Актуальность выбранной темы заключается в том, что понятия индивид, личность, субъект, индивидуальность являются одними из ключевых в педагогике. Данная наука широко рассматривает процесс формирования личности, который происходит в процессе социального и культурного развития. Личностью становится человек имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения. Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагоги изучает и выявляется наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Целью данной работы является изучение сущности понятий индивид, личность, субъект, индивидуальность в педагогике.
Задачами работы являются: изучить материал по теме работы, структурировать полученную информацию, сформулировать выводы.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.
750 руб.
Введение 3
1. Понятия «индивид», «личность», «субъект» 4
2. Соотношение понятий «индивидуальность» и «личность» 9
3. Развитие индивидуальности как педагогическая задача 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19
750 руб.
Индивид – отдельная особь, человек, представитель социальной общности. В педагогике это понятие употребляется в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители человеческого рода, учащиеся, воспитанники, члены школьных и классных коллективов, групп. Личность — сам индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности, а также системное качество индивида, обусловленное его осознанной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения. Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом, как другом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.
Проблеме соотношения понятий «индивид» и «личность» уделяли большое внимание и другие отечественные психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. С его точки зрения, «понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Как и сознание человека, как и его потребности, личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности».
Соотношение личности и индивидуальности помогает понять связь воспитания и развития в его педагогическом понимании.
750 руб.
1. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград, Янтарный сказ, 2000. – 572 с.
2. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
3. Сластенин В. А. Педагогика. – М.: Академия, 2007. – 576 с.
4. Столяренко А. М. Общая педагогика. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.
5. Асмолов А. Г. Социальная психология. Словарь. http://slovari.yandex.ru/
6. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. http://slovari.yandex.ru/
7. Петровский В. А. Общая психология. Словарь. http://slovari.yandex.ru/
750 руб.