Сегодня информационная экономика, создание и использование новых информационных технологий во всех областях жизнедеятельности общества должны рассматриваться как важнейшие направления деловой активности. Реальный экономический рост может быть обеспечен, прежде всего, путем привлечения инвестиций частного сектора, создания сбалансированной конкурентной среды и развития информационной инфраструктуры российского рынка информационных технических технологий (ИТТ).
Государственным структурам на федеральном и региональном уровне целесообразно сконцентрировать усилия на разработке и реализации мер стимулирования и поддержки отечественного предпринимательства в информационной сфере, в первую очередь, компаний, создающих высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, а также предприятий, реализующих инновации и оказывающих новые информационные услуги населению.
Темпы формирования информационного общества в России непосредственно зависят от создания необходимых предпосылок вовлечения активной части населения в использование новых ИТТ. Учащиеся и социально незащищенные слои населения и инвалиды должны получить возможность работы в сети в минимальном гарантированном объёме по приемлемым ценам, независимо от социального положения, географической отдаленности, возраста и т. п. Это задача большой социальной значимости.
В качестве основной причины, препятствующей сегодня использованию ИТТ и компьютерных сетей, можно назвать значительные, по отношению к доходам большей части россиян, расходы на приобретение оборудования и оплату доступа к сети.
Для России в силу ряда геополитических особенностей повсеместное внедрение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), проведение эффективной информационной политики и формирование информационного общества имеет особо важное значение. Разработка научно обоснованной и практически действенной общенациональной информационной политики - задача, которая имеет непосредственное отношение к обеспечению интересов национальной безопасности нашей страны. Несмотря на наличие концептуальной базы информационной политики, основными проблемами информатизации России являются пока еще недостаточно развитая информационная инфраструктура, отставание политики в сфере информации от практического внедрения новых технологий, в том числе в области внешней политики и национальной безопасности. В настоящей работе рассматриваются показатели современного развития информационного общества в России, анализируются основные документы в области информатизации, а также пути повышения эффективности проводимой информационной политики.
750 руб.
При рассмотрении роли государства в развитии информационного общества необходимо иметь в виду, что это относительно новая для государства сфера деятельности. В отличие от традиционных областей его ответственности, в которых уже исторически сложились определенные формы и принципы взаимоотношений государственных структур с обществом, предпринимателями и гражданами, место и роль государства в развитии информатизации является сегодня объектом частого общественного диалога.
В этой связи можно напомнить споры о праве доступа к государственным информационным системам и ресурсам, о защите персональной тайны или же обострившиеся в последнее время дискуссии о государственном регулировании развития российского сегмента Интернета.
Самыми различными правительственными и межправительственными, общественными и коммерческими организациями разрабатывается много программ, отчетов, «белых» книг, посвященных проблемам информационного общества. Общим местом абсолютного большинства этих документов является признание особой ответственности государства за развитие информационной или информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которая интегрирует в себе ряд отраслей информационной экономики, таких, как индустрия информационных услуг, создание и эксплуатация информационных систем и сетей, телекоммуникации, СМИ и др. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура сегодня превратилась в ключевой фактор конкурентоспособности страны, от ее потенциала зависит место страны в мировом сообществе.
В России, которая также испытывает на себе глобальные тенденции новой «цифровой» экономики, процессы формирования и перехода к информационному обществу совпали по времени с другим кардинальным социально-экономическим переходным процессом – формированием рыночных отношений в экономике.
Итоги развития информатизации в России за последние годы можно укрупнено свести к следующим:
- сформировался рынок информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), который стал частью мирового рынка;
- создана законодательная основа информационных отношений как на федеральном, так и региональном уровнях;
- государство отошло от непосредственного управления хозяйственной деятельностью в сфере информатизации, за исключением государственного сектора.
Представляется, что информационное общество - не просто общество, где много компьютеров, позволяющих с той же эффективностью выполнять обществу свои функции, а общество, которое использует технику для большей эффективности и повышения качества своей деятельности.
750 руб.
Нормативно-правовые акты
1. Окинавская хартия глобального информационного общества (Принята на о. Окинава 22.07.2000) // Дипломатический вестник. 2000. N 8.
2. Постановление Правительства РФ от 28.08.2001 N 630 (ред. от 06.09.2004) "О Федеральной Целевой Программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2006 годы)" // "Собрание законодательства РФ", 03.09.2001, N 36, ст. 3578.
3. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 15.08.2006) "О Федеральной Целевой Программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 531.
4. Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2001 N 73-р «О Федеральной Целевой Программе "Развитие электронной торговли в России на 2002 - 2006 годы"» // "Собрание законодательства РФ", 29.01.2001, N 5, ст. 427.
5. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О Программе социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)" // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2001, N 31, ст. 3295.
6. Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 (ред. от 10.01.2000) "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // "Российские вести", N 239, 25.12.1997.
7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // "Российская газета", N 187, 28.09.2000.
8. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 N Пр-1694) // М., НТЦ "Информрегистр", 1996.
9. Концепция формирования информационного общества в России // Развитие информационного общества в России. Том 2. Концепции и программы. Сб. документов и материалов / Под ред. Н.В.Борисова, Ю.Е.Хохлова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001.
Специальная научная и учебная литература
10. Бачило И.Л. Глобальная информатизация и право // «Факт», 2000, № 5.
11. Бетелин В.Б., Галатенко В.А. Информационная безопасность в России: опыт составления карты // Jet Info. 1998. N1 (56)
12. Биккулов А.С. Обзор подходов и методик исследования интернета // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции, 10 – 12 ноября 2004 г., Санкт-Петербург.
13. Вершинская О.Н., Мельников И.И., Тюрюканова Е.В. Воздействие информационных и телекоммуникационных технологий на российское общество // Информационное общество, 2002, вып. 1.
14. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001, С.39.
Галицкий Е.Б. Опросы «Интернет в России» // «Общественное мнение», 25.09.2002.
15. Делицын Л. Догнать Бразилию. В России 8,8 миллиона пользователей Интернета // «Независимая газета», 11.10.2002, № 217 (2771).
16. Дубинин А. Вход в коридоры власти // Независимая газета. 29.03.2002, № 61 (2615).
17. Ершова Т.В. Экономический рост без перспективы // «Независимая газета», 27.09. 2002, № 205 (2759)
18. Интернет – аудитория как потребители финансовых услуг. Тенденции развития интернет – аудитории в России. // COMCON-Media, на основе исследования R-TGI, 2003 г.
19. Крупнов А.Е., Финько О.А., Черешкин Д.С. О государственной политике России в области формирования информационного общества // Развитие информационного общества в России. Том 1. Теория и практика: Сб. статей / Под ред. Н.В.Борисова, Ю.Е.Хохлова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
20. Мелюхин И.С. Проблемы развития информационной политики // Научно-техническая информация. Сер.1. 1996. N 8.
21. Мелюхин И.С. Информационное общество и государство. - М., 1997.
22. О стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу // «Российский экономический журнал», 2001, № 4.
23. Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек // COMCON-Media, на основе исследования Web-Vector, 2004 г.
24. Рыков К. Развитие Интернета тормозится отсутствием кадров // «Компания», 17.02.2003, № 32.
25. Семенов И.А. Информационный вызов и электронный ответ России // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20-23 ноября 2001г. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
26. Стратегия досрочного развития и роль государства в переходной экономике: российские подходы и мировой опыт /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2001, № 11 (142).
27. Тихомиров Ю.А. Правовой режим информационных процессов. Национальное законодательство и международное сотрудничество // Научно-техническая информация. Сер.1. 1993. N 7.
28. Уэлч У. Цифровая эра. Приливная волна прогресса // «Новое время», 2000, N13.
29. Хачатуров К. От "империи зла" к "оси зла". Новый тур информационной войны, к которой мы не готовы // «Независимая газета», 30.04.2002, № 88 (2642)
30. Черешкин Д.С. О государственной программе построения информационного общества в России // «Информационное общество». 2003, № 1.
31. Чугунов А.В. Перспектива развития в России «информационного общества» (социальный портрет российской интернет-аудитории по данным социологических опросов) // «Полис», 2002, N5.
750 руб.