Актуальность выбранной темы заключается в том, что человечество, несмотря на всю свою современную мощь и независимость, было и остается составной частью многообразной природы. Естествознание изучает природу как целостный феномен. На протяжение веков истории представления о природе менялись. Человек, как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, не только изучает, но и вносит принципиально новые элементы в природу. Естествознание отличается от специальных наук общим целостным взглядом на явления и процессы, исследуемые этими науками. Так, естествознание рассматривает природу в совокупности химических, физических, астрономических, математических и других подходов, что дает возможность целостного понимания действительности. В настоящее время человек во многих вопросах изучения природы отошел от натурфилософского подхода и получил возможность экспериментального познания природы. Описание природы в рамках классического естествознания основано на традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Утверждение естествознания в ХХ в. связано с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы. В своей исторической динамике естествознание выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число, что определяет широкий спектр подходов изучения природы.
Целью данного исследования является изучение особенностей описания природы в рамках классического естествознания.
Исходя из цели исследования, мы можем сформулировать задачи:
- изучить литературу по теме исследования,
- рассмотреть различные варианты понимания человеком природы в рамках классического естествознания,
- выявить особенности описания природы в рамках классического естествознания,
- рассмотреть взаимодействие человека и природы,
- сформулировать выводы.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы по теме работы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Структурные уровни организации материи 5
1.1. Макромир: концепции классического естествознания 5
1.2. Микромир: концепции современной физики 8
1.3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции 12
Глава 2. Взаимодействие природы и человека 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
1,200 руб.
Таким образом, мы выяснили, что в рамках классического естествознания природа рассматривается как совокупность естественных условий на Земле, органический и неорганический мир, всё существующее на Земле, не созданное деятельностью человека. Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, совокупность их свойств, связей, отношений и форм движения. При это она включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и те, которые не даны человеку в его ощущениях. Окружающий мир – это движущая материя в бесконечно разных формах и проявлениях, со всеми свойствами, связями и отношениями. В этом мире все объекты обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией.
Согласно современной естественно-научной картине мира все природные объекты также представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы. Исходя из системного подхода к природе, материя делится на два больших класса материальных систем: неживую и живую природу. В системе неживой природы структурные элементы – элементарные частицы, атомы, молекулы, поля, макроскопические тела, планеты и планетные системы, з0вежды и звездные системы, галактики, метагалактики и Вселена в целом. В живой природе основными элементами выступают белки и нуклеиновые кислоты, клетка и одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, органы и ткани, популяции, биоценоз, живое вещество планеты.
Обе сферы материи включают в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Структура – совокупность связей между элементами систем. Поэтому любая система состоит не только из подсистем и элементов, но и разнообразных связей между ними. Внутри этих уровней главными являются горизонтальные (координационные) связи, а между уровнями – вертикальные (суборганизационные). Совокупность горизонтальных и вертикальных связей позволяет создать иерархическую структуру Вселенной, в которой основными квалификационными признаками являются размер объекта и его масса, а также их соотношение с физическими параметрами человека. На основе этого критерия выделяют следующие уровни материи: микромир, макромир и мегамир.
Микромир – область предельно малых, непосредственно не наблюдаемых материальных микрообъектов, размер которых исчисляется в диапазоне от 10-8 до 10-16 см, а время жизни – от бесконечности до 10-24 с. Сюда относятся поля, элементарные частицы, ядра, атомы и молекулы.
Макромир – мир материальных объектов, соизмеримых по своим масштабам с человеком. На этом уровне пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, метрах и километрах, а время – в секундах, минутах, часах, днях и годах. Макромир представлен макромолекулами, веществами в агрегатных состояниях, живыми организмами, человеком и продуктами его деятельности.
Мегамир – сфера огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в которой измеряется астрономическими единицами (1 а. е. = 8,3 световых минут), световыми годами (1 световой год = 10 трлн. км) и парсеками (1 пк = 30 трлн. км), а время существования космических объектов – миллионами м миллиардами лет. К этому уровню материи относят наиболее крупные материальные объекты: планеты и их системы, звезды, галактики и их скопления, образующие мегагалактики.
1,200 руб.
1. Аликберова Л. Ю. Основы строения вещества. - М.: МИТХТ, 2004. –467 с.
2. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, 2005. – 672 .
3. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2006. - 335 с.
4. Данилова В. С., Кожевников Н. И. Основные концепции современного естествознания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 256 с.
5. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
6. Емельянова В. С. Парадоксы Вселенной. // Вопросы философии. – 2002. - № 1
7. Канарёв Ф.М. Начала физики микромира. – Краснодар, КГАУ, 2003. – 656 с.
8. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. – М.: Высшая школа. – 2003. – 488 с.
9. Лавриненко В. Н., Ратникова В. П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 317 с.
10. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007. – 704 с.
11. Николаева О. Факторы и движущие силы эволюционного процесса. // Экология. – 2005. - № 4
12. Садохин А. П. Концепции современного естествознания. – М.: Омега-Л, 2006. – 240 с.
1,200 руб.