Введение
Содержание
Заключение
Литература
Современная эпоха характеризуется ускорением развития международных коммерческих отношений и их диверсификацией. Выход экономических отношений за рамки отдельных стран в результате интернационализации производства и роста экономической взаимозависимости экономик различных государств сопровождался изменениями экономического и юридического характера договорных отношений. Вследствие происшедших в Российской Федерации глобально-исторических изменений значительно возросло количество российских участников международных коммерческих контрактов, что требует от них овладения необходимой юридической и коммерческой техникой. Сложившиеся хозяйственные связи между предприятиями, находящимися в странах СНГ, приобрели характер внешнеэкономических отношений, оформляемых международными контрактами, регулирование которых осуществляется актами универсальными (Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров) или региональными (Соглашения от 20 марта 1992 г. об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ, о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности унификации).
Во второй половине XX в. мир вступил в период глобализации, прежде всего международной экономики. Это получает отражение в новых способах производства, в развитии финансовых рынков, в экспансии мультинациональных компаний, в уменьшении с появлением либеральных и неолиберальных концепций роли государства, его неспособности охватить национальными правовыми нормами глобализированный рынок. В поисках наиболее выгодных мест приложения капитала и рынков сбыта на смену традиционным международным коммерческим контрактам приходят новые договорные формы, предполагающие более сложные формы экономического и юридического взаимодействия сторон; происходит значительная эволюция сторон таких контрактов: от традиционно функционирующих в рамках соответствующей правовой системы юридических лиц к транснациональным компаниям, в деятельности которых происходит очевидное разделение юридической стороны их деятельности (они выступают в качестве юридических лиц соответствующих государств) и экономической стороны их деятельности (экономически они функционируют как звенья одной системы). Преобладание национально-правового регулирования международных коммерческих контрактов сменяется международно-правовым регулированием в виде международных конвенций; выявленная в конце прошлого столетия недостаточная эффективность международных коллизионных и материально-правовых конвенций обусловила поиск новых регуляторов отношений международного коммерческого оборота, что привело к появлению lex mercatoria и расширению сферы применения торговых обычаев.
На смену международно-правовому центризму, когда в центре нормотворчества находились государства, заключавшие международные конвенции, приходит полицентризм и появляются частные участники процесса унификации; происходит переход от государственно-правового регулирования к саморегуляции участников международных коммерческих контрактов, что проявляется в нахождении ими не встречавшихся ранее методов унификации, прежде всего в виде Принципов международных коммерческих договоров, стандартизации или нормализации международных коммерческих контрактов. Такая возможность обусловлена существенным возрастанием значения принципа автономии сторон и изменением концепции свободы договора, реализуемого в рамках международных коммерческих отношений. Возможность практического использования указанных документов российскими участниками внешнеэкономической деятельности следует из предписаний ст. ст. 5 и 7 Гражданского кодекса РФ, признавшего после длительного перерыва торговый обычай юридическим регулятором гражданско-правовых отношений (что особенно важно для международных коммерческих отношений), а также включившим в правовую систему нашей страны общепризнанные принципы и нормы международного права. Учитывая, что свобода договора в российском праве была закреплена лишь в Гражданском кодексе Российской Федерации и данный принцип действует со дня его вступления в силу - с 1 января 1995 г., для практической деятельности весьма важным является творческое использование данной свободы для успешной реализации контрактов с иностранными контрагентами. Однако данные аспекты недостаточно исследованы в отечественной доктрине, а вытекающие из этого возможности мало используются в практике взаимодействия сторон международных коммерческих контрактов.
Происходящая замена традиционной международной купли-продажи новыми договорными отношениями осуществляется по двум направлениям деятельности: "внешнему" и "внутреннему". С внешней стороны происходит совершенствование организационно-правовых форм сбыта и продвижения товаров, усиливается внимание к традиционным агентским отношениям и появляются новые типы контрактов - дистрибьюторский контракт и договор франчайзинга. С внутренней стороны форма транснациональной компании обеспечивает внутрифирменную кооперацию и снижение издержек производства при сохранении внешней системы самостоятельных договорных отношений между ее составными частями, организационно оформленными в виде самостоятельных юридических лиц.
Стремительное развитие новых видов коммуникаций уменьшает нашу планету, приближая страны друг к другу; распространение Интернета обеспечивает практически не зависящие от расстояний одновременные контакты партнеров, находящихся не только в разных странах, но и на разных континентах, вследствие чего утрачивается значение географического расстояния и различия часовых поясов. Это приводит не только к расширению взаимосвязей и взаимодействия между ними, но и к осознанию необходимости обеспечения надлежащих условий осуществления международных коммерческих отношений, включая заключение контрактов и разрешение возникающих из них споров с помощью Интернета.
С каждым днем международные организации расширяют сферы деятельности, при этом охватывая все новые области. Все это происходит в результате требований жизни. Организации не только способствуют развитию отношений между государствами, но также огромна их роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают между государствами. На сегодняшний день международные организации приобретают огромное значение как для обеспечения, так и для реализации интересов государств. Организации создают благоприятные условия для будущих поколений. Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все более обширный спектр жизни международного сообщества.
Субъекты международных экономических правоотношений те же, что и вообще в международном праве, а именно государства и подобные им образования, а также правосубъектные межправительственные организации. Субъекты международного права могут вступать в международные публичные правоотношения с другими субъектами международного права, заключать с ними международные договоры, поддерживать дипломатические и подобные им связи, используя при этом дипломатического характера иммунитеты и привилегии.
Субъекты международного права наделены не только правомочиями заключать правоприменительные акты в рамках действующего международного права, но и правоустановительные акты, основывающиеся на властных прерогативах, а именно творить нормы международного права посредством, в частности, заключения международных договоров. Именно в этой своей нормотворческой правоспособности более всего проявляется правоспособность (правосубъектность) субъектов международного права, в том числе и в сфере международного экономического права.
Поскольку именно в международных экономических отношениях роль международных организаций особенно велика, необходимо уделить достаточное внимание как рассмотрению теоретических основ их деятельности, так и конкретным наиболее значительным организациям.
Если государства при всем их фактическом многообразии, с точки зрения, во всяком случае, классического международного права, - в принципе единообразны в смысле их правового статуса, международные организации, напротив, могут быть совершенно различны по их правовому статусу, компетенции, функциям, правомочиям.
Наша работа посвящена роли международных организаций в международном частном праве.
Объектом исследования в работе выступают правовая сущность и статус международных организаций как субъектом международного частного права, их права и обязанности, правосубъектность.
Предметом в работе являются международно-правовые акты, уставы международных организаций, международные договоры, судебная практика, материалы научной и учебной литературы по избранной тематике.
Целью в работе является определение статуса международных организаций в международном частном праве, их месте среди других субъектов МЧП, роли в унификации норм гражданского права.
Задачи работы:
- изучить международные организации как субъекты международного частного права,
- сформулировать понятие субъектов международного частного права, определить их виды,
- определить понятие международной организации, дать общую характеристику и проанализировать историю возникновения,
- определить виды международных организаций их назначение,
- определить роль международных организаций в унификации частного права,
- дать характеристику Гаагской конференции по международному частному праву,
- охарактеризовать Комиссию ООН по праву международной торговли,
- провести анализ другие международные организации, определяющих международное частное право.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список литературы.
3,000 руб.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Международные организации как субъекты международного частного права. 7
1.1. Понятие и виды субъектов международного частного права. 7
1.2. Понятие международной организации (общая характеристика и история возникновения). 12
1.3. Виды МО и их назначение 21
Глава 2. Международные организации как инструмент унификация частного права. 25
2.1. Предпосылки и возникновение унификации международного права. 25
2.2. Гаагская конференция по международному частному праву. 29
2.3. Комиссия ООН по праву международной торговли 33
2.4. Другие международные организации. 39
Заключение 49
Список литературы 54
3,000 руб.
Субъекты международного права - самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм.
Характерные черты международного права определяются особенностями его субъектов, так как право существует для регулирования отношений между суверенными субъектами, для обслуживания их интересов. Существенная особенность статуса субъектов международного права состоит в том, что они непосредственно участвуют в создании и осуществлении его норм. Только образования, отвечающие указанным требованиям, способны быть субъектами международного права. Поэтому круг субъектов не может произвольно расширяться. Это следует иметь в виду прежде всего в связи с довольно многочисленными попытками юристов придать статус субъектов международного права физическим и юридическим лицам.
Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации (ММПО)), так и субъекты национального права (физические и юридические лица). Следует учитывать, что один и тот же субъект МЧП может стать участником как международно-правовых, так и национально-правовых отношений.
Международная организация - учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
Международные (межгосударственные) организации - производные, специальные субъекты международного права.
Их правосубъектность производна от правосубъектности государств, которые в силу своей суверенной власти предоставляют организации соответствующий статус. Правосубъектность организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач и закрепленными в их учредительных актах.
Характерные черты организации:
- создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут);
- система постоянно действующих органов;
- автономный статус и соответствующие функции.
Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.
Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.
Виды организаций можно определить по ряду критериев. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава. Всеобщие, или универсальные, потенциально рассчитаны на участие всех государств. Организации могут заниматься общеполитическими проблемами или специальными видами сотрудничества (транспорт, связь, здравоохранение).
Выделяют следующие виды международных организаций:
1) международные межправительственные организации - организации, созданные первичными субъектами международного права (Организация Объединенных Наций, Совет Европы, Европейский союз, Содружество Независимых Государств и другие);
2) неправительственные международные организации, такие как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty Inte
ational, Международный комитет Красного Креста. Их особенность заключается в том, что, как правило, они учреждаются юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями, осложненными иностранным элементом. Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгосударственных организаций, не являются международными договорами, и, следовательно, подобные международные организации не рассматриваются в качестве субъектов международного права, несмотря на зачастую серьезное влияние на международный правопорядок. Так, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Однако не соблюдено основное требование к субъекту международных правоотношений - неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.
Усилия международных организаций по универсальной унификации правового регулирования международной купли-продажи товаров, а затем и смежных с ним агентских договоров первоначально были сосредоточены на достижении единообразия коллизионных норм, что должно было обеспечить предсказуемость в применении к указанным контрактам норм и правил иностранного права. Однако сложности обеспечения ратификации государствами коллизионных конвенций, обусловленные необходимостью внесения изменений в их внутреннее законодательство, имеющее в отдельных странах и правовых системах значительные расхождения, применение национальными судами норм иностранного права в системе с нормами внутреннего права, а также уклонение их от применения иностранного права, - все эти факторы обусловили обращение к универсальной унификации материально-правовых норм, регламентирующих отдельные международные коммерческие контракты.
Возникновение после второй мировой войны международных региональных организаций (Совет Экономической Взаимопомощи, Европейский союз, Содружество Независимых Государств, Организация американских государств) послужило импульсом для развития региональной унификации коллизионных вопросов правового регулирования международных коммерческих контрактов. Достигнутые ими результаты унификации повлияли не только на унификацию универсальную, но и на совершенствование российского коллизионного права.
Старейшей организацией в этой области является Гаагская конференция по международному частному праву. Первая сессия Гаагской конференции по международному частному праву была созвана правительством Нидерландов в Гааге в 1893 г. по инициативе известного голландского юриста Ассера. В ней участвовали 13 европейских государств. В числе участников ее первой сессии была Россия (известный российский юрист, проф. Ф.Ф. Мартенс избирался вице-президентом первых сессий). На конференциях этой организации приняты 35 так называемых гаагских конвенций. В некоторых из них участвует Россия. Членами этой организации являются более 60 государств. В течение многих лет Россия не была членом этой организации, поэтому принятие в 2001 г. решения о вступлении Российской Федерации в эту организацию восстанавливает историческую справедливость.
Весьма значимой международной акцией в направлении унификации и гармонизации права, регулирующего международные торговые отношения, было учреждение в 1966 г. в силу резолюции Генассамблеи ООН - Комиссии ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ (United Nations Commission on Inte
ational Trade Law - UNCITRAL) со статусом органа Генеральной Ассамблеи ООН. Комиссия состоит из 29 периодически обновляемых членов по географическим квотам (7 - от Африки, 5 - от Азии, 4 - от Латинской Америки, 8 - от стран Запада и 4 - от Восточной Европы).
Другой международной межправительственной организацией, осуществляющей деятельность в этой области, является Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), основанный в 1926 г. в Риме. Членами этой организации являются 58 стран, в том числе и Россия. Институт занимается в основном кодификацией материальных норм международного частного права. УНИДРУА были разработаны такие конвенции, как Женевская конвенция 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов; Женевская конвенция 1973 г. о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа; Женевская конвенция 1976 г. о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям; Женевская конвенция 1983 г. о представительстве при международной купле-продаже товаров; Оттавская конвенция 1988 г. о международном финансовом лизинге; Оттавская конвенция 1988 г. о международном факторинге; Конвенция о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г.
Кроме того, большое число многосторонних соглашений было разработано при создании Всемирной торговой организации (ВТО), а также ЮНЕСКО, Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и др.
3,000 руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
2. Ерпылева Н.Ю. Правовой статус юридических лиц как субъектов международного частного права // Адвокат, N 12, 2004)
3. Ерпылева Н.Ю. Физические и юридические лица как субъекты международного частного права. Правовой статус физических лиц как субъектов международного частного права // Адвокат, N 11, 2004)
4. Международное частное право: учебник / Под ред. М.М. Богуславского.-М.: Юристъ, 2005.
5. Ашавский Б.М. Межправительственные конференции. М., 1980.
6. Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. Краснодар, 1998.
7. Зайцева О.Г. Международные организации: принятие решений. М., 1989.
8. Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.
9. Маргиев В.И. Международные организации: теоретические аспекты. Майкоп, 2001.
10. Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств: Учебное пособие. М., 1995.
11. Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества: международно-правовые аспекты деятельности СНГ. М., 2001.
12. Моравецкий В. Функции международной организации. М., 1976.
13. Морозов Г.И. Международные организации: некоторые вопросы теории. М., 1974.
14. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. М., 1999.
15. Право Европейского союза. Документы и комментарии / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 1999.
16. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. М., 1998.
17. Федоров В.Н. Совет Безопасности ООН. М., 1965.
18. Фельдман Д.И., Яновский М.В. Генеральная Ассамблея ООН. Казань, 1968.
19. Шеленкова Н.Б. Европейская интеграция: политика и право. М., 2003.
20. Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986.
21. Шибаева Е.А. Специализированные учреждения ООН. М., 1966.
22. Принципы международных коммерческих договоров. М.: МЦФР, 1996.
23. Комаров А.С. Международная унификация правового регулирования внешнеэкономической деятельности // Законодательство. 1999. N 12;
24. К созданию Комиссии ООН по праву международной торговли // Советское государство и право. - М.: Наука, 1967, № 10. - С. 128-129
25. Материалы Европейской экономической комиссии ООН, Международной торговой палаты, Комиссии ООН по праву международной торговли и других международных организаций. Т. 2 / Отв. ред.: Куренной А.М. - М.: КАРО, ИНКОМ, 1991. - 257 c.
26. Материалы Европейской экономической комиссии ООН, Международной торговой палаты, Комиссии ООН по праву международной торговли и других международных организаций. Т. 1 / Отв. ред.: Куренной А.М. - М.: КАРО, ИНКОМ, 1991. - 255 c.
27. Бургучев Г.С. Унификация в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли норм, регулирующих внешнюю торговлю // Советский ежегодник международного права, 1973. - М.: Наука, 1975. - С. 269-281
28. Джантаев Х.М. Процедура заключения международных договоров международными организациями (по материалам Комиссии международного права ООН) // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов института государства и права АН СССР и юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1983. - С. 148-149
29. Хлестова И.О. Вопросы арбитража в комиссии ООН по праву международной торговли // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды. - М.: Изд-во ВНИИСЗ, 1983, Вып. 26. - С. 184-197
30. Кутафин Д.О. Некоторые вопросы деятельности Комиссии ООН по праву международной торговли в сфере унификации залогового права // Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. - М.: Изд-во МГЮА, 2006, № 1 (3). - С. 447-455
31. Федорченко В.В. Работа Комиссии международного права ООН над темой "Оговорки к международным договорам" // Статьи и тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов и соискателей института государства и права Российской Академии наук. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 2000. - С. 371-381
32. Действующее международное право: Понятие международного права, его источники, принципы, субъекты. Территория. Население. Международные договоры. Правопреемство. Дипломатическое и консульское право. Международные организации и конференции. Ответственность в международном праве.... В 3-х томах. Т. 1: Разд. 1 - 13 / Сост.: Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. - М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1996. - 860 c.
33. Мирошник А. Информация о работе комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ) // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - Минск, 2002, № 6. - С. 197-202
34. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА: основные положения, юридическая природа. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Кукин А.В. - М., 2004. - 24 c.
35. Стукало А.А. Комментарий к конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге // Законодательство. - М., 1998, № 3. - С. 25-29
36. Савранский М.Ю. Значение Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге и проблемы ее применения в России // Международное частное право: современная практика. Сборник статей. - М.: ТОН - Остожье, 2000. - С. 83-109
37. Комаров А.С. Венская конвенция 1980 г. Принципы УНИДРУА 2-е изд., стереотип. // Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией. - М.: Статут, 2002. - С. 9-13
38. Международное право: Учебник. /Отв. Ред. Ю.М.Колосов, Э.С. Кривчикова.-М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2007.С.542.
39. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов (издание третье, переработанное и дополненное). / Под ред. И.И. Лукашук.-М.: Волтерс Клувер, 2005.
40. Международное право: Учебник. /Отв. Ред. Ю.М.Колосов, Э.С. Кривчикова.-М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2007.С.542.
41. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов / Батырь В.А. - М.: Юстицинформ, 2006. - 336 c.
42. Действующее международное право. Документы в 2-х томах. Т. 1 / Сост.: Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. - М.: Юрайт, Международные отношения, 2007. - 768 c.
43. Действующее международное право. Документы в 2-х томах. Т. 2 / Сост.: Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. - М.: Юрайт, Международные отношения, 2007. - 512 c.
44. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций.-М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
45. Международное право. Учебник / Шумилов В.М. - М.: ТК Велби, 2007. - 488 c.
3,000 руб.