Актуальность темы дипломной работы. Азартные игры прошли в своем развитии довольно длительный путь, начиная со времен глубокой древности и вплоть до наших дней, выступая одновременно как основанный на риске способ обогащения и как разновидность досуга. Несмотря на политику запретов и ограничений игорной деятельности, неоднократно проводимую законодателями в различные исторические периоды во многих странах, включая Россию, в настоящее время азартные игры получили довольно большое распространение среди широких слоев населения, закрепившись в качестве самостоятельного вида отношений современного гражданского оборота.
Провозглашение в Конституции Российской Федерации возможности свободного использования каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также принятие нового Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) , впервые со времен Свода законов Российской империи включившего в сферу гражданско-правового регулирования отношения по организации и проведению азартных игр, способствовали стремительному и повсеместному распространению игорной деятельности, освободившейся от уголовных и административных репрессий.
Бурный рост численности игорных заведений, а также активное развитие разнообразных отношений, возникающих в сфере организации и проведения азартных игр и пари, обусловили необходимость принятия специализированного нормативного акта, способного установить единые правовые основы федеральной политики в области игорного бизнеса, а также закрепить порядок организации и проведения игр и пари на территории Российской Федерации, поскольку законы и подзаконные нормативные акты, принимаемые в целях дополнения и развития положений главы 58 Гражданского кодекса РФ, в силу их разрозненности оказались не способными обеспечивать единообразный подход к упорядочению игорной деятельности.
Стремление законодателя установить контроль над игорной индустрией нашло наиболее яркое выражение в принятии Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 244-ФЗ) , при подготовке которого был учтен опыт ряда зарубежных государств в сфере правовой регламентации игорной деятельности.
Однако, несмотря на то, что с момента введения в действие Закона № 244-ФЗ прошло не так много времени, практика применения данного нормативного акта уже выявила ряд пробелов, реально существующих в законодательной регламентации российского игорного бизнеса, что обусловило необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в сфере организации и проведения азартных игр и пари.
Степень научной разработанности темы. Институт азартных игр и пари в последнее время вызывает довольно большой научный и практический интерес. Общие вопросы данной проблематики рассматривались В.А. Беловым, М.И. Брагинским, Н.Р. Оганезовым, Е.В. Ковтуном, С.М. Ковалевым, А.М. Эрделевским и другими учеными.
Наиболее близкими к тематике настоящего исследования являются диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Ю.В. Багно «Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих из игр и пари» (2004 г.), А.В. Матина «Гражданско-правовое регулирование игр и пари» (2006 г.), И.В. Миронова «Проблемы алеаторных правоотношений в российском праве» (1998 г.), М.Ю. Неруша «Игры и пари: гражданско-правовой и криминалистический аспекты» (2003 г.), и последнее исследование в этой области - И.Н. Романовой «Особенности правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и пари: историко-правовой анализ и новый правовой режим» (2008 г.) .
Однако в этих работах, во-первых, исследования правового регулирования игорной деятельности в основном осуществлялись авторами не комплексно, за исключением последней работы И.Н. Романовой, что не дает возможности в полной мере определить современное состояние и тенденции развития таких отношений в Российской Федерации; во-вторых, поскольку большинство названных исследований проводились в период, предшествовавший установлению в России новых правил осуществления игорной деятельности, в них отсутствует анализ современных законодательных требований к ведению российского игорного бизнеса; не выявляются проблемы и социально-правовые последствия закрепления нового правового режима азартных игр и пари, радикально изменившего содержание и применение данного правового института, а также не вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего сферу азартных игр и пари. Исследованию нового правового режима азартных игр и пари посвящена только одна работа И.Н. Романовой, но и она не анализирует в полной мере перспектив развития игорного бизнеса после 1 июля 2009 г., когда полностью вступит в законную силу Закон 244-ФЗ.
Указанные и также научные исследования других авторов явились теоретической основой исследования в дипломной работе.
Целью исследования в дипломной работе является проведение комплексного научного анализа современного правового режима игорного бизнеса в России, изучение теоретических и практических проблем, возникающих в процессе организации и проведения азартных игр и пари на основе анализа современных действующих правовых норм законодательства Российской Федерации, регулирующих игорную деятельность, с целью определить пути дальнейшего совершенствования соответствующего раздела российского законодательства.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития правовой регламентации азартных игр и пари в зарубежном законодательстве;
- проанализировать особенности становления и развития института азартных игр и пари в отечественном правопорядке;
- охарактеризовать действующее законодательство Российской Федерации об организации азартных игр;
- раскрыть понятие и правовую природу азартных игр и пари, исследовать признаки и виды азартных игр и пари;
- установить основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, возникающих в сфере организации и проведения азартных игр и пари;
- сравнить субъектный состав, объекты и содержание имущественных отношений в сфере азартных игр и пари, и их регламентацию в современном российском законодательстве;
- выявить проблемы, связанные с установлением нового правового режима организации азартных игр в России, в том числе по организации игорных зон в России, и определить его социально-правовые последствия;
- рассмотреть особенности и проблемы налогообложения игорного бизнеса с учетом сложившейся судебной практики;
Объектом исследования в дипломной работе являются общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения азартных игр и пари в России.
Предметом исследования в дипломной работе выступают нормы российского законодательства, регулирующие отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере игорного бизнеса, а также судебная практика по вопросам применения нормативной базы, регламентирующей указанные отношения.
Методологической основой исследования в дипломной работе являются такие методы, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование. Наряду с общенаучными методами формально-логическим, структурно-функциональным, конкретно-историческим – в работе используется системный подход, предполагающий анализ объекта как сложного, многогранного явления, состоящего из множества элементов, связи между которыми образуют относительно неизменную структуру и обеспечивают его целостность.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что комплексное исследование правовой регламентации деятельности по организации и проведению азартных игр и пари позволяет выявить и раскрыть существующие проблемы, касающиеся вопросов возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере игорной деятельности.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
3,000 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в дипломной работе можно сделать следующие выводы.
На сегодняшний день важнейшим нормативным актом, регулирующим деятельность по организации и проведению азартных игр в России, является Федеральный закон № 244-ФЗ, принятый в целях упорядочения общественных отношений, складывающихся в данной сфере путем установления обязательных ограничений и требований; выделения специализированных территориальных зон; выдачи необходимых разрешений и лицензий; запрещения, выявления и пресечения действий субъектов – организаторов азартных игр, нарушающих действующее законодательство в сфере игорного бизнеса.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» радикальным образом изменил ситуацию в сфере государственного регулирования игорного бизнеса. В качестве наиболее значимых для игорного бизнеса новаций можно выделить следующие:
1) допускается организация и проведение азартных игр в казино и залах игровых автоматов только в 4 игорных зонах, которые создаются в Алтайском крае, в Приморском крае, в Калининградской области, в Краснодарском крае и Ростовской области (деятельность букмекерских контор и тотализаторов допускается и вне игорных зон);
2) устанавливаются жесткие требования к организаторам азартных игр в отношении минимальной стоимости их чистых активов – эти активы для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов не могут быть менее чем 600 млн. руб.; при этом площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем 800 кв. метров и здесь должно быть установлено не менее 10 игровых столов, для залов игровых автоматов – соответственно не менее чем 100 кв. метров и минимум 50 игровых автоматов;
3) вводится целый ряд ограничений в отношении размещения игорных заведений – они не могут располагаться в объектах жилищного фонда, во временных постройках, в образовательных и медицинских учреждениях, в зданиях вокзалов и т.д., а также на земельных участках, на которых расположены данные объекты.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих установленным требованиям и ограничениям, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года. Те же игорные заведения, которые имели действующие лицензии на день вступления в силу указанного Федерального закона (01.01.2007) и соответствуют установленным критериям, имеют право продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года.
Закрепляя необходимость перемещения организаторов азартных игр в специализированные игорные зоны с полным прекращением такими субъектами к 1 июля 2009 года игорной деятельности на ранее занимаемой ими территории, законодатель в то же время по отношению к организаторам тотализаторов и букмекерских пари устанавливает более демократичные нормы, предоставляя организаторам пари возможность действовать и вне игорных зон. Сохраняя за организаторами пари право действовать вне игорных зон, законодатель не исключает также возможность открытия букмекерских контор и тотализаторов непосредственно в специализированных игорных зонах.
До 1 июля 2009 г. все игорные заведения России должны оказаться в четырех зонах: Калининградской области, Алтайском и Приморском краях, а также на границе Ростовской области и Краснодарского края. При выборе регионов в первую очередь учитывалось желание местных властей, а уж потом географическое расположение, инвестиционные перспективы, близость к границе, наличие аэропортов, туристическая привлекательность.
В настоящее время игорные зоны практически не готовы начать свою работу с 1 июля 2009 г., как это установлено Законом № 244-ФЗ. Вложения, необходимые для благоустройства игорных зон, слишком велики, но главной причиной того что организация деятельности игорного бизнеса в специально отведенных зонах не осуществляется должным образом и не вызывает у предпринимателей, работающих в этой сфере активного интереса, является недоверие к законодателям. Деятели игорного бизнеса опасаются что вложения будут бесполезными в случае изменения законодательства, а от этого никто не застрахован.
Однако, на наш взгляд, выбран правильный вариант управления и контроля со стороны государства за игорным бизнесом. Так как при поддержке и развитии строительства игорных зон решаются три проблемы: 1) укрепление и экономическое развитие депрессивных регионов, в которых определено размещение игорных зон путем сохранения налогов с игорного бизнеса, 2) создание рабочих мест, 3) усиление борьбы правоохранительных органов с нелегальным игорным рынком на всей остальной территории федерации, т.к. в условиях жесткой борьбы и государственного контроля «черным» залам или казино будет трудно выжить, игроки предпочтут игру в официальном, рекламируемом, с гарантией безопасности и выплат игровом заведении.
Принятые на законодательном уровне меры государства имеют цель в дальнейшем направить сборы и общий интерес к такому сверхдоходному бизнесу на развитие более отсталых регионов и на сильное уменьшение доступности игорного бизнеса для широких слоев населения.
Так как закон не содержит определение игр и игорной деятельности, в ходе проведенного исследования мы определили понятие игорной деятельности как деятельности по организации и проведению азартных игр, которая направлена на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Понятие предпринимательская деятельность в области игорного бизнеса дано в Налоговом кодексе РФ - это осуществляемая организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность в целях получения доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари путем использования игровых столов и игровых автоматов, информационных технологий; содержания касс тотализаторов и касс букмекерских контор; проведения лотерей.
При этом указывается, что данная деятельность не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг. Однако, в ходе исследования нормативно-правовых актов и научных работ авторов по указанной теме, мы установили, что организацию азартных игр следует относить к сфере услуг и на нее распространяется действие Закона «О защите прав потребителей».
Предпринимательская деятельность в сфере игорного бизнеса является лицензируемым видом экономической деятельности. Новым законодательством введена дифференциация разрешительных документов на ведение этого вида предпринимательской деятельности: выдача разрешений на деятельность в установленных законодательством игорных зонах, и выдача лицензий на организацию азартных игр вне игорных зон на территории Российской Федерации, например пари, тотализаторов, букмекерских контор.
Субъектами игорной деятельности являются организатор азартных игр и участник игр. Организаторами игорного бизнеса могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие ограничительным требованиям, установленным Законом № 244-ФЗ. Участниками азартных игр не могут быть граждане младше 18 лет. Публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования) не могут выступать организаторами азартных игр.
Законом № 244-ФЗ ужесточены требования к местам размещения объектов игорного бизнеса и определены четыре игорные зоны, в которых возможно будет осуществление игорной деятельности с 1 июля 2009 г. Субъекты РФ исходя из местных особенностей и обычаев могут своими нормативными актами устанавливать дополнительные требования к месту размещения объектов игорного бизнеса.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с положениями НК РФ возложена обязанность уплачивать налог.
Правовое регулирование игорного бизнеса является немаловажным, так как обеспечивает налоговые поступления в региональные бюджеты. Каждый игровой автомат приносит региональному бюджету до 7500 рублей, а каждый игорный стол — до 125000 рублей. В среднем это минимум 500 млн. рублей в год для провинциального региона — немалые деньги. Однако, деятельность Интернет-казино налогом на игорный бизнес не облагается, так как в данном случае отсутствует установленный НК РФ объект налогообложения – игровое место. Необходимо совершенствование правового регулирования налогообложения игорного бизнеса и решать проблемы предстоящего сокращения налоговых поступлений в региональные бюджеты с 1 июля 2009 г.
С 1 июля 2009 г. правоохранительным органам будет необходимо усилить контроль и пресекать попытки организовать нелегальные игорные заведения. Хотя, уже сейчас действует несколько серых схем, которые мы описали в работе, позволяющих нелегально организовывать азартные игры, и соответственно не соблюдая требований законодательства и не уплачивая налогов.
3,000 руб.
1. Нормативно-правовые акты
1.1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
1.2. "Уголовный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // "Свод законов РСФСР", т. 8, с. 497.
1.3. "Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) (ред. от 20.03.2001) // "Свод законов РСФСР", т. 8, с. 401.
1.4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 09.02.2009) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
1.5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 30.12.2008) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
1.6. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.02.2009) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
1.7. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 14.03.2009) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
1.8. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 14.03.2009) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
1.9. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.02.2009) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
1.10. Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. от 06.08.2001) "О налоге на прибыль предприятий и организаций" // "Российская газета", N 53, 05.03.1992.
1.11. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 499.
1.12. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.07.2008) "О защите прав потребителей" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 140.
1.13. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 22.07.2008, с изм. от 14.03.2009) "О пожарной безопасности" (принят ГД ФС РФ 18.11.1994) // "Собрание законодательства РФ", 26.12.1994, N 35, ст. 3649.
1.14. Федеральный закон от 31.07.1998 N 142-ФЗ (ред. от 27.12.2002) "О налоге на игорный бизнес" (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3820.
1.15. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) // "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
1.16. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.11.2007) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.
1.17. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430.
1.18. Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О лотереях" (принят ГД ФС РФ 17.10.2003) // "Собрание законодательства РФ", 17.11.2003, N 46 (ч. 1), ст. 4434.
1.19. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.12.2006) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 7.
1.20. Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (принят ГД ФС РФ 11.06.2008) // "Собрание законодательства РФ", 30.06.2008, N 26, ст. 3021.
1.21. Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" // "Собрание законодательства РФ", 22.07.2002, N 29, ст. 2964.
1.22. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 (ред. от 27.01.2009) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.2004, N 26, ст. 2676.
1.23. Постановление Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 (ред. от 29.12.2008) "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" (вместе с "Правилами подготовки и представления документов для получения разрешений на проведение всероссийских государственных лотерей") // "Собрание законодательства РФ", 12.07.2004, N 28, ст. 2907.
1.24. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 27.01.2009, с изм. от 24.02.2009) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // "Собрание законодательства РФ", 04.10.2004, N 40, ст. 3961.
1.25. Постановление Правительства РФ от 18.06.2007 N 376 "Об утверждении Положения о создании и ликвидации игорных зон" // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2007, N 26, ст. 3181.
1.26. Постановление Правительства РФ от 17.07.2007 N 451 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах" // "Собрание законодательства РФ", 23.07.2007, N 30, ст. 3941.
1.27. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2007 N 1945-р «О создании игорной зоны "Азов-Сити" на территориях Щербиновского района Краснодарского края и Азовского района Ростовской области» // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2007, N 53, ст. 6667.
1.28. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2008 N 13-р «О создании игорной зоны "Янтарная" на территории Калининградской области» // "Собрание законодательства РФ", 21.01.2008, N 3, ст. 212.
1.29. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2008 N 155-р «О создании игровой зоны "Сибирская монета" на территории Алтайского края» // "Собрание законодательства РФ", 18.02.2008, N 7, ст. 631.
1.30. Приказ Госстандарта РФ от 24.01.2000 N 22 (ред. от 22.02.2008) "О принятии Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2000 N 2075) // "Российская газета", N 51, 15.03.2000.
1.31. Приказ Госкомспорта РФ от 10.09.2002 N 282 "О порядке осуществления лицензирования деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" // СПС «КонсультантПлюс»
1.32. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ред. от 01.02.2002) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17). - М.: ИПК Издательства стандартов, 2006. - 896 с.
1.33. Закон г. Москвы от 23.11.2005 N 58 (ред. от 21.12.2006) "О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы" // "Тверская, 13", N 144, 01.12.2005.
1.34. Закон г. Москвы от 21.12.2006 N 66 "О внесении изменения в статью 3 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года N 58 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы" // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 1, 27.12.2006.
1.35. Распоряжение Мэра от 07.02.1997 N 113-РМ (ред. от 20.12.2000) "О создании Комиссии по развитию лотерейной деятельности" (вместе с "Положением о Комиссии по развитию лотерейной деятельности при Правительстве Москвы") // "Вестник Мэрии Москвы", N 10, май 1997.
2. Специальная научная и учебная литература
2.1. Алферова Л. Игорный бизнес не спешит в игорные зоны // "Москвичка". 2008. 22 декабря. С. 4.
2.2. Багно Ю.В. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих из игр и пари. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. - Пермь, 2004. - 184 c.
2.3. Баширова Н.В., Карпович Н.В. Государственно-правовое регулирование игорного бизнеса // Российский юридический журнал. № 12. 2006. С. 17-26.
2.4. Белов В.А. Игра и пари как институты гражданского права // Законодательство. № 10. 1999. С. 5-15.
2.5. Брагинский М.И. Договоры об играх, пари: понятие, виды, правовое регулирование. - М.: Статут, 2004. - 77 c.
2.6. Вислогузов В. "Единая Россия" не даст отсрочки казино // "Коммерсантъ". 2008. 04 июля. № 114 (3931). С. 2.
2.7. Гражданское право: Учебник. В 4 томах. Том 4. Обязательственное право / Под ред. Е.А. Суханова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 802 с.
2.8. Двойнова Т., Деребянин А., Рябушев А., Шаповалов А. Губернаторы чужды азарту. Руководители регионов не спешат реализовывать план по открытию игорных зон // "Независимая газета". 2008. 21 июля. С. 6-7.
2.9. До середины марта в Москве проведут инвентаризацию всех объектов игорного бизнеса // "Недвижимость и право". 2007. 18 января. № 3 (96). С. 3.
2.10. Зонирование игорного бизнеса: мифы и реальность // "Вестник игорного бизнеса". 2008. 04 апреля. № 16 (132). С. 3-5.
2.11. Игорный бизнес переезжает в интернет-кафе: прибыль фантастическая // Московский комсомолец. 2009. 5 марта. № 32 (1496). С. 6.
2.12. Казаков К. Настоящее и будущее "азартного" налога // Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. N 2. С. 12-19.
2.13. Кайтуков В.П., Тедеев А.А. Правовые проблемы налогообложения игорного бизнеса, осуществляемого через интернет-казино // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. 2007. № 6. С. 430-431.
2.14. Калинина А. Играть нельзя запретить. Местные власти пытаются навести порядок в игорном бизнесе // Российская газета. 2007. 25 августа. № 4154. С. 8.
2.15. Карпович Н.В. Историческое развитие норм права в сфере игр и пари // Общество и право. Научно-практический журнал. № 2 (20). 2008. С. 33-35.
2.16. Ковтун Е.В. Игорный бизнес в России: законодательное регулирование. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2005. - 214 c.
2.17. Ковтун Е. Игорный бизнес и власть: возможен ли диалог? // "Вестник игорного бизнеса". 2008. 23 ноября. С. 6-8.
2.18. Ковалев С.М., Ковтун Е.В. Правовое регулирование игорного бизнеса в зарубежных странах. - М.: Аллель-2000, 2006. - 217 c.
2.19. Колесникова И. Об изменениях в правовом регулировании игорного бизнеса // Право и экономика. № 3. 2007. С. 4-6.
2.20. Леготкин В.Д. Понятие "азартная игра" по советскому праву // Советское государство и право. 1990. № 3. С. 23-31.
2.21. Локтев С. Нет задач второстепенных. Дорога в игорную зону // "Алтайская правда". 2008. 30 июля. № 217 (26409). С. 2-3.
2.22. Матин А.В. Гражданско-правовое регулирование игр и пари. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. – М., 2006. - 205 с.
2.23. Минашкин А.В. Особенности государственного регулирования игорного бизнеса за рубежом // Корпоративный юрист. 2008. № 10. С. 6-17.
2.24. Мингазетдинов М.М. Игра: услуга или нет? // Юридический вестник. № 1 (9). 2002. С. 20-21.
2.25. Миронов И.В. Проблемы алеаторных правоотношений в российском праве. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1998. - 163 c.
2.26. Недосчитанные миллиарды // Коммерсантъ. Приложение Настоящая игра. 2007. 26 декабря. № 8 (8). С. 14-18.
2.27. Неруш М.Ю. Игры и пари (гражданско-правовой и криминалистический аспекты). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. - М., 2003. - 169 c.
2.28. Оганезов Н.Р. Правовое регулирование игорного бизнеса. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 315 c.
2.29. Романова И.Н. Особенности правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и пари: историко-правовой анализ и новый правовой режим. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. - М., 2008. - 198 c.
2.30. Панов С.Л. Социально-правовые аспекты функционирования залов игровых автоматов // Право и политика. № 10. 2006. С. 130-137.
2.31. Певцова И. Стоп игра. Новый закон зажмет «азартный бизнес» // Расклад. 2006. 2-8 марта. № 08 (116). С. 7.
2.32. Пелепец М., Стародымов А. Азартные игры в Интернете: бесполезные запреты // "Право и общество". 2009. 17 марта. № 14 (128). С. 6-8.
2.33. Результаты комплексного исследования, проводимого на территории Ростовской области, с целью объективной оценки создания игорной зоны. Отчет BDO Unicon Consulting от 14 ноября 2007 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа / http://www.port-katon.ru.
2.34. Савченко С. Отсрочка для игрополиса // "Ведомости". 2008. 13 октября. С. 5.
2.35. РСПП попросил А.Кудрина изменить закон "Об игорном бизнесе" // "Предпринимательское право". 2008. 10 марта. № 3 (265). С. 8.
2.36. Тюрина И.Н. Законодательное регулирование игорного бизнеса в России: история и современность // Актуальные проблемы экономики, права и образования. Сборник научных статей. (Часть II) / Под ред. И.А. Тихоновой. - Рязань: Рязанский филиал Московского института экономики, менеджмента и права, 2006. С. 42-48.
2.37. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. По изданию 1907 г. - М.: Спарк, 1995. - 556 c.
2.38. Эрделевский А.М. Игры и пари // Российская юстиция. № 8. 1999. С. 13-14.
2.39. Эрделевский А.М. Новое в законодательстве об играх и пари // Законодательство. № 8. 2007. С. 8-11.
3. Материалы судебной практики
3.1. Решение Верховного Суда РФ от 27.02.2002 N ГКПИ2002-83 "Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным Приказа Госстандарта РФ от 24.01.2000 N 22 "О принятии Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу" // СПС «КонсультантПлюс»
3.2. Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2006 N 47-Г06-299 // СПС «КонсультантПлюс»
3.3. Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2007 N 6-Г07-3 «Об оставлении без изменения решения Рязанского областного суда от 09.02.2007, которым были оставлены без удовлетворения заявления о признании недействующим Закона Рязанской области "О размещении игорных заведений на территории Рязанской области" от 02.02.2006 N 1-ОЗ (с последующими изменениями) и о признании не действующими со дня принятия положений статьи 2 данного Закона» // СПС «КонсультантПлюс»
3.4. Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2007 N 85-Г07-2 «Об оставлении без изменения решения Калужского областного суда от 27.03.2007, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействительным Закона Калужской области "О регулировании правоотношений по порядку размещения объектов игорного бизнеса на территории Калужской области" от 29.12.2005 N 160-ОЗ» // СПС «КонсультантПлюс»
3.5. Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2007 N 11-Г06-21 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Татарстан от 01.09.2006, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании противоречащим федеральному закону и недействующим Закона Республики Татарстан "О размещении игорных заведений на территории Республики Татарстан" от 05.04.2006 N 25-ЗРТ» // СПС «КонсультантПлюс»
3.6. Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2008 N 47-Г08-31 «Об отмене решения Оренбургского областного суда от 24.07.2008 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 2 в части запрета размещения объектов игорного бизнеса в пристройках к жилым домам "Порядка определения территории для размещения объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области", утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 15.05.2006 N 163-п, с последующими изменениями» // СПС «КонсультантПлюс»
3.7. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2006 N 15563/05 по делу N А40-2226/05-143-11 // "Вестник ВАС РФ", 2006, N 7.
3.8. Постановление ФАС Поволжского округа от 07.06.2005 N А57-17277/04-28 // СПС «КонсультантПлюс»
3,000 руб.