Формирование парламента — один из серьезнейших вопросов государственного устройства. Парламент одновременно является высшим законодательным и представительным органом, и его роль в осуществлении государственной власти трудно переоценить.
Согласно принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, который воспринят правом подавляющего большинства современных государств, парламент осуществляет законодательную власть. Парламент является высшим законодательным органом государства и фактически сосредоточивает всю законодательную власть, в отличие от разветвленной и многоуровневой системы исполнительной власти. Конечно, существует непосредственное законотворчество, осуществляемое гражданами на референдуме или делегированное законотворчество, осуществляемое другими государственными органами (например, главой государства). Однако в большинстве современных государств, как правило, основная масса законов принимается парламентом (а в федеративных государствах и законодательными органами субъектов федерации).
В то же время, парламент является высшим представительным органом и рассматривается в науке конституционного права, как выразитель интересов и воли граждан соответствующего государства. Выдающийся французский ученый Леон Дюги отмечал, что “парламент есть представительный мандат нации”.
В статье 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание названо представительным и законодательным органом, как и в конституционном законодательстве многих других государств. Согласно ч. 1. ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат— Совета Федерации и Государственной Думы. Хотя официально Совет Федерации не назван верхней палатой, а Государственная Дума — нижней, фактически дело обстоит именно так.
Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является, прежде всего, одной из характеристик и необходимым элементом правового статуса Совета Федерации. Анализ порядка формирования государственного органа является важной составляющей характеристики его правового положения. Ответ на вопрос о том, кто учреждает, образует, формирует личный состав государственного органа, способствует выявлению его правового статуса.
Совет Федерации – палата Федерального Собрания, государственный орган, имеющий двуединую природу: это орган посредством которого субъекты Российской Федерации принимают участие в делах Федерации; это часть, внутриструктурное подразделение общероссийского парламента, осуществляющего установленные конституцией функции.
Предметом настоящей курсовой работы являются отношения, связанные с порядком формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Проблематика настоящей работы представляется актуальной как с точки зрения анализа нормативных и политико-правовых особенностей функционирования действующего механизма формирования Совета Федерации, так и поиска путей его совершенствования с тем, чтобы он в наибольшей степени соответствовал бы конституционно-правовому статусу (палаты регионов) и наилучшим образом способствовал бы реализации его конституционных задач и полномочий.
Цель настоящей курсовой работы заключается в том, чтобы на основе изучения и анализа конституционных норм, положений законодательства Российской Федерации, правоприменительной практики Конституционного Суда РФ, а так же научной литературы, включая исследования зарубежного опыта по формированию верхних палат парламентов, провести комплексное исследование порядка формирования Совета Федерации, а также выработать практические рекомендации по совершенствованию формирования палаты.
Исходя из указанной цели, основными задачами диссертации являются:
- исследование эволюции двухпалатности высших представительных и законодательных органов и порядка их формирования в России;
- определение функциональной роли Совета Федерации Российской Федерации в установленных Конституцией Российской Федерации сферах его деятельности;
- исследование и уяснение понятия «порядок формирования» применяемого к Совету Федерации Российской Федерации;
- выявление видов и особенностей способов формирования верхних палат парламентов зарубежных стран;
- исследование и анализ эволюции порядка формирования Совета Федерации Российской Федерации;
- изучение порядка формирования Совета Федерации Российской Федерации и анализ полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере формирования палаты;
- раскрытие и анализ основных проблем и пробелов правового регулирования порядка формирования Совета Федерации Российской Федерации;
- разработка и теоретическое обоснование демократизации порядка формирования Совета Федерации Российской Федерации.
Структура работы состоит из двух глав. В первой главе выявляются и исследуются причины создания и особенности формирования верхней палаты представительства субъектов федерации в системе высшего представительного органа государственной власти, основные этапы становления и развития законодательства о порядке ее формирования. Во второй – сосредотачивают внимание на проблемах реализации действующего порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и предлагают пути его дальнейшего совершенствования.
В работе проанализирован мировой опыт формирования верхних палат в парламентах, построенных по бикамеральному принципу, проведена надлежащая классификация способов формирования верхних палат подобных парламентов, что позволяет провести полноценный сравнительно-правовой анализ международного и российского опыта.
В работе проанализированы также те варианты формирования Совета Федерации, которые имели место после принятия Конституции РФ 1993 года, обозначены их достоинства и недостатки, особое внимание уделено тому порядку формирования Совета Федерации, который предусмотрен действующим в настоящее время Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ, и комплексу проблем, связанных с его реализацией и перспективами дальнейшей трансформации.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовая природа Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 7
1.1 Способы формирования верхних палат парламента: мировой опыт 7
1.2 Этапы становления и развития законодательства о порядке формирования палаты представительства субъектов Федерации в системе высшего органа государственной власти 12
Глава 2. Характеристика действующего порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 18
2.1 Действующий порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 18
2.2 Проблемы реализации действующего порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и пути его совершенствования 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30
1,200 руб.
В настоящее время Совет Федерации находится на стадии становления. Безусловно, основы палаты уже заложены, и на современном этапе остро стоит проблема повышения эффективности осуществления государственных полномочий. Эффективность во многом зависит от того, как палата формируется, какой способ для этого избран, как он закреплен в законе, в какой степени он соответствует объективным обстоятельствам социально-политического развития страны, потребностям общества и идее демократического участия граждан в управлении государством.
Порядок формирования Совета Федерации имеет очень важное значение не только сам по себе, но и еще в ряде аспектов: связь порядка формирования с представительной природой парламента; с назначением парламента; с принципом разделения властей; самостоятельность члена Совета Федерации: свободным или императивным мандатом обладает член Совета Федерации; влияние порядка формирования на образ работы палаты.
Опыт, полученный при использовании различных способов формирования Совета Федерации, нуждается в пристальном и детальном научном изучении. Практическая ситуация и имеющиеся научные подходы нуждаются в обобщении и оценке, результатом которых могут быть выводы и предложения по совершенствованию порядка формирования, что поможет найти наиболее оптимальный и эффективный вариант порядка формирования «палаты регионов» в нашей стране.
Порядок формирования Совета Федерации представляет собой совокупность определенных приемов и действий управомоченных субъектов по формированию персонального состава Совета Федерации, совершаемых ими в рамках установленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правил и процедур. Заложенный в Конституции Российской Федерации принцип формирования Совета Федерации содержит некую неясность и неопределенность в его реализации, предопределивший споры о природе представительства, месте, предназначении и роли Совета Федерации.
Рассматривая Совет Федерации стоит отметить, что порядок формирования Совета Федерации, за всё время существования палаты парламента России, кардинально менялся трижды и эти изменения являются отражением эволюции российского федерализма. Сегодня можно сказать, что порядок формирования Совета Федерации является смешанным, сочетающим использование двух процедур – непрямых выборов в отношении представителей от законодательных (представительных) органов власти и назначения – от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон, регулирующий порядок формирования Совета Федерации, отличается неурегулированностью многих процедурных вопросов формирования Совета Федерации на федеральном уровне, что привело к росту нормативной базы субъектов РФ по данному вопросу, не всегда соответствующей федеральному. Порядок формирования Совета Федерации должен быть единым и предусматривать одинаковые процедурные правила избрания (назначения) членов Совета Федерации для всех субъектов Российской Федерации. Упорядочить и обеспечить единство процедуры избрания (назначения) членов Совета Федерации возможно путем совершенствования действующего законодательства, регулирующего порядок формирования Совета Федерации, внесения в него соответствующих изменений и дополнений.
1,200 руб.
1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик" (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // "Известия ЦИК СССР и ВЦИК", N 283, 06.12.1936.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
3. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 12.04.2007) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.1999, N 28, ст. 3466.
4. Федеральный закон от 05.12.1995 N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, N 50, ст. 4869.
5. Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 21.07.2007) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3336.
6. Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.09.1993, N 39, ст. 3597.
7. Указ Президента РФ от 11.10.1993 N 1626 (ред. от 10.01.2003) "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 18.10.1993, N 42, ст. 3994.
8. Указ Президента РФ от 06.11.1993 N 1846 "Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 08.11.1993, N 45, ст. 4333.
9. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 30.01.2008) "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.02.2002, N 7, ст. 635.
10. Постановление ГД ФС РФ от 12.02.1997 N 1097-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.02.1997, N 8, ст. 923.
11. Постановление Московской городской Думы от 20.06.2001 N 88 (ред. от 02.07.2003) "О представителях законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // "Ведомости Московской городской Думы", N 7 (ст. 116), 06.08.2001.
12. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 06.06.2001 N 457 "О порядке избрания (рассмотрения вопроса о назначении) и досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Администрации Санкт-Петербурга" // "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 9, 26.09.2001.
13. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Проспект, 2007. – 624 с.
14. Вихарев А. А. Вопросы конституционной теории и практики // Аналитический вестник № 23 (179), 2005.
15. Гуреева Н.П., Прокопов В.И. Парламент Японии // Парламеты мира. Сборник. – М.: Интерпракс, 1991. С. 531-578.
16. Дмитриева Ю.А., Николаева А.М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива // Северо-кавказский юридический вестник, Ростов-на-Дону, 2004, № 1. С. 169-170.
17. Конституция Австрийской Республики // Конституции государств Европейского Союза. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – С. 11-108.
18. Конституция Итальянской Республики // Конституции государств Европейского Союза. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – С. 415-450.
19. Конституция Республики Беларусь // Новые конституции стран СНГ и Балтики. Сборник документов. Вып. 2. – М.: Манускрипт, 1997. – С. 134-174.
20. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – С. 665-686.
21. Конституционное право. Общая теория государства: Перевод с французского / Дюги Л., проф. Берлин. ун-та; Пер.: В. Краснокутский, Б. Сыромятников, А. Ященко, прив.-доц. Моск. ун-та; Предисл.: Л. Дюги, П. Крылова И.С. Парламент Великобритании // Парламеты мира. Сборник. – М.: Интерпракс, 1991. С. 63-122.
22. Новгородцев, проф. – М.: Изд. Т-ва И.Д. Сытина, 1908. – 1000 с. - репринтная копия
23. Конюхова И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права, 2004, N 1.
24. Ленин В.И. Государство и эволюция //Полн. собр. соч., Т. 33. – М., 1978. С. 45-48.
25. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 2002. - 592 c.
26. Мишин А.А. Парламент Канады // Парламеты мира. Сборник. – М.: Интерпракс, 1991. С. 203-246.
27. Новые конституции стран СНГ и Балтики. Сборник документов. Вып. 2. – М.: Манускрипт, 1997. – 548 с.
28. Органы Советского общенародного государства / Редкол.: Лазарев Б.М., Топорнин Б.Н. (Отв. ред.), Шафир М.А. - М.: Наука, 1979. - 344 c.
29. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М.: Изд. «Юридическая литература», 1993. – 256
30. Савицкий П.И. Развитие Конституции Бельгии 1831 г. // Государство и право. - М.: Наука, 1996, № 10. - С. 108-115.
31. Садовникова Г.Д. Некоторые направления развития институтов российского парламентаризма // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции / Под ред. С.А. Авакьяна. - М., 2003. С. 78 - 79.
1,200 руб.