Творчество О. Уайльда стало известно русскому читателю в период господства в литературе символизма. В глазах русских символистов личность О. Уайльда предстала как мифический образ художника-бунтаря, трагического героя, павшего жертвой пошлости. Его называли «клоуном страдания», «скоморохом с разбитой душой». Сам Уайльд в начале своей карьеры понимал, что слава подлинная соседствует со славой шутовской, что он обречен на пародирование и осмеяние. О себе он нередко говорил как о проклятом поэте.
Западноевропейская культура жила в преддверии войны, революций. Души и умы прогрессивного человечества были пленены теориями Шопенгауэра и Ницше. При этом духовная интеллигенция существовала в своеобразной изоляции, «башне из слоновой кости». Новый гедонизм, новое эпикурейство, осознанный отказ от серьезного восприятия мира, игра понятиями и словами, свойственная европейской культуре и литературе кон. XIX–нач. XX вв., явились следствием противостояния и борьбы с традиционными, закоснелыми понятиями морали, достоинства, художественного творчества. Игра становится единственной значимой вещью в мире.
Предметом рассмотрения в данной работе стал роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», представляющий собой квинтэссенцию эстетизма.
Цель работы – рассмотреть, какие положения эстетической концепции О. Уайльда находят отражение в его романе «Портрет Дориана Грея».
Задачи:
- Конкретизировать эстетические взгляды О. Уайльда, используя его эпистолярное и художественное наследие;
- Проанализировать роман «Портрет Дориана Грея» с точки зрения реализации эстетической концепции писателя;
- Рассмотреть творчество Уайльда в контексте философско-эстетических исканий конца XIX века, подготовивших модерн, выявить "импульсы" нового стиля в эстетике и поэтике писателя;
- Выявить соотношение эстетического и этического в романе О. Уайльда;
- Выяснить принципы использования литературно-художественного парадокса в романе;
- Проследить реализацию эстетической концепции писателя через образы романа;
Уайльда
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 Литература Великобритании кон. XIX – нач. XX вв. Основные тенденции и направления 5
1.2 Творчество О. Уайльда в контексте эпохи 11
ГЛАВА 2 17
2.1 Эстетические взгляды О. Уайльда 17
2.2 Воплощение эстетической концепции писателя в романе «Портрет Дориана Грея» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 46
3,000 руб.
1. Аникст А. А. История английской литературы / А. А. Аникст. – М.: Учпедгиз, 1956. – 344 с.
2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. – М.: «Высшая школа», «Академия», 2000. – 556 с.
3. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М.: «Высшая школа», 1988. – 528 с.
4. Габитова Р.М.Философия немецкого романтизма / Р. М. Габитова. – М.: Наука, 1967. – 256 с.
5. Губарева, М. С. Темы и образы декаданса: Й.-К. Гюисманс, О. Уайльд, А. Жид: опыт сопоставительного анализа: автореф. дис. …канд. филолог. наук: 10. 01. 03 / М. С. Губарева; Моск. гос. ун-т имени М. В. Ломоносова. – М., 2005. – 32 с.
6. История английской литературы. Т. 2. М.: Изд. АН СССР, 1955. Вып. 2. С. 395.
7. Ковалева, О. В. О. Уайльд и стиль модерн / О. В. Ковалева. – М.: ЭКСМО, 2002. – 168 с.
8. Ланглад Ж. О. Уайльд, или Правда масок. – М.: Молодая гвардия, Полимпсест, 1999. – 326 с.
9. Легг О. О. Театральность как тип художественного мировосприятия в английской литературе XIX-XX вв. (на примере романов У. Теккерея «Ярмарка Тщеславия», О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», С. Моэма «Театр») автореф. дис. …канд. филолог. наук: 10. 01. 03 / О. О. Легг; Российск. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Спб., 2004. – 21 с.
10. Литература Великобритании: учебно-методическое пособие / ред. Ю. Г. Мандрик. – Витебск: ВГУ, 2005. – 116 с.
11. Литературная энциклопедия. [Электрон. ресурс]. –Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/32/1003236/1003236a1.htm
12. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности. – М.: Гуманитар. изд. Центр «Владос», 1999. – 357 с.
13. Резяпова, Г. Т. Мотив игры в творчестве О. Уайльда: роман «Портрет Дориана Грея» автореф. дис. …канд. филолог. наук: 10. 01. 03 / Т. Г. Резяпова; Башкирский пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 22 с.
14. Резяпова, Г. Т. Мотив маски в театре О. Уайльда: материалы конференции памяти А. В. Карельского «XIX век как культурная эпоха». – М.: Изд-во МПУ «Сигнал», 1999. – 104 с.
15. Творчество писателя и литературный процесс: язык, литература, поэтика: межвузовск. сборник научных трудов / Иван. гос. ун-т; ред. В. П. Раков. – Иваново: ИвГУ, 1995. – 159 с.
16. Трыков, В. П. Зарубежная литература кон. XIX – нач. XX вв. / В. П. Трыков. – М.: Флинта, Наука, 2001. – 188 с.
17. Тумбина, О. В. Контраст и парадокс в повествовательной прозе О. Уайльда (к характеристике творческого метода писателя): автореф. дис. …канд. филолог. наук: 10. 01. 03 / О. В. Тумбина; Российск. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Спб., 2004. – 20 с.
18. Уайльд, О. Портрет Дориана Грея / Уайльд О. – М.: Правда, 1987. – 480 с.
19. Филологический сборник: к 75-летию проф. И. А. Дубашинского / Даугавпилс. пед. ун-т, каф. русск. лит и культ. – Даугавпилс, 1994. – 125 с.
20. Эллман, Р. Оскар Уайльд: Биография. – М.: Изд-во Независимая газета, 2000. – 688 с.
3,000 руб.