности на принципы самоокупаемости и самофинансирования обусловили перенос центра тяжести ответственности за решение проблемы постоянного повышения уровня квалификации кадров с государственного уровня на корпоративный. Другими словами, непосредственно на плечи предприятий, организаций, компаний, для большинства из которых в условиях рыночной экономики процесс повышения квалификации кадров становится составной частью их деятельности.
Сегодня очевидно, что в условиях рыночной экономики без формирования эффективных корпоративных систем повышения квалификации кадров, как одного из стратегических направлений дополнительного профессионального образования, невозможно дальнейшее динамичное движение общества по пути социально-экономического прогресса.
Это обстоятельство и предопределило необходимость научно обоснованной разработки предложений по развитию и совершенствованию системы повышения квалификации кадров применительно к условиям экономики рыночной ориентации в Российской Федерации.
Проблемы дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров исследовалась в многочисленных научных трудах отечественных и зарубежных ученых. В них исследованы многие теоретические и методологические аспекты государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования, выявлены и раскрыты принципы и классификации профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, вопросы реформирования и совершенствования форм и методов повышения квалификации кадров в нашей стране и за рубежом, организации корпоративных университетов и учебных центров, некоторые методологические и методические подходы к разработке программ и планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе на предприятиях, в организациях и в компаниях, а также многие другие вопросы.
Вместе е тем, в условиях экономики рыночной ориентации применительно к особенностям ее развития в РФ, ряд актуальных вопросов, связанных с формированием и развитием корпоративных систем повышения квалификации кадров остается до конца не решенным.
До настоящего времени не раскрыты многие теоретические и методологические аспекты формирования и развития корпоративных систем повышения квалификации кадров, их роли и места как в системе дополнительного профессионального образования, так и в повышении эффективности развития предприятий, организаций, компаний в условиях рыночных отношений. Серьезного переосмысления заслуживает проблема развития и совершенствования в корпоративных систем повышения квалификации кадров применительно к особенностям различных отраслей и регионов страны.
Недостаточно разработан теоретико-методологический аппарат исследования систем повышения квалификации кадров, в том числе отсутствуют комплексные методики по разработке, обоснованию и освоению корпоративных программ и планов повышения квалификации кадров, оценки эффективности их разработки и реализации.
Требуют разработки и параметры перспективных моделей развития систем повышения квалификации кадров, механизмов их функционирования на рынке дополнительного профессионального образования, а также многие другие вопросы.
Актуальность, большая научная и практическая значимость решения проблемы формирования и развития систем повышения квалификации кадров применительно к условиям рыночной экономики в Российской Федерации и предопределили выбор темы дипломной работы.
Цель дипломной работы – разработка проекта мероприятий по эффективному совершенствованию подготовки и повышению квалификации рабочих кадров на предприятии на примере Общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Камчатка плюс».
Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач:
- Раскрыть объективные предпосылки формирования и сущности системы подготовки и повышения квалификации кадров;
- Раскрыть особенности формирования и развития корпоративных систем подготовки и повышения квалификации кадров;
- Раскрыть организационные и экономические предпосылки трансформации системы подготовки и повышения квалификации кадров в процессе воспроизводства кадрового потенциала Российской Федерации
- Дать анализ планированию трудовой карьеры работника и эффективности использования трудовых ресурсов;
- Дать характеристику и общих технико-экономических показателей, состояния и эффективности использования трудовых ресурсов исследуемого предприятия;
- Разработать проект мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала в Торговом Доме «Камчатка плюс».
Предметом исследования является система социально-экономических отношений, обеспечивающих поддержание и сохранение баланса между постоянно совершенствующимися средствами производства, с одной стороны, и уровнем квалификации, профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенцией работников, с другой.
Объектом исследования является социально-экономический механизм развития корпоративных систем повышения квалификации кадров, а также комплекс организационно-экономических инструментов, обеспечивающих эффективность их функционирования и совершенствования в условиях рыночной экономики.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды известных отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, экономики труда, социального партнерства, экономики профессионального, в том числе дополнительного профессионального образования.
В работе использованы теоретические и методологические разработки и рекомендации научных учреждений, а также ученых и практиков Российской Федерации по вопросам дополнительного профессионального образования и повышения квалификации кадров. Базу источников исследования составили нормативные акты государственных органов, рекомендации и публикации по вопросам развития системы переподготовки и повышения квалификации кадров, материалы государственных статистических органов.
В процессе исследований широко применялись монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический и графический методы, методы экспертных оценок, а также другие методы социально-экономических исследований.
Логика исследования определила структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Первая глава посвящена теоретическим основам формирования и развития систем подготовки и повышения квалификации. Также в первой главе рассмотрены предпосылки и особенности систем подготовки и повышения квалификацию
Вторая глава посвящена экономическому анализу финансового состояния Торгового Дома «Камчатка плюс». Отдельные пункты данной главы освещают анализ эффективности использования трудовых ресурсов Торгового Дома «Камчатка плюс», а анализ недостатков системы управления и кадровой политики рассматриваемого предприятия.
Проектная третья глава является отражением наименования данной дипломной работы и ставит перед собой цель осветить теоретико-методологические подходы к формированию систем подготовки и повышения квалификации кадров предприятия. Основу данной главы составляет проект программы подготовки и повышения квалификации кадров рассматриваемого предприятия.
3,000 руб.
Содержание
Введение 5
Глава 1 Развитие трудового потенциала 10
1.1 Объективные предпосылки формирования и сущность
системы подготовки и повышения квалификации кадров 10
1.2 Особенности формирования и развития корпоративных
систем подготовки и повышения квалификации кадров 20
1.3 Организационные и экономические предпосылки
трансформации системы подготовки и повышения квалификации
кадров в процессе воспроизводства кадрового потенциала
Российской Федерации 26
1.4 Проблемы развития системы подготовки и
повышения квалификации кадров в России 35
Глава 2 Характеристика и анализ эффективности использования кадров
на примере предприятия Торговый Дом «Камчатка плюс» 43
2.1 Анализ общих технико-экономических показателей 43
2.2 Анализ состояния и эффективности использования трудовых
ресурсов 49
2.3 Анализ недостатков системы управления и проблемы
кадровой политики 64
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию системы подготовки
и повышения квалификации кадров в Торговом Доме «Камчатка плюс» 70
3.1 Теоретико-методологические подходы к формированию
систем подготовки и повышения квалификации кадров 70
3.2 Методические основы разработки и освоения программ
подготовки и повышения квалификации кадров 76
3.3 Разработка программы подготовки и повышения
квалификации кадров на предприятии 79
3.4 Оценка эффективности совершенствования и внедрения
мероприятий 90
Заключение 99
Список литературы 103
Приложения 109
3,000 руб.
Заключение
Подводя итог данной работы необходимо отметить следующее. Повышение квалификации кадров представляет собой процесс обучения сотрудников, направленный на поддержание и сохранение баланса между постоянно совершенствующимися средствами производства, с одной стороны, и уровнем квалификации, профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенцией работников, с другой.
По своему содержанию повышение квалификации кадров представляет собой новационно-образовательную деятельность по постоянному внедрению новых профессиональных знаний, умений я навыков в сфере труда и управления, соответствующих новому уровню развития техники и технологии.
Процесс повышения квалификации кадров па поверхности явления реализуется в форме обучения работников, углубления и усовершенствования их профессиональных знаний, специфических навыков, направленных на ликвидацию разрыва между существующим и требуемым уровнем квалификации.
Повышение квалификации персонала вызвано изменением характера и содержанием труда работников в занимаемой должности или моральным
старением знаний. При этом приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся профессиональной ситуацией. Система повышения квалификации кадров должна иметь непрерывный характер и постоянно совершенствоваться в соответствии с изменяющимися условиями рынка.
Система подготовки и повышения квалификации кадров представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий квалификационно-образовательной деятельности, направленных на обучение работников корпорации новым профессиональным знаниям, умениям и навыкам в целях ликвидации разрыва между существующим и требуемым уровнем их профессиональной подготовки.
Основными задачами системы подготовки и повышения квалификации кадров являются: обеспечение эффективного выполнения планов и программ социально-экономического и научно-технического развития корпорации; подготовка кадров, связанная с предстоящим изменениям места и роли предприятия, организации, корпорации на рынке; подготовка к предстоящим организационным изменениям, связанным с внедрением новой техники и технологий, организационной структуры, форм организации и оплаты труда в др.; освоение смежных профессий, подготовка работников организации к горизонтальному и вертикальному должностному перемещению; повышение образовательного и квалификационного уровня работниками предприятия; регулирование кадрового состава по профессионально-возрастному критерию и др.
Основными направлениями профессионального обучения в системе подготовки и повышения квалификации кадров являются: а) первичное обучение в соответствии с задачами и спецификой работы организация; б) обучение, направленное на ликвидацию разрыва между должностными требованиями и званиями, умениями и навыками работников; в) обучение в целях повышения общей квалификации персонала; г) обучение персонала для работы в условиях предстоящих преобразований; д) обучение, направленное на освоение новых технологий, приемов и методов работы и др.
Трансформация системы повышения квалификации кадров в РФ осуществлялась в новых условиях радикальных рыночных преобразований, предопределиших особенности и специфику сформировавшейся модели повышения квалификации и переподготовки кадров в стране: демонополизация и разгосударствление в системе образования; включение учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в систему рыночных отношений и механизмов; ограниченность финансовых ресурсов, и прежде всего сокращение финансирования из государственного бюджета; неразрывность противоречивость нормативно-правовой базы; отсутствие общих требований к содержанию и качеству программ дополнительного профессионального образования и др.
Дальнейшее развитие дополнительного профессионального
образования в Российской Федерации в условиях перехода к
постиндустриальному обществу требует разработки научно обоснованных
подходов, предложений и рекомендаций по теоретико-методологическому и методическому обоснованию совершенствования системы повышения
квалификации кадров, в том числе и на корпоративном уровне.
Практическим инструментом научного обоснования разработки и
реализация корпоративных систем повышения квалификации кадров являются корпоративные программы повышения квалификации кадров.
Для оценки эффективности программ подготовки и повышения квалификации кадров должно использоваться два методических подхода и системы показателей оценки программ повышения квалификации кадров:
а) система показателей оценки эффективности качества разработки корпоративных программ обучения и повышения квалификации кадров (практическая направленность программ; достижение желаемых результатов; удовлетворенность слушателей; рост профессионального уровня сотрудников);
б) система показателей оценки программ обучения и повышения квалификации кадров сотрудников, уже прошедших обучение (удовлетворенность процессом обучения, уровень усвоения учебного материала, наличие у прошедших обучение новых необходимых знаний, умений и навыков, сформированных установок на повышение результатов труда) и др.
В результате проведенного анализа определяется необходимость совершенствования существующей системы оплаты труда и управления трудовыми ресурсами компании.
Также, анализ системы управления наймом персонала в компании Торговый Дом «Камчатка плюс» показал, что имеет место ряд существенных недостатков:
для претендентов на все вакантные должности предлагается унифицированная форма анкеты. А для различных видов деятельности требуются разные качества. Единая анкета упрощает отбор, но не позволяет выявить степень обладания всеми необходимыми для вакантной должности качествами;
многие вопросы анкеты не корректны и не направлены на выявление у претендента необходимых для занятия вакантной должности качеств и могут вызвать у претендента негативное отношение к компании. Например, графа «национальность»;
анкета и беседа по найму не позволяют выявить такие важные качества для агентов по бронированию билетов как аккуратность, умение быстро ориентироваться, устойчивость внимания, исполнительность и т.д;
в процессе беседы по найму, менеджер по персоналу зачастую делает вывод о претенденте по первому впечатлению.
Для устранения существующих недостатков и отрицательных показателей компании Торговый Дом «Камчатка плюс» были разработаны мероприятия по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров. Данные мероприятия включают в себя:
- повышение квалификации персонала и обеспечение профессионального роста кадров;
- аттестация работников;
- разработка системы премирования;
- внедрение автоматизированной системы управления персонала.
Предлагаемые в работе мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом компании Торговый Дом «Камчатка плюс», приведут к созданию финансово успешной, динамично развивающегося предприятия с патриотизмом работников и общей доброжелательностью в коллективе.
3,000 руб.
Список литературы
1. Алешин Н., Бреслав Л., Гинзбург А. Как определять стоимость специалиста. // Вестник высшей школы. -1990. -№ 2. - С.6-11.
2. Анисимов В.П. Проблемы совершенствования высшего заочного образования. - М: РосЗИТЛП, 1999.- 156 с.
3. Асатуров А.К. Экономическая природа образовательной услуги и формы се реализации в рыночных отношениях.- СПб.: СПбУЭФ, 1996. -16 с.
4. Балашов Г.В., Беляков С.А., Виноградов И.М. Экономика высшей школы:
проблемы и перспективы. -СПб: СПбУЭФ, 1996. -130 с.
5. Барков С.А. Управление персоналом. — М.: ЮристЪ, 2001. - 451 с.
6. Барышева А. Чтобы у фирмы было завтра // Управление персоналом. 2000. №5 (47).-С. 49-52.
7. Безлепкин В.В. Система дополнительного профессионального образования в
Российской Федерации / В.В. Безлепкин, В.В. Валентинов, С.В. // Информационный вестник. Выпуск 1-2 (9-10). - М:
Государственная академия инноваций, 2000.- С. 13.
8. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал. // США: экономика, политика, идеология. -1993.- № 11 - С.109-119.
9. Беланже Поль. Образование взрослых в промышленно развитых странах. // Перспективы, - 1992. - №24. - С.20-23.
10. Белл д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М., 1999.-С.288
11. Боровик В.Ц. Разработка научно-методических в организационных основ повышения качества продукция и услуг на базе совершенствования системы подготовки персонала в соответствующей области.- М., 2002.- С. 14-20; 21-24;
12. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб.пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.-С. 42,53.
13. Валова Т.В. Обучение - универсальная технология управления персоналом // Профессиональное развитие персонала, № 11 2002.- С25-83.
14. Ванчухина Л.Я. Ресурсное обеспечение функционирования высшей школы. - СПб.: СПбГУЭФ, 1999. -80 с.
15. Варнавский А.Н.. Связь теория с практикой и форма ее осуществления на учебно-консультационных пунктах и филиалах института. - М: ВЗПИ, 1966. -43с.
16. Волгин Л.П., Матирко В.И. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.: дело, 1992.
17. Волков К.П. Руководителю о человеческом факторе. СПб: «Питер», 1998. -211 с.
18. ВУЗ и рынок: Сборник: Кн.1: Коммерческая деятельность в системе высшей школы России /Отв. ред. А.Н.Тпихонов.-М.: Пресс-сервцс, 1992.-471 с.
19. Высшее образование в Российской Федерации. -М.: НИИВО, 2000.- 156 с.
20. Галаган А.И. Сравнительная характеристика организационных структур систем образования в России и некоторых зарубежных странах. //Социально-гуманитарные знания. -1999. -№4. -С. 198-200.
21. Галаган Л.И., Соколова И.Ф. Непрерывное образование за рубежом: концепция и практика. - М. НИИВШ, 1981. -48 с.
22. Гасанов Э.А. Становление информационного типа экономического роста. // Институт экономических исследований ДВО РАН - Хабаровск, 1998.- С.28
23. Гершунский Б.С. Философия образования.-М.: Флинта, 1998.- 428 с.
24. Глухов В.В., Федоров М.П. Экономическое управление в ВУЗе. - СПб.: СП6ГГУ, 1997.- 131 с.
25. ГОСТ Р ИСО 9004:2001 Системы менеджмента качества - Руководство по улучшению деятельности. Издание официальное / Госстандарт России. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.- Ст. 6.2.2.
26. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -М.: Гос. ком. Рос. Федерации по высш. образованию, 1995. – 23 с.
27. Грачев М.В. Супер-кадры. — М.: Финпресс, 2000. -377 с.
28. Громыко Ю., Давыдов И., Лазарев В., Концепция
прогноза развития образования до 2015 года. //Народное образование. - 1993.
-№1, 2.
29. Дайновский А.Б. Экономика высшего образования. Планирование: кадры,
эффективность. -М.: Экономика, 1976. - 156 с.
30. Данрэ Ж. Организация исследований по экономике образования // Магистр-
1996. -№4. - С.18-25.
31. Долматова СА. Развивающиеся страны: образование и занятость.-М.:Наука,1993.- 192 с.
32. Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации в
2005/2006 учебном году // Государственная академия инноваций
http://www.gain.ru.
33. Дорофеева Л.И. Формирование партнерских отношений на российских предприятиях: Материалы научно-практической конференции «Развнтт]не образования в России» 20-21 февраля 2005 года // Официальный сайт Саратовской РКС edc.saratov.ru.
34. Дятлов С.А. Человеческий капитал России: проблемы эффективного использования в условиях переходной экодомики.-СПб.:СПбУЭФ, 1995. -11 с.
35. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. - СПб.: СПбУЭФ, 1995.- 160 с.
36. Егорова Н.Ю. Цены па образовательные услуги: Автореф. дисс. канд. экон. наук, - СПб.: СПбГУЭФ, 1994.- 15 с.
35. Егошин А.П. Управление персоналом. - Новгород: Издательство «(Март», 2000. — 238 с.
36. Екшикеев Т.К. Управлению развитием организации в системе подготовки кадров на основе примененияя дистанционного обучения, СПб, 2002.- С. 10-16, 18.
35. Ефремова С.В. К вопросу разработки мотивационной системы управления персоналом // Современные тенденции развития экономической науки и их отражение в учебном процессе образовательных учреждений. Материалы межвузовской научно-практической конференции.- М.: Изд-во МИП, 2004.
36. Ефремова СВ. Сотрудник ищет идеальную работу, а вы ее предоставляете // Вестник «О! Сенсация». №2.- М,: Изд-во ТД «Роспечать, 2003.
37. Жильцов Е.Н. Тенденции развития высшего образования в современном мире. - М.: МГУ, 1992.- 185 с.
38. Журнал «Профессиональное развитие персонала», № 1.-М., 2002.- С. 60
39. Журнал «Профессиональное развитие персонала», № 11.-М., 2002.- С.84
40. Карлов Н.В. Оценка затрат на высшее образование. // Вестник высшей школы. -1996.-№1. -С.15-16.
41. Концепция развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2000/2005 годы // Поиск. - 2000. - № 4. - 28 января.
42. Концепции системной интеграции информационныха технологий в высшей школе.- М.: Б.И., 1993. -72 с.
43. Крокинская О.К. Новые формы образования как рынок образовательных услуг. - М.:
ТИМВО, 1993. -480 с.
44. Лазарев В.И. Вопросы организации дистанционного обучения в педагогическом ВУЗе // Социально-гуманитарные знания. - 1997.- №23. - С.73-78.
45. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. — М.: ЮристЪ, 2003. —291 с.
46. Марцинкевич В.И. Новационная модель социально-экономического развития (концепция и структура). // Мировая экономика и международные отношения, 2001 –№1, - С. 34-41.
45. Маусов Н. Менеджмент персонала — ключевое звено внутрифирменного управления //Проблемы теории и практики управления. -2001.- № 6. - С. 8-12.
46. Медников В.В., Бухвалов А.В. Подготовка экономистов в системе высшей школы за рубежом. -СПб.: СПбУЭФ, 1992.-151 с.
47. Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. - М.: НИИВО, 1997. -332 с.
48. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций.- СПб.: Союз, 2000. – 331 с.
49. Назарова Е.И. Особенности российского работника, которые необходимо учитывать в процессе мотивации труда. Материалы межвузовской научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа студентов и се роль в повышении качества учебно-воспитательной работы».- М.: МИП, 2005.
50. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и (фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. ВВ. Виноградова.- 4-с изд., доп.- М.: Азбуковник, 1999.- С.436.
51. Подшибякина Е.Н. Экономика системы образования России в условиях кризиса: анализ и перспективы. - СПб.: СПбГУЭФ, 1999.- 149 с.
52. Потеев М.И. Основы менеджмента в сфере образования. - СПб.: ИТМО,
1994.- 134 с.
53. Проблема оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий. /Под ред. 1Т.А. Селезневой. -М.: МГУ, 1993. - 202 с.
54. Проблемы совершенствования высшего заочного образования. - М.:
РосЗИТЛП, 1999. -20 с.
55. Роденков В.Л. Развитие корпоративных систем повышения квалификации кадров.-М.,.- 2005.
56. Роденков В.Л. Предпосылки и особенности развития корпоративной системы повышения квалификации кадров в условиях рынка.- М., 2004. – 146 с.
57. Роденков В.Л. Методические вопросы обоснования разработки корпоративных программ повышения квалификации кадров.- М., 2005. – 200 с.
58. Российский статистический ежегодник. 2006. Стат. сб./Росстат.- М., 2004.- С. 227.
59. Тенденции развития и роль сферы образования: экономические и социальные аспекты. - М: МГУ, 1994, -228 с.
60. Терещук П.И. Как сделать процесс обучения аффективным // Профессиональное развитие персонала, № 4.-М., 2003.- С.62-64.
61. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. А.П. Тихонов, А.Е. Абраменко, Т.П. Воронина, А.Д. -№ 1, 1998.-С. 15.
62. Чиркова Т.В. Профессиональное развитие персонала, №1.-М., 2002.- С.61-
64 .
63. Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. - Ставрополь: СТУ, 1996.- 75 с.
64. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. -
М.: ЗЛО Бизнес-школа Интел-синтез, 2000. - С. 150-151.
65. Экономика народного образования. / Под ред. С.Л. Костапяна. М.:
Просвещение, 1986. -335 с.
66. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Технологические аспекты. -11.: МГУ, 1988.- 160 с.
67. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. -М.: МГУ, 1991-115 с.
68. Якушева К.В. Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений. - М.: Новая школа., 1995. -64 с.
3,000 руб.