Введение
В сложившихся новых экономических условиях в РФ достаточно актуален вопрос о ликвидации юридических лиц в связи с тем, что большое количество решений о ликвидации приняты из-за неосуществления предприятиями деятельности как таковой. "Простой" предприятий происходит из-за того, что в большинстве случаев юридические лица существуют лишь на бумаге, многие из них являются "фирмами-однодневками".
Зачастую в случае принятия судами решения о ликвидации юридического лица на него и возлагается обязанность по проведению необходимых процедур по упразднению юридического лица.
Ликвидация юридического лица, так же как и его возникновение, ведет к серьезным правовым последствиям, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права.
Изучение действующего законодательства о ликвидации юридических лиц и практики его применения арбитражными судами показывает, что решение основополагающих вопросов о ликвидации организаций обладает несомненной актуальностью.
Проведение процедур ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 61 - 65 Гражданского кодекса РФ , определяющими порядок ликвидации предприятий, позволит избежать нежелательных последствий нарушения порядка ликвидации.
Целью настоящей работы является исследование оснований и порядка ликвидации коммерческих организаций.
Задачи работы:
1. Определить понятие и основания ликвидации юридического лица.
2. Исследовать порядок ликвидации коммерческих организаций.
3. Изучить порядок распределения имущества ликвидируемой организации между ее участниками.
1,200 руб.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и основания ликвидации юридического лица 4
Глава 2. Порядок ликвидации коммерческой организации 8
Глава 3. Распределение имущества ликвидируемой организации между ее участниками 16
Заключение 19
Список использованных источников 21
1,200 руб.
Заключение
Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.
Прежде всего, право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам). Необходимость ликвидации может возникнуть, в частности, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано. Право участников юридического лица ликвидировать его добровольно и самостоятельно может быть ограничено лишь в силу прямого указания закона.
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование предоставлено законом.
Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК. Так, она возможна в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.
Процесс ликвидации юридического лица состоит из нескольких последовательных стадий. Прежде всего, лицо или орган, принявший решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК). Далее лицо или орган, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (либо единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия публикует в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (он не должен быть менее 2 месяцев с момента публикации), а также самостоятельно выявляет кредиторов и уведомляет их о ликвидации, принимает меры по выявлению и взысканию дебиторской задолженности юридического лица.
По окончании срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия на основании установленного размера и состава кредиторской задолженности составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации.
При недостаточности у организации денежных средств для удовлетворения подтвержденных требований кредиторов ликвидационная комиссия продает с публичных торгов имущество юридического лица и направляет полученные средства на удовлетворение таких требований.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В предусмотренных законом случаях ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если у юридического лица осталось имущество, оно распределяется между участниками юридического лица, поскольку иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
1,200 руб.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от13.05.2008г.) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ (в ред. от 22.07.2008г.) // СЗ РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 22.07.2008г.) // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от01.12.2007г.) // СЗ РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
5. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от01.12.2007г.) // СЗ РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
6. Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от29.04.2008г.) // СЗ РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785.
7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от29.04.2008г.) // СЗ РФ, 01.01.1996, N 1.
8. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 510 «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ, 22 августа 2005 г. N 34 ст. 3504.
9. Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Библиотечка журнала "Вестник ВАС РФ". 2001. Специальное приложение к N 1.
10. Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций). Информационное письмо от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.
11. Алий Жане Ликвидация или банкротство // Право и экономика. № 12, 2005.
12. Власов А.А. Гражданское право. – М.: Буквовед, 2007.
13. Жане А.А. Ликвидация юридического лица // Право и экономика. № 4, 2006.
14. Зенин И.А. Гражданское право. – М.: Высшее образование, 2007.
15. Зыкова И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация. – М.: Ось-89, 2005.
16. Рузакова О.А. Гражданское право. – М.: Эксмо, 2005.
17. Чернышова О.А. Ликвидация юридических лиц: некоторые проблемы практики // IX Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области: Право и юриспруденция. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.
1,200 руб.