На основании вышеизложенного в дипломной работе можно сделать следующие выводы:
В нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствует единый подход к выделению перечня и видов, определению субъекта и содержания, а также правил группировки полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, что отрицательно сказывается в целом на правотворчестве, правоприменении и реализации отдельных полномочий. В связи с чем необходимо установить универсальный принцип определения круга полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений и сформировать стандарты, систематизировать виды и уточнить содержание полномочий органов местного самоуправления в данной области.
Степень реализации полномочий местного самоуправления в сфере земельных отношений находится в прямой зависимости от четкости, полноты и непротиворечивости норм, регулирующих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Расширение полномочий органов местного самоуправления по вопросам земельных отношений (что следует из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г.) должно осуществляться с соответствующим финансово-экономическим обоснованием и соблюдением принципа соразмерности полномочий органов местного самоуправления материально-финансовым ресурсам для недопущения дисбаланса между доходами и расходами органов местного самоуправления.
На практике данная проблема решается не в полном объеме. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. Но распоряжение участками возможно только при соблюдении условий формирования земельных участков, что требует значительных финансовых затрат на их подготовку. В результате в ряде регионов предоставление неразграниченных земельных участков фактически не ведется по причинам отсутствия достаточных бюджетных средств.
Территориальная организация местного самоуправления является важнейшей частью механизма реализации публичной власти, выполняя двойную функцию: во–первых, она обеспечивает эффективную работу органов власти и местного самоуправления; во–вторых, стимулирует гражданина и местное сообщество к той модели поведения, в которой заинтересовано государство.
Все институты местного самоуправления подчинены единой цели – решению вопросов местного значения, «исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций». Одной из форм реализации таких интересов является конституционное требование «учета мнения населения», которое состоит из трех компонент: а) необходимости выявления мнения населения; б) в запрете осуществления территориальных изменений вразрез с мнением населения; в) возможности самозащиты и судебной защиты интересов населения в случае их нарушения. Это исключит возможность проводить территориальные изменения, которые не поддерживаются мнением большинства населения.
В механизме разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями органов местного самоуправления в сфере землепользования и градостроительной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования в связи с запутанностью системы и большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере земельных правоотношений.
Полноценной реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений препятствует:
– непоследовательность регулирования вопросов взимания земельного налога. Так, налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается субъектом Российской Федерации. В то же время органы местного самоуправления вправе в пределах, установленных ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, определить налоговую ставку земельного налога. Таким образом, органы местного самоуправления оказались лишенными механизма регулирования налоговых поступлений в полной мере;
– непоследовательность регулирования вопросов переоформления права собственности или аренды на землю из права постоянного (бессрочного) пользования. Принятие соответствующих решений о переоформлении прав относится к полномочиям органов местного самоуправления (если земельные участки относятся к неразграниченным землям или являются муниципальной собственностью). При этом определение цены выкупа или права аренды в указанных случаях устанавливается федеральным и региональным законодательством (ст. 2, ст. 3 и ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Необходимо расширение предмета конституционного регулирования в современный период развития Российской Федерации путем детализации общественных отношений, складывающихся в сфере прямого действия конституционных норм, определяющих землю как основу жизни и деятельности народов, проживающих на территории (ст.9 Конституции РФ); а также обязательность разработки процедур, регулирующих реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений (ст. 131 Конституции РФ).
3,000 руб.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 07.05.1998 N 73-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) (ред. от 31.12.2005) // "Собрание законодательства РФ", N 19, 11.05.1998, ст. 2069.
4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
6. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 04.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2381.
8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
9. Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 26.06.2007) "О плате за землю" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 31.10.1991, N 44, ст. 1424.
10. Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) // "Собрание законодательства РФ", 20.07.1998, N 29, ст. 3399.
11. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 23.11.2007, с изм. от 14.04.2008) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (принят ГД ФС РФ 11.03.1998) // "Собрание законодательства РФ", 20.04.1998, N 16, ст. 1801.
12. Федеральный закон от 11.04.1998 N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" (принят ГД ФС РФ 20.03.1998) // "Собрание законодательства РФ", 13.04.1998, N 15, ст. 1695.
13. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
14. Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре" // "Собрание законодательства РФ", 10.01.2000, N 2, ст. 149.
15. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // "Собрание законодательства РФ", 28.01.2002, N 4, ст. 251.
16. Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4148.
17. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 05.02.2007) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3018.
18. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (принят ГД ФС РФ 23.05.2003) // "Собрание законодательства РФ", 16.06.2003, N 24, ст. 2249.
19. Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (принят ГД ФС РФ 21.06.2003) // "Собрание законодательства РФ", 14.07.2003, N 28, ст. 2881.
20. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
21. Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 17.
22. Федеральный закон от 29.12.2004 N 199-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (принят ГД ФС РФ 24.12.2004) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 25.
23. Федеральный закон от 12.10.2005 N 129-ФЗ "О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и в статью 7 федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (принят ГД ФС РФ 21.09.2005) // "Собрание законодательства РФ", 17.10.2005, N 42, ст. 4216.
24. Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. от 20.04.2007) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (принят ГД ФС РФ 23.12.2005) // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2006, N 1, ст. 10.
25. Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (принят ГД ФС РФ 16.06.2006) // "Собрание законодательства РФ", 03.07.2006, N 27, ст. 2881.
26. Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 05.04.2006) // "Собрание законодательства РФ", 24.04.2006, N 17 (1 ч.), ст. 1782.
27. Федеральный закон от 30.06.2006 N 92-ФЗ "О внесении изменения в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.06.2006) // "Собрание законодательства РФ", 03.07.2006, N 27, ст. 2880.
28. Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 02.07.2007, N 27, ст. 3213.
29. Федеральный закон от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (принят ГД ФС РФ 20.04.2007) // "Собрание законодательства РФ", 21.05.2007, N 21, ст. 2455.
30. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (принят ГД ФС РФ 04.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4017.
31. Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 N 694 "О Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.1999, N 27, ст. 3379.
32. Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (ред. от 17.09.2007) "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" // "Собрание законодательства РФ", 17.04.2000, N 16, ст. 1709.
33. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // "Российская газета", N 90, 27.04.2007.
34. Официальный отзыв Правительства РФ от 24.12.2004 N 5880п-П13 "На проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" // СПС «КонсультантПлюс»
35. Постановление Правительства Тюменской области от 09.10.2006 № 230-п «Об утверждении Положения о порядке установления и отмены льгот по арендной плате пользователю объекта культурного наследия, находящегося в собственности области, вложившему собственные средства в работы по сохранению объекта и обеспечившему их выполнение» // Газета "Тюменские известия". № 234-235(4197-4198). 01.11.2006. С. 7.
36. Постановление Правительства Тюменской области от 26.12.2007 № 336-п «Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков» // Газета "Тюменская область сегодня". №1(2109). 10.01.2008. С. 3.
37. Постановление Правительства Тюменской области от 11.02.2008 г. № 49-п «О порядке осуществления органами местного самоуправления городского округа город Тюмень переданных им государственных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), в части предоставления земельных участков, находящихся под временными постройками, киосками, навесами и другими подобными постройками, а также для возведения данных построек и порядке контроля их исполнения» // Газета "Тюменские известия" №30(4533) от 20 февраля 2008 года. С. 5.
Материалы судебной практики
38. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт - Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году" // "Собрание законодательства РФ", 20.10.1997, N 42, ст. 4901.
39. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N 25-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова" // "Собрание законодательства РФ", 09.11.1998, N 45, ст. 5603.
40. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2001 N 16-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. 2), ст. 5014.
41. Определение Конституционного Суда РФ от 09.07.2004 N 241-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Костиной Галины Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс»
42. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 N 7486/01 по делу N А76-9815/2000-39-376 // "Вестник ВАС РФ", 2002, N 5.
43. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // "Вестник ВАС РФ", N 5, 2005.
Авторские и научные работы, монографии, книги
44. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 – 2006 гг. (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашин. – М.: «Олита», 2007.
45. Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. – М.: Формула права, 2005. – 336 с.
46. Волкова Т.В. Правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации / Под ред.: Пандаков К.Г. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. Права, 2005. – 212 с.
47. Гаврилюк М.Н. Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006. – 26 с.
48. Ефимов А.Ф., Толчеев Н.К.. Настольная книга судьи по земельным спорам. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 208 с.
49. Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник - 2 изд. – М.: Форум, 2008. – 400 с.
50. Ильюшихин И.Н., Смирнов А.Е. Практические особенности порядка исчисления и уплаты земельного налога. Комментарий к главе 31 Налогового кодекса РФ " Земельный налог" (постатейный). – М.: Изд. Дом "Экономическая газета", 2005. – 159 с.
51. Копылов М.Н., Мохаммад С.А. Экологическое районирование в международном и внутригосударственном праве. Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2003. – 115 с.
52. Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками. Учебное пособие. – М.: Городец, 2006. – 192 с.
53. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно- территориальное устройство России. – М.: Дело, 2005. – 240 с.
54. Петренко В.Ф. Правовое регулирование общественного контроля в сфере охраны окружающей среды. Дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 1998. – 225 с.
55. Шейнин Л.Б. Земельное право России: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
56. Акиншин М.Ю. Предоставление земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной собственности и собственности муниципальных образований // К познанию права. Сборник студенческих научных работ. Вып. 1. – Брянск: РИО БГУ, 2006. С. 27-131.
57. Андрианов Н.А. О порядке разработки документов градостроительного зонирования территорий поселений // Государственная власть и местное самоуправление. № 1. 2006. С. 19-23.
58. Анисимов А.А. Зонирование территорий городских и сельских поселений: виды и правовое значение // Право и экономика. № 6. 2004. С. 58-64.
59. Бобин П.Н. Переоформление юридическими лицами прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками // Современное право. № 4. 2007. С. 14-15.
60. Бурылова Л.А. Проблемы реализации муниципального контроля за соблюдением земельного и градостроительного законодательства // Местное право. № 5-6. 2006. С. 83-86.
61. Бялкина Т.М. Полномочия органов местного самоуправления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. № 1 (2). 2007. С. 82-88.
62. Валуйский А. Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с приватизацией земли (апрель 2005 года – октябрь 2005 года, часть 4) // СПС «КонсультантПлюс»
63. Великанова М.А., Шишов Д.А., Шубенкова О.В. Содержание и источники системы государственного земельного кадастра в аспекте управления земельными ресурсами государства // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. № 1 (39). 2007. С. 47-51.
64. Волков Г.А. Принципы земельного права // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и Республике Македонии. Сборник научных статей. Вып. 1. – М.: Статут, 2006. С. 375-388.
65. Габбасов Р. О новых льготах по земельному налогу // Хозяйство и право. № 2. 2006. С. 27-131.
66. Глигич-Золотарева М.В. Об актуальных вопросах совершенствования разграничения компетенции // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 32 (284). 2005. С. 34-39.
67. Дадаян М.Ю. Понятие "управление в сфере земельных отношений" // Общество, право и государство: ретроспективы и перспективы. Материалы 51-й ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов "Университетская наука - региону", посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Сервисшкола, 2006. С. 111-115.
68. Елисеенко Е.А. Зарубежный опыт в разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Вып. 15. – Ставрополь: Сервисшкола, 2007. С. 20-26.
69. Жуков А. Значение административно-территориальных реформ для реализации задач внутренней политики государства // Муниципальная власть. № 1. 2005. С. 94 - 102.
70. Иванова Н.Е. Полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными ресурсами муниципальных образований // Юридические записки студенческого научного общества. Сборник статей. Вып. 3. – Ярославль, 2007. С. 24-25.
71. Крассов 0.И. Генеральные планы и проекты черты городских и сельских поселений // Законодательство и экономика. № 6. 2006. С. 42-50.
72. Козлова А. Требования законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению // Юстиция России. № 2. 2006. С. 47-50.
73. Лисина Н.Л. Градостроительный кодекс РФ и вопросы территориального зонирования // Адвокат. № 4. 2005. С. 44-49.
74. Минина Е.Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России // Журнал российского права. № 5. 2006. С. 46-52.
75. Михалычева Ю.С. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений // Современное право. № 8 (1). 2007. С. 38-42.
76. Можаров Г.Г. Земельный налог. Общие вопросы понятия налога и налогоплательщика // Вестник Юридического института Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной пятнадцатилетию юридического факультета ЧГУ. № 1 (19). – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2007. С. 43-54.
77. Никитенко О.А. Проблемы разграничения полномочий между органами публичной власти различных уровней в области земельных отношений в Земельном кодексе Российской Федерации // Юридический аналитический журнал. № 2. 2006. С. 20-28.
78. Поляков Д.С. Муниципальные образования как субъекты права распоряжения земельными участками // Конституционное и муниципальное право. № 19. 2007. С. 30-32.
79. Пресняков М. Проблемы определения нормативной цены земельного участка // Право и экономика. № 12. 2006. С. 55-59.
80. Раскошнова С.В. Понятие и правовая природа полномочий органов местного самоуправления // Правовое обеспечение социально-экономического развития Дальневосточного региона. Материалы межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов, 24 мая 2006 г. – Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та МВД РФ, 2006. С. 81-87.
81. Раскошнова С.В. Классификация полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений // Правовые вопросы строительства. № 2. 2007. С. 15-16.
82. Столповская Н.Б. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления как собственников земли и других природных ресурсов // Вестник Елецкого государственного университета. Серия "Право". Вып. 10. 2005. С. 132-144.
83. Тамазов З.Г. Законодательные основы функционирования института публичных слушаний в муниципальных образованиях // Общество и право. Всероссийский научный журнал. № 2 (16). 2007. С. 108-111.
84. Тозлян М.А. Проблемы регулирования оборота недвижимого имущества в рамках земельной реформы // Место и роль органов внутренних дел в системе уголовной юстиции. Материалы межвузовской научной конференции слушателей, курсантов, студентов (май 2006 г.). Вып. 11. – Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2007. С. 67-69.
85. Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Градорегулирование: отрицание или утверждение? // Экономическая газета – Юрист. 2007. 27 апреля. С. 39-50.
86. Шарапов В. Новые варианты предоставления земельных участков для жилищного строительства без аукциона // Право и экономика. № 6. 2007. С. 83-87.
87. Шугрина Е.С. Муниципальная власть: понятие, содержание // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Сборник статей. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 55-56.
3,000 руб.