В конце XX века человечество вступило в качественно новый период своего развития. Объективные условия, в которых сейчас приходится действовать человеку XXI века, требуют новых форм мышления, поведения и сотрудничества людей. Все, что предстоит сделать, реально возможно лишь при развитом государственном управлении, которому присущи как общеобразовательные, универсальные закономерности и формы государственного управления, так и сугубо национальные, самобытные для каждой страны.
Наука управления и практика реализации ее достижений нашли широкое применение во всех, как принято сейчас говорить, цивилизованных демократических странах мира. Новые реалии жизни, переход страны от командно-административной системы к рыночной экономике поставило перед государством задачу образования новых государственных институтов и органов управления, которые бы эффективно действовали в новых условиях современного государства.
Функция государственного управления хозяйственной деятельностью в целях стимулирования развития производства, роста благосостояния общества, повышения качества жизни является важнейшей функцией государства в условиях современного рыночного хозяйства. Именно государство обязано создавать благоприятные условия для активизации производственной деятельности хозяйствующих субъектов, их адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, активно проводя при этом политику обеспечения нормального функционирования рыночной конкуренции, защиты прав физических и юридических лиц от неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц.
Целью настоящей работы является изучение и выявление особенностей организации государственного управления в сфере хозяйственной деятельности на основе анализа нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
750 руб.
Введение 3
1. Управление экономическим развитием в России 4
2. Государственная поддержка развития предпринимательства 5
3. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью 8
4. Государственное управление хозяйственной деятельностью в сфере таможенного дела и торговли 9
5. Государственное управление в сфере имущественных отношений и собственности 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15
750 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
Таким образом, государственное управление выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников хозяйственных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Сейчас данная функция государства является приоритетной.
Содержание и механизм осуществления государственного управления в сфере хозяйственной деятельности включает: а) нормативное регулирование путем установления общих правил); б) его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению; в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения; г) государственную защиту прав и интересов участников хозяйственных отношений, урегулированных соответствующими правилами; д) координацию и общее направление их деятельности; е) содействие ее успешному осуществлению; ж) определение приоритетов в структурной политике; з) государственные контракты (договоры); и) регистрацию; к) лицензирование и др.
Атрибутом современного "государства развития" является система индикативного планирования и долгосрочных государственных программ модернизации экономики, ориентированных на создание благоприятных условий роста и подъема конкурентоспособности национальной экономики в перспективных направлениях глобального научно-технического прогресса.
Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.
Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например, через государственную собственность или налоговую систему, процентную ставку или тарифы. Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики.
Можно выделить три общих направления усиления проведения государственной экономической политики:
1) государственное стимулирование подъема конкурентоспособности промышленности (например, инвестиции в науку и новые технологии, развитие коммуникаций и информационных сетей);
2) усиление участия государства в повышении качества и совершенствовании структуры совокупного спроса (например, конкурсное распределение заказов среди предприятий и фирм на производство высокотехнологичной продукции, отладка системы сертификации изделий);
3) прямая государственная поддержка формирующихся конкурентоспособных секторов через инвестиции в инфраструктуру, привлечение иностранного капитала, стимулирование наиболее эфективных фирм и предприятий.
Административно-правовое регулирование хозяйственной деятельности обеспечивает осуществление специально созданными государственными органами исполнительной власти и в необходимых случаях органами местного самоуправления таких функций государственного управления, как руководство, контроль, надзор, регулирование, координация (разрешение, дозволение, лицензирование, уведомление и пр.), учет.
750 руб.
Нормативно-правовые акты
1. "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 26.06.2008, с изм. от 24.11.2008) // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2066.
2. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.12.2008) "О таможенном тарифе" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 10.06.1993, N 23, ст. 821.
3. Федеральный закон от 14.04.1998 N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (принят ГД ФС РФ 20.03.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 16.12.2004) // "Собрание законодательства РФ", 20.04.1998, N 16, ст. 1798.
4. Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) // "Собрание законодательства РФ", 27.07.1998, N 30, ст. 3610.
5. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "Об экспортном контроле" (принят ГД ФС РФ 22.06.1999) // "Собрание законодательства РФ", 26.07.1999, N 30, ст. 3774.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 18.07.2008) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (принят ГД ФС РФ 14.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3436.
7. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2008) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // "Собрание законодательства РФ", 28.01.2002, N 4, ст. 251.
8. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.12.2008) "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) // "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
9. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
10. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (принят ГД ФС РФ 18.11.2003) // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4851.
11. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
12. Указ Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 (ред. от 03.10.2008) "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3313.
13. Указ Президента РФ от 15.05.2008 N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 19.05.2008, N 20, ст. 2293.
14. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 N 121 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы" // "Собрание законодательства РФ", 21.02.2000, N 8, ст. 959.
15. Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 (ред. от 20.12.2006) "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" // "Собрание законодательства РФ", 16.02.2004, N 7, ст. 537.
16. Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 N 419 (ред. от 27.10.2008) "Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной Торговой Организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и ее состава" // "Собрание законодательства РФ", 23.08.2004, N 34, ст. 3555.
17. Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 N 178 "О Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства" // "Собрание законодательства РФ", 24.03.2008, N 12, ст. 1138.
18. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)» // "Собрание законодательства РФ", 30.01.2006, N 5, ст. 589.
19. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2007 N 543-р (ред. от 01.12.2008) «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы» // "Собрание законодательства РФ", 07.05.2007, N 19, ст. 2364.
20. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» // "Собрание законодательства РФ", 21.07.2008, N 29 (ч. II), ст. 3537.
21. Распоряжение Правительства РФ от 01.09.2008 N 1272-р «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2009 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 годы» // "Собрание законодательства РФ", 08.09.2008, N 36, ст. 4139.
22. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
23. "Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" (утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 06.09.2007 N 354) // "Еженедельник промышленного роста", N 37, 05 - 11.11.2007.
24. Постановление Правительства Москвы от 20.06.2006 N 420-ПП (ред. от 28.10.2008) "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг." (вместе с "Положением о финансировании мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в городе Москве", "Положением о Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства", "Типовым положением о Межведомственной комиссии при Префектуре административного округа города Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства", "Положением о Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства", "Требованиями к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства города Москвы") // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 39, 12.07.2006 .
Специальная научная и учебная литература
25. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. Кушлина В.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. — 834 с.
26. Маренков Н.Л. Модернизация российской экономики и государственное управление: Учебное пособие. – М.: КомКнига, 2006. – 376 с.
750 руб.