Введение
Содержание
Заключение
Литература
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование.
В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских социологов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме:
В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций.
Предметом исследования является система государственного социального страхования.
Объектом исследования является механизм формирования системы государственного социального страхования, а так же система социальной защиты населения.
Целью данной работы определение места и роли фонда социального страхования в реализации социальных функций государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социального страхования;
-ознакомиться с работой Фонда социального страхования в России;
-проанализировать динамику доходов и расходов Фонда социального страхования;
-предложить меры по улучшению работы Фонда.
Структура данной работы следующая:
-введение;
-первая часть, в которой рассматриваются общие положения социального страхования, его теоретические и методологические основы, и сущность организации и работы Фонда социального страхования РФ;
- вторая часть, в ней раскрывается система доходов и расходов Фонда социального страхования;
- третья часть, в которой обосновываются и даются конкретные рекомендации по улучшению работы Фонда социального страхования;
- заключение;
- приложения.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований.
Некоторые материалы могут быть использованы для проведения семинаров по проблемам социального страхования.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты становления
системы социального страхования в России…………………………….6
1.1 Сущность социального страхования…………………………………6
1.2 Развитие Фонда социального страхования в РФ…………………...15
ГЛАВА 2 Анализ доходов и расходов Фонда
социального страхования………………………………………………...23
2.1 Анализ доходов Фонда социального страхования………………….23
2.2 Анализ расходов Фонда социального страхования………………...30
ГЛАВА 3 Основные направления
совершенствования работы Фонда социального страхования…………41
3.1 Обоснование необходимости реформирования
совершенствования работы Фонда на современном этапе…………….41
3.2 Основные направления совершенствования
работы фонда……………………………………………………………...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...47
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...53
1,200 руб.
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.
Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и социальной помощи. Термины принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, эквивалентность страховых взносов и выплат увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов – эти и другие классические элементы, и механизмы данных систем – все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.
Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
Приходится констатировать серьезное отставание в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение (статус) внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве и т.д.), финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведение крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
На современном этапе, на наш взгляд, системе социального страхования присущи следующие недостатки:
• наличие высокой и все расширяющейся сферы теневого рынка труда и доходов – нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этой сфере работников и существенно сужает (до 25-30%) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов;
• сохранение архаичных положений социального законодательства, консервирующих нестраховые механизмы приобретения прав на пенсионное и другие виды социального страхования, что порождает нездоровые стимулы уклонения работниками работодателями от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов и страховых взносов;
• наличие крайне высокой и неоправданной дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах страны, которая при этом не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты, является тормозом развития системы социального страхования;
• сохранение устарелых механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы, размеры которой лишают какой-либо смысловой нагрузки всю процедуру увязки уровня социальной защиты с объемом социальных выплат;
• отсутствие концептуально выверенной системы управления социальным страхованием в форме демократических механизмов участия во всех важнейших процедурах принятия решений основных социальных субъектов – полномочных представителей работников и работодателей.
Нами, исходя из всего вышесказанного предложены конкретные меры реформирования работы Фонда социального страхования.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. – 36 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть от 30 ноября 1994г. № 51 – ФЗ (ред. от 27.07. 2006г.); часть II от 26 января 1996г. №14 – ФЗ (ред. от 02.02 2006г.); часть III от 26 ноября 2001г. №146 – ФЗ (ред. от 03.06. 2006г.)// СПС Гарант.- 2007.- №15.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть I от 31 июля 1998 г.№146– ФЗ ( в ред. От 02.02. 2006г., а также в ред. от 27.072006г.,часть II от 5 августа 2000г.№117 – ФЗ// СПС Гарант – 2007.- №15.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»// СПС Гарант.- 2007.- №15.
5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №87 -ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год»// СПС Гарант.- 2007.- №15.
6. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика/ В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова.- М.: «Финансы и статистика», 2007.- 315с.
7. Адамова К. Р. Взаимные фонды: теория и практика российский и зарубежный опыт// Финансы и кредит.- 2004.- №10.- с. 77-84.
8. Александров И. М. Бюджетная система Россйской Федерации: Учебное пособие.- М. : Дашков и К 0, 2006. - 486с.
9. Адаманчук В.В., Ромашев О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. Учебник. – М.:ЮНИТИ, 2005.- 459с.
10. Анисимов С. А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики// Финансы.- 2005.-№11.- с. 23- 26.
11. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 2004.- 544с.
12. Бабич А.М., Егоров Е.В. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС,2005.- 423с.
13. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. // Финансы – 2005. - № 3.- с. 31- 38.
14. Бюджетная политика 2006 – 2008 годов.- М., 2005.- 28с.
15. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник, издание 2-е. /Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2006.- 615с.
16. Бюджетная система России: Учебник/ Под ред. Г. Б. Поляка.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 703с.
17. Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 2005.- 534с.
18. Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 2005.
19. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие/ Под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепцова.- М.: Экономистъ, 2006.- 763с.
20. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение.- 4-е изд.- Спб.: Питер, 2007.- 288с.
21. Коломин Е. В. Основные предпосылки и направления повышения социально – экономической эффективности страхования// Финансы.- 2006.- №5.- с. 49-53.
22. Комментарий (постатейный) к главе 24 Налогового кодекса РФ. Единый социальный налог. / Под ред. А.К.Анашкина – М.: Статус кво 97, 2006.- 464 с.
23. Коровкина Е. Б. О выборе целевых бюджетных фондов в качестве формы финансирования расходов бюджетов// Финансы.- 2006.- №3.- с. 20- 23
24. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2004.- 268с.
25. Нештай А. С. Бюджетная система Россйской Федерации: Учебник.- 5-е издание переработанное и дополненное.- М.: Дашков и К0, 2006.- 308с.
26. Седова М. Л. Государственные внебюджетные фонды и бюджетное законодательство// Финансы и кредит.- 2007.- №14.- с. 31-36.
27. Тедеев А. А., Парыгина В. А. Бюджетная система России: Учебное пособие.- М.: Эксмо, 2005.- 416с.
28. Финансы: Учебное пособие/Под ред. А.М. Ковалевой.- 5-е издание, перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2006.- 416с.
29. Финансы: Учебник/Под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова.- М.: Экономистъ, 2006.- 682с.
2. Интернет - ресурсы
2.1 .C:\Documents and Settings\Семья\ Социальная активность \ Социологическая информация. htm.
1,200 руб.