Актуальность темы дипломной работы. С наступлением третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху, связанную с глобальными изменениями в экономике, политике, культуре, с переходом от индустриального общества к информационной цивилизации. Сложность предстоящих преобразований обусловлена влиянием таких доминирующих мировых тенденций, как нарастание неопределенности и непредсказуемости социально-экономических, политических, духовных процессов в российском и планетарном социумах; растущая свобода и ответственность субъектов управления.
Главным социальным институтом, обеспечивающим реализацию функций управления общественными процессами, является государство. Именно оно обеспечивает степень открытости общества внешнему миру, способствует проникновению элементов новых культур. Государственные и муниципальные служащие, профессионально обеспечивающие функционирование государства, первыми сталкиваются с необходимостью преодоления дезинтеграции в обществе. Однако доминирующие в их сознании линейно-монистические установки и представления, которые не сообразуются с системной трансформацией, делают невозможным претворение в жизнь выработанных сценариев социально-экономического развития общества, осуществление практических согласований нового и традиционного. В этом состоит общая причина социальных отклонений в деятельности управленцев, которая является закономерным следствием, отражающим противоречие между количеством, качеством и масштабностью социальных перемен в российском обществе и отсталостью культурно-интеллектуальных ресурсов управления. Суть кризиса можно кратко сформулировать как исчерпанность культурной адекватности управленческой парадигмы, рожденной в недрах индустриального общества, ее методологическая и мировоззренческая несостоятельность.
Одной из предпосылок дезинтеграции российского социума является дисфункция профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего, обусловленная противоречием целей и способов их достижения. Другая причина дезинтеграции, имеющая вторичный характер, – представительская роль чиновничества, выполнение которой потребует от государственных и муниципальных служащих, как символа государственной власти, демонстрации высокого уровня профессиональной культуры. Как показывает исторический опыт различных стран, во многом благодаря этому сохраняется доверие граждан. В противном случае связи, соединяющие общество в единое целое, ослабнут, что приведет к его дезинтеграции.
Именно это и происходит в современной российской действительности. Неспособность государственного аппарата защищать жизненно важные интересы граждан, равно как и обеспечить устойчивое и безопасное развитие страны, находятся в противоречии, что демонстрирует кризис управления в современном российском обществе. Данная ситуация получила критическую оценку на высшем правительственном уровне, артикулированную в ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию в 2006 г.: «Современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии…»
В российской науке обоснованно критикуется состояние профессионального управленческого сообщества, особенно его представителей – чиновников, унаследовавших из культурно-исторической традиции кастовую отчужденность, как от общества, так и от власти. В своем извечном стремлении к господству бюрократические структуры деформировали социальный и природный мир, отключив его от возможности продуктивного развития. Как справедливо пишет Г.П. Зинченко, «в культуре наших чиновников сложились устойчивые аномалии, унаследованные от прошлого, которые создают помехи для эффективного функционирования госаппарата» .
Следует отметить, что при возрастающем интересе к проблеме профессиональной культуры российских государственных и муниципальных служащих в программах реформирования системы государственного и муниципального управления и государственной и муниципальной службы РФ не находят отражения результаты социологических исследований зарубежных и отечественных ученых в данной предметной области. Такое недопонимание и недооценка, обусловленные бюрократическим подходом к разработке концептуальных документов, в свою очередь, являются свидетельством консервативности и отсталости профессиональной культуры их разработчиков. Поэтому, как отмечает Л.И. Якобсон, реформа сводится к «технократической рационализации государственного аппарата», по сути, защищая корпоративные интересы чиновничества .
В настоящее время в науке государственного и муниципального управления актуальна проблематика профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих и это обусловлено тем, что к качеству управления в XXI в. предъявляются принципиально иные требования, удовлетворить которые способны чиновники новой генерации...
3,000 руб.
На основании вышеизложенного в дипломной работе и проведенного социологического исследования по вопросам профессиональной культуры муниципальных служащих администрации г. Нижневартовск можно сделать следующие выводы.
Культура в современном понимании — это освоение людьми уже имеющихся результатов творчества, т. е. превращение их в способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Она выражена в продуктах материального и духовного труда, в системе производственных отношений и в отношении людей к природе, в системе социальных норм и институтов, в отношении людей друг к другу и к самим себе, в их мышлении, в самооценке самих себя. Имеющиеся в обществе формы и способы мышления — это показатель культуры человека, группы индивидов и общества.
Профессиональная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни представителей определенной профессии: с одной стороны, представленную доминирующими в ней нормами и ценностями, и принятый на их основе кодекс поведения, а с другой стороны культуральное пространство, основанное на определенной идеологии и представленное в виде ритуалов и традиций, мифов и легенд, языка и системы коммуникаций, символов и лозунгов.
Ядро профессиональной культуры составляют ценности, трансформированные в определенное мировоззрение, образ мышления. В его основе лежит доминирующее мировосприятие, национальные особенности, общие задачи организации и ряд других факторов, оказывают и непосредственное, и опосредованное влияние на формирование профессионального менталитета отдельных лиц. Из ценностей вытекают стили поведения, общения и т.п.
Деятельность муниципального служащего следует в первую очередь рассматривать именно как деятельность чиновника, то есть управленческую деятельность в области местного самоуправления можно и нужно главным образом исследовать как обычную управленческую деятельность. На наш взгляд, правомерно утверждать, что в соответствии со своими функциональными обязанностями руководителя и служащего муниципального управления можно характеризовать как чиновника-управленца, который профессионально занимается социально-управленческой деятельностью.
Правовая регламентация деятельности муниципального служащего предполагает две основные позиции относительно поведения и взаимодействия муниципальных служащих:
- подчинение должностному регламенту и служебной субординации;
- адекватное реагирование на мотивационные стимулы, принятые в муниципальной службе.
Ориентация муниципальной службы на рынок общественных интересов определяет приоритет профессиональных качеств муниципальных служащих. Для этого необходима законодательно закрепленная рекрутация и ротация кадров: конкурсный отбор муниципальных работников, контрактный механизм взаимоотношений муниципального служащего и администрации муниципалитета, периодическая оценка персонала.
Для управленца-профессионала есть смысл установить такой уровень оплаты труда, который бы успешно конкурировал с теневыми привилегиями и взятками. Следует взять под особый контроль должностных лиц, занимающихся лицензионно-разрешительной деятельностью, налогами, сборами и пошлинами. Особую роль здесь играет социальный контроль. Граждане должны иметь информацию о «тайнах» административной машины. Это необходимо подкрепить аудиторской и судебной практикой, деятельностью СМИ, общественных объединений.
Важным условием дебюрократизации и изменений существующих отрицательных деформаций муниципальной службы является совершенствование профессиональной культуры, стиля управления и манер поведения муниципальных служащих. Практический подход к решению данного вопроса связан с разработкой этического профессионального кодекса муниципального служащего, выражающего в общей форме ценности, нормы и требования к назначению и характеру его деятельности как посреднику между государством и обществом.
На наш взгляд, совершенствование механизма управления процессом формирования профессиональной культуры муниципальных служащих должно вестись по трем направлениям:
- обеспечение качественного, профессионального отбора и подбора кадров в органы местного самоуправления;
- аттестация муниципальных служащих независимыми аттестационными комиссиями на основе разработанных критериев;
- совершенствование системы профессионального развития муниципальных служащих.
Для современной России порядочность в нравственных позициях профессиональной подготовки специалистов, в выполнении своих функций, стала стратегическим фактором выхода государства из сложной социально-экономической и политической ситуации. Формирование в социальной рефлексии российского муниципального служащего максимально высокой ответственности перед гражданами, добросовестности – во многом предопределяется мерой осознанности ими такого понятия как профессиональная культура. То есть, муниципальный служащий должен обладать не только совокупностью таких служебно-профессиональных черт, как компетентность и квалификация, но и целым рядом социальных и нравственно психологических черт.
К общим социальным чертам, важным для профессиональной культуры муниципального служащего, относятся патриотизм, гуманистическое мировоззрение, интересы, запросы, стремления и др. Они формируются на протяжении всей жизни человека. Служебно-социальные черты характеризуют муниципального служащего как сознательного гражданина, понимающего реалии социально-политической обстановки и обладающего достаточными способностями и готовностью выполнять свой гражданский долг.
Важной совокупностью черт, характеризующих личность муниципального служащего, являются морально-психологические черты. Трудно себе представить личность муниципального служащего без таких волевых черт, как целеустремленность и самообладание, самостоятельность и решительность, настойчивость и инициативность. Обладая этими качествами, муниципальный служащий способен систематически направлять свои действия на достижение определенных целей, управлять своими чувствами и эмоциями, принимать своевременные, обоснованные и устойчивые решения, работать с большим напряжением духовных и физических сил.
Проведенное социологическое исследование при подготовке настоящей дипломной работы показало, что в число главных ценностей муниципальных служащих администрации г. Нижневартовск вошли, прежде всего, профессиональная компетентность, квалификация, умение работать с людьми, чувство справедливости и вновь подчеркивается значение доброжелательности, этики, нравственности. Практически малозначимыми оказываются такие ценности, как знание законов, установление хороших отношений с коллегами по работе, принципиальность, упорство, образование, навыки в работе и т.п. Наиболее низко в развитии своих профессиональных навыков муниципальные служащие администрации г. Нижневартовск оценивают инновационную деятельность, исследовательскую практику, контроль и мотивацию труда других чиновников, консалтинг, методическую и образовательную деятельность. Организационная деятельность оценивается достаточно высоко. Выше, чем другие виды профессиональной деятельности, оцениваются координация работы, умение планировать деятельность, представлять интересы организации.
Практически для половины опрошенных муниципальных служащих администрации г. Нижневартовск прием на работу в органы местного самоуправления осуществляется руководителями этих органов. Если связать в единое целое эти данные с «протекцией» друзей и знакомых, то доля муниципальных служащих, прием которых в органы местного самоуправления в огромной степени зависел от субъективных, интуитивных способов и приемов подбора персонала, составит почти две трети. Это подтверждает нашу гипотезу о доминирующем авторитарно-функциональном типе чиновника, питательной почвой для которого остаются господствующие патримониальные традиции. Личные полезные связи оказываются более значимым фактором, нежели профессионализм, объективные критерии. Не конкурсный отбор, не результаты аттестации и квалификационных экзаменов, а личная воля руководителя, умение подчиненного быть лично преданным руководителю оказываются порой решающим фактором его карьерного роста.
В числе составляющих профессиональной культуры, которые, по мнению респондентов, в меньшей степени нуждаются в корректировке, оказались умения отстаивать разумные, основанные на правовой основе, правила внутреннего распорядка; предприимчивость; умения организовать работу, стимулировать и развивать самоуправление; умения мотивировать сотрудников к эффективной трудовой деятельности; умения передавать информацию (вести телефонные переговоры, правильно составлять документы); умение оценивать реакцию окружающих (психологическая проницательность); и др. Качества, отмеченные как положительные, т.е. не нуждающиеся в существенной корректировке, занимают значительное место в содержании деятельности муниципального служащего. Причиной этому является, по нашему мнению, тот факт, что названные составляющие профессиональной культуры − это, по сути, его основные служебные обязанности, которые он выполняет изо дня в день. Возможно, именно с этим связано представление чиновника об их развитости и доступности в овладении.
Исследование аксиологического блока профессиональной культуры показывает, что в настоящее время наблюдается трансформация прежних ценностей. Сегодня многим людям, в том числе и руководителям органов муниципальной власти, открывается знание того, насколько иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни. Поэтому происходит отказ от прежних ценностей и принятие новых, в связи с чем наблюдается противоречивая картина полученных результатов.
Объяснить это можно тем, что современное российское чиновничество как профессиональное сообщество сформировалось, с одной стороны, из людей, чье становление пришлось на советский период. Как правило, это бывшие партийные и комсомольские работники, что объясняет сохранение многих прежних традиций в среде чиновников, их приверженность лозунговым призывам. С другой стороны − в числе муниципальных служащих уже есть представители, чье становление приходилось на время эпохи кризиса, поэтому их индивидуальные ценностные системы были подвергнуты значительному влиянию внешних, во многом противоречивых сил. В связи с этим значительная часть респондентов продолжает считать, что человек – это послушный «винтик» в бюрократической машине, другие - уже отдают приоритет творческому работнику, поддерживая его инновационный поиск и создавая условия для удовлетворения его потребности в самореализации.
Как показал анализ деятельности муниципальных служащих администрации г. Нижневартовск, в профессиональной культуре муниципальных служащих типичными являются установки, связанные с готовностью следовать нормам права, инструкциям и служебным традициям: служебный долг, исполнительская готовность, способность выполнять служебные задания в срок, готовность реализовывать указания руководителя без их критической оценки, добросовестность, что совпадает с результатами масштабных общероссийских исследований. Это вполне соотносится с такими ценностями, как дисциплинированность, безотказность в выполнении любого поручения, жесткий контроль, а, следовательно, наблюдается согласованность аксиологических и конативных аспектов, поскольку их происхождение напрямую связано с ключевым понятием долга.
Совершенно очевидно, что в России необходимо создавать собственные уникальные управленческие технологии в государственном и муниципальном управлении, способные учесть специфику развития трансформирующегося социума.
3,000 руб.
Нормативно-правовые акты
1. Страсбург. Европейская хартия местного самоуправления: хартия от 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – 07 сентября. – № 36. – Ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [по состоянию на 30 декабря 2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – 26 января. - N 4. - Ст. 445.
3. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ [по состоянию на 25 декабря 2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – 06 октября. – № 40. – Ст. 3822.
4. Российская Федерация. Законы. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ [по состоянию на 25 декабря 2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – 05 марта. – № 10. – Ст. 1152.
5. Российская Федерация. Президент. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. // Российская газета. - 2006. – 11 мая. - N 97.
6. Российская Федерация. Президент. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05 ноября 2008 г. // Российская газета. - 2008. – 06 ноября. - N 230.
7. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума автономного округа. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 апреля 1995 г. [по состоянию на 21 юля 2006 г.] // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2005. – № 4. – Ст. 345. с дальн. изм.
8. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума автономного округа. О выборах глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе населением: закон от 18 июня 2003 г. № 33-оз [по состоянию на 21 июля 2008 г.] // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2003. – № 5. Ч. 1. – Ст. 623. с дальн. изм.
9. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума автономного округа. О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях: закон от 18 июня 2003 г. № 35-оз [по состоянию на 21 июля 2008 г.] // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2003. – № 5. Ч. 1. – Ст. 625. с дальн. изм.
10. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума автономного округа. Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке его изменения: закон от 7 июля 2004 г. № 43-оз [по состоянию на 21 июля 2008 г.] // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2004. – № 5. – Ст. 819. с дальн. изм.
11. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума автономного округа. О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: закон от 25 ноября 2004 г. № 63-оз [по состоянию на 18 февраля 2005 г.] // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2004. – № 11. – Ст. 1610.; 2005. - № 11. – Ст. 1290.
12. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума автономного округа. О наименованиях органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: закон от 9 декабря 2004 г. № 78-оз [по состоянию на 19 декабря 2005 г.] // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2004. – № 12. Ч. 1. – Ст. 1780. с дальн. изм.
13. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума автономного округа. О муниципальных должностях и реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: закон от 6 декабря 2005 г. № 128-оз [по состоянию на 17 июля 2006 г.] // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2005. – № 12. Ч. 1. – Ст. 1416. с дальн. изм.
14. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума автономного округа. Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: закон от 20 июля 2007 г. № 113-оз [по состоянию на 22 декабря 2008 г.] // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2007. – № 7. – Ст. 927. с дальн. изм.
15. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума г. Нижневартовск. О внесении изменений и дополнений в Устав города Нижневартовска: постановление от 20 июня 2005 г. № 502 [по состоянию на 06 февраля 2009 г.] // Официальный сайт администрации и Думы г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://www.n-vartovsk.ru/duma/?s=62&f=s502&d=20-06-2005. – Прил.: Устав города Нижневартовска.
16. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума г. Нижневартовск. Об утверждении структуры администрации города Нижневартовск: постановление от 19 декабря 2006 г. № 580 // Официальный сайт администрации и Думы г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://www.n-vartovsk.ru/duma/?s=62&f=s2005-12-19-580&d=19-12-2005.
17. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума г. Нижневартовск. Об утверждении Положения об администрации города Нижневартовск: постановление от 19 декабря 2006 г. № 581 // Официальный сайт администрации и Думы г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://www.n-vartovsk.ru/duma/?s=62&f=s2005-12-19-581&d=19-12-2005.
18. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дума г. Нижневартовск. Об утверждении Перечня муниципальных должностей муниципальной службы в Думе города: постановление от 07 февраля 2006 г. № 640 // Официальный сайт администрации и Думы г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://www.n-vartovsk.ru/duma/?s=62&f=s640&d=07-02-2006.
19. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Глава города Нижневартовска. Об утверждении Перечня муниципальных должностей муниципальной службы в Администрации города Нижневартовска: постановление от 13 февраля 2006 г. № 104 // Официальный сайт администрации и Думы г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://www.n-vartovsk.ru/adm/doc/post/2006/2/13/104.html.
Научная и учебная литература
20. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. – М.: МОДЭК, 1999. – 224 с.
21. Анисимов, О.С. Теоретическая акмеология: предмет, структура содержания, тренинг: учебное пособие / О.С. Анисимов. – М.: ИПК Госслужбы, 2006. – 382 с.
22. Анохин, А.В. Правовые вопросы формирования профессиональной культуры работника. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05./ А.В. Анохин. - Томск, 2000. - 197 c.
23. Воротников, А.А. Бюрократия в Российском государстве: историко-теоретический аспект. Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.01 / А.А. Воротников. - Саратов, 2005. - 488 c.
24. Гайденко, П.П., Давыдов, Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. – 2-е изд., стереотип. – М.: КомКнига, 2006. – 368 с.
25. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4 томах. / В.И. Даль. – М.: АСТ, 2007. – Том 2. И-О. - 1280 с.
26. Децентрализация государственной власти и местное самоуправление. Проблемы реализации / Под ред. А. Мацнева, Ю. Харбих. – М.: РАГС, 2007. – 384 с.
27. Злобин, Н.С. Культурные смыслы науки / Н.С. Злобин. – М.: Олма-Пресс, 1997. – 228 с.
28. Игнатов, В.Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В.Г. Игнатов, В.К. Белолипецкий. – М.: МарТ, 2000. – 256 с.
29. Каптерев, А.И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 507 с.
30. Киреева, Е.Ю. Муниципальная служба. Проблемы теории и практики / Е.Ю. Киреева. – М.: РАГС, 2008. – 210 с.
31. Кириллов, Н. Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Н. Кириллов. - СПб.: Тип. Губернского правления, 1846. - 176 с.
32. Кох, И.А. Муниципальное образование как социальный "ген". Корпорация чиновников в зеркале социологии. Институциональная эффективность управления / И.А. Кох. - Екатеринбург: УрАГС, 2006. - 222 с.
33. Культурология: учебник для вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 5-е изд., исправ. и доп. – М.: Высшая школа, 2007. – 712 с.
34. Ладатко, Л.В. Этика и культура управления: учебное пособие / Л.В. Ладатко. – М.: Феникс, 2006. – 320 с.
35. Лотова, И.П. Профессиональная карьера государственных служащих. Теория, методология, практика: монография / И.П. Лотова. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 448 с.
36. Общественная этика на местном уровне: стратегии противодействия коррупции и другим формам финансовой преступности в органах местного самоуправления. Сборник модельных инициатив / Пер.: Кириллов Ю.В. - Обнинск: Ин-т муницип. управления, 2003. - 152 c.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: А ТЕМП, 2008. – 944 с.
38. Основы управления. Государственное и муниципальное управление. Антикризисное управление. Управление персоналом. Менеджмент: учебное пособие / Под ред. А.В. Сурина. – М.: КДУ, 2008. – 368 с.
39. Основы противодействия коррупции. Системы общественной этики поведения / Науч. ред.: Вакурин А.В., Колодкин Л.М., Максимова С.В., Темнов Е.И. - М.: Спарк, 1999. - 165 c.
40. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс; под ред. В. Чеснокова, С. Белановский. – М.: Академический проект, 2002. - 832 с.
41. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 7-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – 512 с.
42. Пешин, Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. Проблемы развития конституционно-правовой модели: монография / Н.Л. Пешин. – М.: Статут, 2007. – 454 с.
43. Покровский, И.А. История римского права: учебник / И.А. Покровский. – М.: Статут, 2004. – 540 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
45. Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. – 4-е изд., исправ. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
46. Скрипкин, Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления / Г.Ф. Скрипкин. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 128 с.
47. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / М.И. Халиков. – М.: Флинта, 2008. – 448 с.
48. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2007. – 160 с.
Статьи в периодических изданиях сборниках научных материалов
49. Абадиев, А.М. Теневизация и дисфункциональность институционально-правового порядка как факторы развития коррупционных отношений / А.М. Абадиев // Юристъ-Правоведъ. - № 5. - 2008. - С. 13-15.
50. Антонов, В.В., Ильюшин, А.Н. О некоторых пробелах в подготовке специалистов для органов муниципального управления / В.В. Антонов, А.Н. Ильюшин // Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации. Доклады и сообщения V Международной конференции, г. Москва, 14 апреля 2005 г. – М.: Изд-во РГГУ, 2005. С. 186-188.
51. Глотов, С.А. Законотворчество в современной России: некоторые проблемы и перспективы развития (часть 1) / С.А. Глотов // Представительная власть - 21 век: законодательство, комментарии, проблемы. - № 3. - 2006. - С. 1-4.
52. Ершова, А.Ю.Модельное положение об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования / А.Ю. Ершова // Муниципальная служба: правовая регламентация в муниципальном образовании. – Иркутск, 2007. С. 60-68.
53. Зинченко, Г.П. Государственная служба: дисфункции и девиации / Г.П. Зинченко // Чиновник. - 2002. - № 1. - С. 24-28.
54. Ковалев, С. Право только тогда может называться правом, если оно вне политики / С. Ковалев // Международный уголовный суд и позиция России. Материалы конференции, 9 - 10 июня 1998 года. – М.: Издательство Фонд "Гласность", 2000. С. 12-13.
55. Куприянычева, Э.Б. Бюрократизм в России как элемент коррупции / Э.Б. Куприянычева // Гражданское общество в борьбе с коррупцией: история и современность. Материалы Открытого регионального форума. – Самара: Изд. "Новая техника", 2007. С. 70-76.
56. Попова, А.А. Политика как сфера, определяющая границы права / А.А. Попова // Правовое и политическое взаимодействие. Сборник тезисов всероссийской научно-теоретической конференции. – Ростов н/Д.: РЮИ МВД России, 2004. С. 81-84.
57. Семочкина, М.Б. Чиновник: социокультурная модель / М.Б. Семочкина // ЧиновникЪ. – 1999. - № 2(5). – С. 6-8.
58. Туранин, В.Ю. Дефективные проблемы современного российского законодательства / В.Ю. Туранин // Право и образование. - № 1. - 2006. - С. 11-20.
59. Хохряков, Б.С. Современное Российское чиновничество: динамика и основные тенденции развития / Б.С. Хохряков // ЧиновникЪ. – 2003. - № 1(23). – С. 9-12.
60. Эйхельберг, Е.А. Три эпохи в развитии понятия культуры: немецкое просвещение, немецкий классический идеализм и русская философия / Е.А. Эйхельберг // Место ВУЗа МВД РФ в совершенствовании деятельности органов внутренних дел и учебно-воспитательного процесса. Тезисы научно-практической конференции (3 марта 1993 г.). – Тюмень: Изд-во Тюмен. ВШ МВД РСФСР, 1993. - С. 13-15.
61. Якобсон, Л.И. Реформа государственной службы: замыслы, интересы и приоритеты / Л.И. Якобсон // Управленческое консультирование. - 2005. - № 4. - С. 16-20.
3,000 руб.