Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность темы настоящей работы определяется следующими обстоятельствами. Углубление кризисных явлений в российской экономике со всей очевидностью выдвигает во главу угла вопрос об организационно-правовых формах участия государства в современном гражданском обороте.
В настоящее время ведется обсуждение проблем, связанных с созданием и использованием такого правового механизма государственного участия в рыночных отношениях, который обеспечил бы реальное сочетание имущественных прав и интересов государственного юридического лица с интересами самого государства.
Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Фактический отказ от государственного управления российской экономикой на современном этапе с переходом на ее регулирование заставляют более глубоко осмыслить роль и значение, а также перспективы использования такого порождения советской административно-командной экономики и правового порядка, как государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Благодаря своим возможностям и достоинствам: объединению различных форм собственности, оптимальному соединению общественных, коллективных и индивидуальных интересов, объективной невозможности в ряде случаев иного решения крупномасштабных задач, широким кредитно-финансовым возможностям, возможности внедрения в другие производства, участию акционеров в управлении, сложившемуся механизму стимулирования труда рабочих и служащих через участие в прибылях и т. п., организационным гарантиям от банкротства и стагнации и т. д. — акционирование является перспективным способом осуществления приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В отечественной литературе существует много исследований и публикаций, исследующих процессы приватизации в России начиная с начала 90-х годов ХХ века. Но нет ни одного комплексного исследования, посвященного вопросам акционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, складывающиеся между субъектами приватизации в процессе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества.
Предметом исследования является законодательство, регулирующее процессы приватизации в Российской Федерации.
Целью настоящей работы является изучение проблем и перспектив развития процесса приватизации муниципальных унитарных предприятий путем преобразования в акционерное общество.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
- выявить законодательные, экономические и социальные предпосылки реорганизации муниципальных унитарных предприятий путем акционирования, объяснить необходимость акционирования муниципальных унитарных предприятий;
- определить основные этапы акционирования муниципального унитарного предприятия и возникающие при этом проблемы;
- дать сравнительную характеристику муниципального унитарного предприятия и акционерного общества, выявив при этом их преимущества и недостатки;
- охарактеризовать изменения на предприятии, которые влечет акционирование муниципального унитарного предприятия.
750 руб.
Введение 3
1. Предпосылки и необходимость акционирования муниципальных унитарных предприятий 5
2. Понятие и содержание акционирования муниципальных унитарных предприятий 10
3. Сравнительная характеристика муниципального унитарного предприятия и акционерного общества (преимущества и недостатки) 14
4. Изменения на муниципальном унитарном предприятии, которые влечет акционирование 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
750 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в настоящей работе можно сделать следующие выводы.
Муниципальные унитарные предприятия, работающие в настоящее время в основном в сфере ЖКХ, на современном этапе развития рыночной экономики являются неэффективными. Существует ряд социальных, экономических и законодательных предпосылок акционирования МУПов. В целях повышения конкурентоспособности МУП действующим законодательством предусмотрено их преобразование в акционерные общества с дальнейшей приватизацией путем продажи части пакета акций. Таким образом, нерентабельные МУП будут ликвидированы, а рентабельные приватизированы.
Основная сущность акционирования заключается в том, что муниципальное предприятие, проходя через процедуру реорганизации, преобразуется в открытое акционерное общество, и все имущество, которое будет передано в составе имущественного комплекса предприятия, перестает быть муниципальным имуществом, а переходит в собственность созданного в результате реорганизации акционерного общества. Взамен муниципалитет получает акции акционерного общества в количестве, соответствующем доле стоимости переданного имущества в уставном капитале.
По мнению автора, как форма хозяйствования на современном рынке акционерное общество является наиболее гибким и эффективным по сравнению с муниципальным унитарным предприятием, в основном за счет отсутствия специальной правоспособности, предусмотренной законодательством для МУП.
Таким образом, несмотря на то, что акционирование муниципальных унитарных предприятий имеет свои сложности и требует значительных финансовых затрат, оно предоставляет органам местного самоуправления определенные возможности. В частности, к таким возможностям относятся:
- сохранение права на использование текущих лицензий муниципального предприятия на виды деятельности;
- сохранение преемственности по существующим договорам, в том числе договоров управления с населением и с поставщиками коммунальных ресурсов;
- сохранение преемственности прав на взыскание дебиторской задолженности;
- определение перечня объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса муниципального предприятия, и изъятие их в муниципальную казну;
- исключение необходимости ликвидации муниципального предприятия.
Преобразование муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества следует осуществлять с оставлением территориальной инфраструктуры в муниципальной собственности при упорядочении системы договорных отношений и ценообразования. В целях защиты интересов населения и всего муниципального образования собственность на инфраструктуру рекомендуется оставлять муниципальной.
При акционировании муниципальных унитарных предприятий ЖКХ путем преобразования в открытые акционерные общества жилищно-коммунального хозяйства, для обеспечения контроля над качеством, надежностью и экологической безопасностью обслуживания после изменения организационно-правовой формы организации (акционирования), необходимо стремиться сохранить контрольный пакет акций в муниципальной собственности.
750 руб.
Нормативно-правовые акты
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 09.02.2009) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 1.
3. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) // "Собрание законодательства РФ", 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
4. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2008) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // "Собрание законодательства РФ", 28.01.2002, N 4, ст. 251.
5. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (принят ГД ФС РФ 11.10.2002) // "Собрание законодательства РФ", 02.12.2002, N 48, ст. 4746.
6. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 14.02.2009) "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 24.09.2001, N 39, ст. 3770.
7. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 (с изм. от 21.10.2004) "О Подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4622.
Специальная литература
8. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 361 c.
Статьи в периодических изданиях
9. Блинова Н., Климова Е., Панченко А. и др. Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы // Хозяйство и право. № 6. 2006. С. 18-32.
10. Глазунов С.Н. Фактор собственности в проблеме реформирования ЖКХ // Жилищное право. № 4. 2008. С. 6-12.
11. Канаков Г.В., Пономаренко Б.Т. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: от монопольно-государственного к социально-рыночному укладу // Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы. Сборник научных трудов. Вып. 3. – М.: МАКС-Пресс, 2008. С. 113-120.
12. Мамай В. Акционирование и приватизация предприятий в призме судебных споров // Хозяйство и право. № 8. 2005. С. 91-99.
13. Михеев А.А. Развитие государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. № 1 (21). 2008. С. 16-28.
14. Смирнов В.Г. Анализ процесса реформирования сферы ЖКХ: необходимость повышения эффективности управления // Экономика региона. № 18 (часть 2). 2007. С. 19-37.
750 руб.