Актуальность выбранной темы заключается в том, что от человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. Например, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде. Совершенно иного ролевого поведения ждут, например, от поп-звезды. Овладеть социальными ролями, которых у человека множество, бывает непросто. Иногда человек может вести себя в некотором несоответствии со своей статусной ролью. Представим себе пожилого академика, который, выступая на научной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Современное общество не навязывает таких жестких ограничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Однако несовпадение ожидаемого в соответствии со статусом поведения и реальных поступков личности вызывает непонимание со стороны окружающих, а нередко и осуждение, но каждый человек «играет» свою роль исходя из сложившихся требования общества по отношению к нему и собственных целей и способностей личности.
Целью данной работы является изучение социальных ролей личности.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.
750 руб.
Введение 3
1. Определение и сущность социальной роли 4
2. Социальная роль как динамический аспект статуса 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
750 руб.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуют с помощью понятий «социальный статус личности» и «социальная роль». Главную роль в процессе социализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играют семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.
Социальная роль связанна с определенной позицией индивида в социальной системе (социальным статусом), т. е. с совокупностью прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статуснно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор. Индивид, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли – продавец, кассир и т.п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных).
В настоящее время выделяются гендерные роли – один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. В современных условиях в разных странах мира эмансипированные женщины изменяют не только свой набор норма, но и качественно влияют на поведенческие нормы особей мужского пола.
750 руб.
1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.
2. Иванов Д. В., Иванова Д. В. Социология. – М.: ЮРАЙТ, 2005. – 326 с.
3. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология. – СПб.: Питер, 2005. – 432 с.
4. Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 432 с.
5. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. – М.: Форум, 2007. – 336 с.
6. Фролов С. С. Социология. – М.: Гардарики, 2004. – 344 с.
7. Платонов Ю. П. Социальные статуты и социальные роли http://www.elitarium.ru/2007/03/23/socialnye_statusy_i_socialnye_roli.html
750 руб.