Готовый реферат
на тему:«Эмпирический и теоретический уровни научного познания»
Цена: 750 руб.
Номер: V25628
Предмет: Концепции современного естествознания
Год: 2005
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
проверенное и обоснованное. Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида тому свидетельство. Но длительное время
научное знание находилось в зачаточном состоянии, к тому же даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI-
XVII вв. Именно в Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и
развитие индустриального общества без науки невозможно.
Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире
возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания. Кроме научного познания существуют также
ненаучные способы постижения действительности, важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное познание.
Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Знание становится научным тогда, когда оно достигает некоторого, достаточно
высокого уровня развития, порога научности.
Пространство и время как всеобщие и необходимые формы бытия материи являются фундаментальными категориями в современной физике и
других науках. Физические, химические и другие величины непосредственно и опосредовано связаны с измерением длин и длительностей, т.е.
пространственно – временных характеристик объектов. Поэтому расширение и углубления знаний о мире связано с соответствующими
учениями о пространстве и времени.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение вопросов:
Описать эмпирический и теоретический уровни научного познания;
Рассмотреть развитие представлений о пространстве и времени;
Раскрыть сущность биоэтики и поведения человека.
1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями.
Основа эмпирического исследования - эксперимент (от лат. экспериментум - проба, опыт). Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в
контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства
должны быть устранены.
Среди методов эмпирического познания часто называют наблюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого эксперимента, а
самостоятельный способ изучения явлений. Так, астроном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность затащить их в лабораторию.
Соответственно наблюдение широко распространено в биологических и социальных науках. Интерпретация наблюдаемых состояний в принципе
не отличается от понимания результатов экспериментов. Наблюдение можно считать своеобразным экспериментом.
Интересной возможностью развития метода экспериментирования является так называемое модельное экспериментирование. В этом случае
экспериментируют не с оригиналом, а с его моделью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образцово, как модель.
Модель может иметь физическую, математическую, биологическую или иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность
переносить получаемые сведения на оригинал. В наши дни широко используется компьютерное моделирование.
Модельное экспериментирование особенно уместно там, где изучаемый объект недоступен прямому эксперименту. Так, гидростроители не
станут возводить плотину через бурную реку для того, чтобы с нею поэкспериментировать. Прежде чем возвести плотину, они произведут
модельный эксперимент в родном институте (с "маленькой" плотиной и "маленькой" рекой).
Важнейшим экспериментальным методом является измерение, позволяющее получить количественные данные. Измерение А и В предполагает:
1) установление качественной одинаковости А и В;
2) введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, рубль, балл);
3) сопоставление А и В с показанием прибора, который обладает той же качественной характеристикой, что А и В;
4) считывание показаний прибора.
В случае измерения физических, химических, технических характеристик приборы являются вполне конкретным устройством. В случае же
измерения социальных процессов дело обстоит сложнее. Мы это видели на примере измерения ценностей. Показателен в этом отношении
товарно-денежный механизм. Товарам приписывают цены в денежных единицах (рубль, доллар, франк), но нет прибора, который бы позволял
измерить цену товара. Цена товара определяется на рынке, в процессе экономической интерпретации.
Теория - это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со
многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон - это связь между фактами и их обобщениями. Главные законы называются
принципами. В эмпирическом законе приводятся только факты.
Строго говоря, эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого, они взаимонагружены.
В теории подмечается общее. Формой выделения общего являются также идеализации. Так, понятие идеального газа фиксирует одинаковость
газов. Во многих случаях тела можно считать материальными точками. Это значит, что все они одинаковы и именно поэтому используется
идеализация материальной точки.
На уровне теоретического познания выделяют следующие методы: абстрагирование, идеализация. Формализация, индукция и дедукция.
В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами,
сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и
отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Абстрагирование - метод научного
исследования, основанный на том, что при изучении некоторого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки; это
позволяет упрощать картину изучаемого явления и рассматривать его как бы в "чистом виде".
Мыслительная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют
идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями
исследований.
Идеализация - мыслительный процесс, связанный с образованием абстрактных теоретических объектов, не существующих в действительности,
но являющихся отражением объективных предметов и явлений.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики,
позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого
некоторым множеством символов (знаков).
Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
Формализация - в научной теории - построение логической структуры, взаимоувязывающей все положения теории. Логическая структура
представляется в математической или нематематической, символической форме.
Индукция - форма умозаключения от частного к общему. Индукция - метод получения общего знания о классе объектов на основании
исследования отдельных представителей этого класса.
Дедукция - форма умозаключения от общего к частному и единичному, характеризующаяся тем, что новое знание о предмете или группе
однородных предметов выводится на основании:
- знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы;
- общего правила, действующего в пределах данного класса предметов.
Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких
частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п. Анализ — необходимый этап в
познании объекта. С древнейших времен анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых веществ. Заметим, что
метод анализа сыграл в свое время важную роль в крушении теории флогистона.
Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо
вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в
процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого возможно только
в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.
В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта,
расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не
означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого элемента в
системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное диалектическое единство
изучаемого объекта.
Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что
связывает части в единое целое. Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, своим центральным ядром имеет выделение
существенного. Тогда и целое выглядит не так, как при «первом знакомстве» с ним разума, а значительно глубже, содержательнее.
Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление
сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода
аналогии.
Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его
сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии.
Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии
определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели,
изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал.
Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем
непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из чисто экономических соображений.
Похожие работы:
Развитие научного знания. Методы научного познания ➨
Решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности, есть процесс научного познания. ...
Философия научного познания. ➨
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством ...
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКИЙ и теоретический уровни. ➨
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством ...
каковы основные методы научного и вне научного познания человека? ➨
2. Научное познание
Научная сторона философского мировоззрения проявляется в том, что оно учитывает достижения ...