Актуальность темы настоящей работы определяется тесным взаимодействием Германии и России как во внешней торговле, так и в сфере инвестиционной деятельности, необходимостью теоретического обоснования основных направлений совершенствования внешнеэкономических отношений двух стран в условиях глобализации мирохозяйственных связей.
Тесное взаимодействие экономик Германии и Российской Федерации определяется такими факторами как высокая степень их взаимодополняемости, в особенности в энергетическом секторе экономики и в области высоких технологий, а также географическая близость, традиционность деловых связей и надежная договорно-правовая основа.
Россия занимает 10-е место в рейтинге важнейших партнеров Германии, на ее долю приходится 3 % всего внешнеторгового оборота ФРГ. Удельный вес Германии составляет 13,6 % всего внешнеторгового оборота России, она является одним из самых важных наших торговых партнёров. Торговое сотрудничество с Германией охватывает значительную часть отечественного рынка. Одним из главных направлений сотрудничества является российский экспорт энергоносителей, который имеет для Германии стратегический характер. В 2008 г. в Германию из России поставляется более 30% природного газа и 20% нефти, а в связи со строительством газопровода через Балтику прогнозируется дальнейшее увеличение.
Германия поставляет в Россию машины, оборудование, а также современные технологии, одежду и обувь, медикаменты и продовольствие. На территории России строятся сборочные заводы немецкой автомобильной промышленности.
Дальнейшее развитие двусторонних экономических связей названных стран требует анализа сложившейся практики их взаимодействия и выработки теоретического обоснования ее совершенствования с учетом меняющейся конъюнктуры мирового рынка, места России в глобализирующейся экономике и необходимости реализации национальных интересов обеих стран в процессе их торгово-инвестиционного взаимодействия.
Цель настоящей работы состоит в определении современного состояния внешнеэкономических двусторонних связей России и Германии и выявление взаимосвязи внешней торговли и инвестиционной деятельности как вектора развития современных российско-германских внешнеэкономических отношений под воздействием глобализационных процессов. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- определить современное состояние и особенности внешней торговли и инвестиционной деятельности как основных форм международного экономического сотрудничества;
- раскрыть природно-географические условия и организационно-экономические факторы российско-германского сотрудничества и определить его перспективы;
- оценить структурную динамику российско-германского внешнеторгового оборота;
- дать анализ современного состояния и значения инвестиционной деятельности немецких фирм в Российской Федерации;
- обосновать перспективы развития российско-германских торговых отношений и предложить комплекс мер по их совершенствованию.
750 руб.
Введение 3
1. Международное экономическое сотрудничество в условиях глобализации: содержание и основные формы 5
2. Характеристика современного состояния внешнеэкономических отношений России и Германии 6
3. Перспективы развития внешнеэкономических отношений России и Германии 9
Заключение 12
Список использованной литературы 14
750 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в работе можно сделать следующие выводы:
Внешнеторговая деятельность и международное инвестиционное сотрудничество являются основными формами внешнеэкономической деятельности. В качестве базовой формы ВЭД, определяющей ее значение и роль выступает система внешнеторговых отношений как наиболее динамично и устойчиво развивающаяся форма внешнеэкономической деятельности. Современное состояние внешней торговли во многом определяет положение страны в мировой экономике, а ее доля в национальном продукте наиболее развитых стран позволяет считать самостоятельной отраслью национальной экономики.
Германия, как один из основных партнеров России в системе международных отношений с дальним зарубежьем, является также посредником в отношениях России и Европейского Союза. Доля Европейского Союза во внешнеторговом обороте РФ составляла в 90-е годы ХХ века около 40%, а после расширения ЕС более 50% внешнеторгового оборота РФ. После вступления в ЕС прибалтийских стран и некоторых стран бывшего социалистического блока, роль Европы во внешнеэкономической деятельности в России значительно возросла, а вместе с этим растет и посредническая роль Германии.
Российско-германские торгово-экономические отношения во многом определяют долгосрочные перспективы европейского экономического развития, которые в значительной мере зависят от стратегии отношений этих двух стран в условиях глобализации. В настоящее время основной частью их партнерства является торговля, в будущем целесообразно интенсифицировать отношения, все больше развивая, наряду с торговлей, инвестиционное сотрудничество. Германия, как полноправный член Европейского союза, заботится о своих экономических отношениях не только на национальном уровне, но и в рамках всего союза, включая отношения с Россией. Россия играет значительную роль в стратегических интересах деловых и политических кругов Германии. Как показывает анализ, ФРГ одинаково заинтересована как в использовании российского емкого рынка для сбыта своих товаров, так и в стабильных поставках энергоресурсов. Интерес представляет также относительно низкая цена на трудовые ресурсы в России и открытый доступ к рынкам соседних регионов и стран.
В долгосрочной перспективе в сфере внешней торговли и инвестиционной деятельности, можно выделить три сценария развития отношений между нашими странами: простое стратегическое партнерство, прагматичная кооперация, новая конкуренция. Исследование сценарных вариантов развития российско-германских отношений позволяет сделать вывод о том, что для России и ФРГ одинаково выгодно расширение партнерства в промышленности, технологии и в других сферах «несырьевой» направленности. Россия обоснованно стремится к сотрудничеству в наукоемких областях, в том числе в авиации и космонавтике. Обе страны ориентированы на долгосрочное сотрудничество в области информационных технологий и телекоммуникаций. Германия инвестирует в России в основном в те отрасли экономики, в которых обладает традиционными конкурентными преимуществами: машино- и автомобилестроение, химическую промышленность, электротехнику, строительную и пищевую промышленность. Практика отношений между странами показывает, что развитие торговли всегда способствует дальнейшему развитию инвестиционной деятельности обеих сторон. Взаимодействие обеих форм ВЭД существенно влияет на развитие отношений между Россией и Германией.
750 руб.
Международные акты и договоры
1. "Заключительный документ Гаагской конференции по Европейской энергетической хартии" (Вместе с "Европейской энергетической хартией") (Подписан в г. Гааге 16.12.1991 - 17.12.1991) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 173 - 180.
2. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о международном автомобильном сообщении" (Вместе с "Протоколом о применении Соглашения...") (Заключено в г. Бонне 14.07.1993) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 9. С. 26 - 33.
3. "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны" (Заключено на о. Корфу 24.06.1994). // Бюллетень международных договоров. 1998. N 8. С. 3 - 74.
4. "Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (Вместе с "Протоколом") (Заключено в г. Москве 29.05.1996) // Собрание законодательства РФ. 23 февраля 1998 г. N 8. Ст. 913.
5. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о военно-техническом сотрудничестве" (Заключено в г. Москве 14.06.1996) // Бюллетень международных договоров. 2007. N 7. С. 13 - 14.
6. "Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата" (Подписан в г. Киото 11.12.1997) // Бюллетень международных договоров. 2005. N 5. С. 3 - 23.
7. "Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 гг.)" (Принята в г. Хельсинки 22.10.1999) // Дипломатический вестник. 1999. N 11. С. 20 - 28.
8. "Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России" (Вместе с "Заявлением Европейского Совета по поводу Коллективной стратегии по отношению к России") (Принята в г. Кельне 03.06.1999 - 04.06.1999) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 7. С. 3 - 74.
9. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия" (Заключено в г. Берлине 10.12.2003) // Собрание законодательства РФ. 14 марта 2005 г. N 11. Ст. 904.
10. "Соглашение между Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерством экономики и труда Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в области информационных технологий и связи" (Заключено в г. Ганновере 11.04.2005) // Бюллетень международных договоров. 2005. N 5. С. 23 - 28.
Специальная научная и учебная литература
11. Андреева Е.Л., Стровский Л.Е. Россия и Германия. Уроки трансформации социально ориентированной экономики. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 192 с.
12. Елизаветин М.Е. Регулирование иностранных инвестиций. Международный опыт и интересы России. Доклады Института Европы РАН № 171. – М.: Огни ТД, 2006. – 154 с.
13. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2008. – 592 с.
Статьи в периодических изданиях
14. Лоскутова О. Северо-Европейский газопровод – уникальный энергетический мост в Европу // Ведомости. № 113. 24.06.2006. С. 2.
15. Россия притягивает немецкие банки (Russland reizt deutsche Banken) // "La Vanguardia". 24.11.2003. С. 3.
Информационные и статистические материалы
16. Федеральное статистическое ведомство ФРГ // http://www.destatis.de
750 руб.