Вряд ли кто может оспорить, да это подтверждает вся история человече-ства, что главным источником жизнеобеспеченности и процветания любого го-сударства является земля. Без нее нет государства. Земля в границах государст-ва - это территория страны, как основа суверенитета, местообитания населения, природный ресурс, главный объект правовых и экономических отношений. Бы-тует ошибочное мнение, что земля это только территория государства. Далеко это не так. Земля действительно территория, но вместе со всеми другими при-родными ресурсами и имуществом, которые находятся под ней и над ней, включая агроклиматические условия и их биопотенциал.
Поэтому указанные функции земли всегда находились и будут находить-ся в сфере приоритетных государственных и общественных интересов. И в этом трудно переоценить значение нового Земельного кодекса от 25.10.2001 N 136-ФЗ , который вобрал в себя всё новое как из собственной российской, так и ми-ровой практики земельных преобразований и заменил во многом устаревшие нормативные правовые земельные акты 90-х годов и призван обеспечить рав-ноправную защиту как частно-правовых интересов собственников земли, так и интересов государства и общества. Являясь прежде всего природным ресурсом и территорией, а затем в процессе человеческой деятельности и недвижимым имуществом, она вне всяких сомнений должна быть вовлечена в активный зе-мельный оборот и строжайшим образом регулируемый и контролируемый го-сударством земельный рынок. Это также подтверждается многовековым опы-том многих стран с высокоразвитой рыночной экономикой, где земельный фак-тор является главной бюджетной составляющей государства.
В федеративном государстве особое значение имеет вопрос о субъектах публичной собственности на землю и основаниях возникновения их прав. В Российской Федерации после распада союзного государства определенное вре-мя стояла проблема поиска правовых решений о принадлежности земли, нахо-дящейся в пределах государства. В итоге доминирующей стала разделительная тенденция в распределении прав и обязанностей каждого уровня публичной власти, закрепленная в виде разграничения государственной собственности на землю. В то же время вопросы определения четких принципов или критериев, а также порядка разграничения государственной собственности на землю оста-ются открытыми.
Российская Федерация в отношениях по возникновению собственности является субъектом с особым статусом. При этом особенности правосубъектно-сти Российской Федерации основаны на разделении статуса суверена, полити-ческой власти и статуса равноправного участника гражданско-правовых отно-шений. В отношениях, в которых Российская Федерация выступает как равно-правный субъект права, она не теряет особенностей своего статуса в связи с на-личием специальной правоспособности.
В настоящей работе рассмотрено содержание, сущность и значение права государственной собственности на землю, сделан обзор правого регулирования в законодательстве России правового режима земель, находящихся в феде-ральной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации. Исследованы изменения законодательства о государственной собственности на землю в ходе проведения земельной рефор-мы в Российской Федерации. Дано понятие и отражены основные вопросы раз-граничения государственной собственности на землю.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Земельная реформа в 1990-2007 гг. в Российской Федерации 5
Глава 2. Правовое регулирование государственной собственности на 11
землю в законодательстве Российской Федерации 11
2.1 Федеральная собственность Российской Федерации на землю 11
2.2 Собственность субъектов Российской Федерации на землю 16
2.3 Общая характеристика оснований возникновения и прекращения права государственной собственности на землю. 19
Глава 3. Разграничение государственной собственности на землю: понятие и порядок. 24
Заключение 29
Список используемой литературы 33
1,200 руб.
До недавнего времени государственная собственность рассматривалась как единственно возможная форма собственности на землю. В соответствии с этим постулатом формировалась теория земельного права и законодательство. Общепризнанным считалось, что государственная собственность на землю яв-ляется единой и неделимой. Теперь, когда появилась частная собственность на землю, а государственная земельная собственность разграничилась на феде-ральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и му-ниципальную собственность соответствующее законодательство и его теорети-ческая база оказались несостоятельными.
Изменение государственного устройства нашей страны и проводимые в последние годы экономические реформы потребовали коренным образом пере-смотреть сложившиеся за многие десятилетия подходы в решении проблем, связанных с собственностью на землю.
В федеральных законах при регулировании вопросов, связанных с феде-ральной собственностью на землю, допускаются повторы, используются несо-гласованные между собой понятия и имеются другие неточности. Вместе с тем в них достаточно ясно обозначена принадлежность определенной земли к фе-деральной собственности.
Если установление собственности Российской Федерации на землю феде-ральными законами или при разграничении государственной собственности ос-новано на административном или ином властном подчинение одной стороны другой, то приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, часто решается уже в совершенно иной пра-вовой сфере. Под приобретением земельных участков в федеральную собствен-ность по основаниям, установленным гражданским законодательством, следует понимать возникновение права собственности Российской Федерации на землю в силу какой-нибудь сделки или в результате утраты права собственности дру-гим лицом в порядке, установленном законом.
Практика применения нового упрощенного порядка разграничения госу-дарственной собственности на землю с 1 июля 2006 г. показывает, что процесс обновления законодательства о порядке разграничения государственной собст-венности не завершен. Требуется дополнительное внимание законодателя к ре-шению правовых проблем в этой сфере, в частности к вопросу законодательно-го закрепления юридических фактов – оснований для возникновения прав пуб-личных собственников.
Исключение элементов фактического состава, традиционно необходимых при возникновении прав на недвижимое имущество, таких как документальное закрепление факта приобретения земельного участка в публичную собствен-ность, факта государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, привело к возникнове-нию проблем применения законодательства в этой области и формированию противоречивой практики оформления прав публичных образований.
Следует отметить, что в действующей системе оснований возникновения права собственности государства заметно определенное влияние правовых тра-диций советского периода. С качественным изменением экономической систе-мы российского государства в условиях становления и развития частной собст-венности на землю назрела необходимость дополнительного изучения вопросов правового регулирования оснований и порядка принудительного отчуждения земельных участков в собственность государства.
В целях реализации принципа обязательности государственной регистра-ции прав на земельные участки при нормативном правовом закреплении юри-дических фактов - оснований возникновения прав на земельные участки пуб-личных образований необходимо придерживаться общего правила, установлен-ного гражданским законодательством, о том, что права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации.
Необходимо восстановить законодательные положения о моменте воз-никновения прав на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю и включить в ст.3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ дополнительный абзац следующего содержания: «Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при разграничении государственной собственности на землю воз-никает с момента государственной регистрации права собственности на зе-мельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Особенности отношений по возникновению права собственности Россий-ской Федерации на земельные участки, которые заключаются в следующем:
- основания возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки подразделяются на общие и специальные;
- в отношениях по возникновению права собственности Российская Фе-дерация может выступать как суверен и политическая власть либо как равно-правный субъект права;
- особенностью специальных оснований возникновения прав являются наличие акта Российской Федерации (нормативного и ненормативного) как су-верена и политической власти и то, что в одном лице совмещаются субъект, ус-танавливающий на основании закона порядок возникновения права, субъект, принимающий решение о передаче (изъятии) земельного участка, и субъект, принимающий земельный участок;
- право собственности Российской Федерации в отличие от иных субъек-тов прав возникает на все виды земельных участков: 1) изъятые из оборота; 2) ограниченные в обороте; 3) в отношении которых нет ограничений в обороте.
Экономика России, пройдя огромные испытания за последнее десятиле-тие, сегодня набирает темпы. Поэтому очень важно в начале третьего тысячеле-тия выработать стратегию и тактику создания современной системы землеполь-зования и на ее основе нового земельного строя российского государства.
Перед страной в очередной раз встали проблемы земельного устройства на основе решения традиционного и также судьбоносного для России земель-ного вопроса.
Страна сегодня стоит на пороге вхождения в мировую экономическую систему. И если ранее вопросы землепользования и землевладения во многих странах решались только на основе их собственных социально-экономических, исторических, этнокультурных, природных и других особенностей, то в по-следний период наблюдается некоторая общая направленность, связанная с усилением рыночных факторов, международной взаимозависимостью, возрос-шими экологическими требованиями, национально-государственной и террито-риальной политикой и в целом усиления роли государства в решении земель-ных проблем.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-ем 12.12.1993).
2. Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) (ред. от 24.12.1993) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 30.05.1991, N 22, ст. 768.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // "Со-брание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ // "Собра-ние законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ // "Собра-ние законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2381.
7. Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 (ред. от 21.03.2002) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, N 26, ст. 324.
8. Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 (ред. от 28.04.1993) «О земельной реформе» // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, N 26, ст. 327.
9. Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 18.10.2007) "О закрытом адми-нистративно-территориальном образовании" // "Российская газета", N 190, 26.08.1992.
10. Закон РФ от 15.04.1993 N 4802-1 (ред. от 26.06.2007) "О статусе столицы Российской Федерации" // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 13.05.1993, N 19, ст. 683.
11. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О госу-дарственном материальном резерве" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 3.
12. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 10.05.2007) "Об особо охраняемых природных территориях" // "Собрание законодательства РФ", 20.03.1995, N 12, ст. 1024.
13. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "Об обороне" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.1996, N 23, ст. 2750.
14. Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "О госу-дарственной охране" // "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2594.
15. Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 30.10.2007) "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федера-ции" // "Собрание законодательства РФ", 10.02.1997, N 6, ст. 711.
16. Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О гид-рометеорологической службе" // "Собрание законодательства РФ", 27.07.1998, N 30, ст. 3609.
17. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об об-щих принципах организации законодательных (представительных) и ис-полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
18. Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О госу-дарственном земельном кадастре" // "Собрание законодательства РФ", 10.01.2000, N 2, ст. 149.
19. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О земле-устройстве" // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, N 26, ст. 2582.
20. Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ (ред. от 03.06.2006) "О раз-граничении государственной собственности на землю" // "Собрание зако-нодательства РФ", 23.07.2001, N 30, ст. 3060.
21. Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О введе-нии в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4148.
22. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О прива-тизации государственного и муниципального имущества" // "Собрание законодательства РФ", 28.01.2002, N 4, ст. 251.
23. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. От 05.02.2007) "Об обо-роте земель сельскохозяйственного назначения" // Собрание законода-тельства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3018.
24. Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "Об осо-бенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" // "Собрание законодательства РФ", 03.03.2003, N 9, ст. 805.
25. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О пере-воде земель или земельных участков из одной категории в другую" // "Собрание законодательства РФ", 27.12.2004, N 52 (часть 1), ст. 5276.
26. Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О введе-нии в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 17.
27. Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Зе-мельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный за-кон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений за-конодательных актов Российской Федерации" // "Собрание законодатель-ства РФ", 24.04.2006, N 17 (1 ч.), ст. 1782
28. Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в не-которые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" // "Собрание законодательства РФ", 03.07.2006, N 27, ст. 2881.
29. Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного за-конодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.12.1993, N 52, ст. 5085.
30. Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федера-ции на 1999 - 2002 годы" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.1999, N 27, ст. 3379.
31. Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2000. Т.1.
1,200 руб.