Введение
Ближневосточная проблема и арабо-израильский конфликт считаются одним из самых сложных вопросов, с которыми сталкивается современность. Эти проблемы носят в себе разные элементы и причины, отличающие их, в сущности, от всех других проблем с которыми сталкивался мир в прошлом и в начале нынешнего столетия. Они находятся во взаимосвязи со всеми произошедшими военными, идеологическими, политическими и экономическими изменениями в мировом масштабе – первая и вторая мировые войны, войны за независимость, конфронтация между великими державами и создание военных блоков, а также различные экономические и политические кризисы. Без сомнения, все международное сообщество заинтересовано, в той или иной степени, в решении проблем Ближнего Востока, арабо-израильского конфликта, палестино-израильского конфликта, будь то политическая или экономическая сферы, сфера безопасности.
Эти проблемы не нашли решения до сегодняшнего дня из-за противоречивых интересов разных государств или по причине противостояния сил разных государств, имеющих прямые интересы в этом конфликте, из-за чего противостояние каждый раз разгоралось с новой силой.
С момента возникновения палестинской проблемы, мировое сообщество приложило немало усилий по решению сложного и продолжительного палестино-израильского конфликта. Палестинская проблема и все связанные с ней события постоянно находились и находятся в поле зрения специалистов в области международного права из разных стран.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании вопроса проблемам образования Палестинского государства во второй половине ХХ века.
В соответствии с поставленной целью гипотеза исследования заключается в том, что процесс изучения особенностей политических, экономических отношений Палестины с другими государствами будет более эффективным, если изучить генезис и природу проблем образования Палестинского государства во второй половине ХХ века.
Поставленная цель работы и выдвинутая нами гипотеза потребовали решения следующих конкретных задач:
Объектом исследования в данной работе является государство Палестина.
Предмет исследования – образование Палестинского государства во второй половине ХХ века.
Теоретическое значение – данная работа вносит вклад в разработку теоретических аспектов изучения проблем образования Палестинского государства во второй половине ХХ века.
Практическая ценность состоит в том, что конкретный теоретический и практический материал может быть использован для лекций по истории, политологии и др. дисциплинам.
Для решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме;
- наблюдение и обобщение накопленного за годы передового опыта по рассматриваемой нами проблеме.
В данной работе осуществлен комплексный подход к анализу становления палестинской государственности на основе концепции прав народов, послужившей методологической базой данной работы; сделан вывод о существовании в современном праве целой категория прав народов, что вызывает необходимость их систематизации в едином международно-правовом документе, в связи с чем предложен вариант их классификации; предпринята попытка глубокого изучения вопросов обеспечения прав народов и их реализации; раскрыты сущность и содержание прав палестинского народа, показано их состояние на протяжении длительного времени; рассмотрены вопросы становления палестинской государственности с точки зрения реализации прав народа, а также в контексте путей их обеспечения.
1,200 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Проблемы образования Палестинского
государства во второй половине ХХ века…………………………………..4
1.1. История Палестины………………………………………………………4
1.2. Израиль и Палестина: история мирных вопросов……………………8
Глава II. Движение ХАМАС…………………………………………………15
2.1. Политический ислам в палестинском контексте…………………….15
2.2. ХАМАС: история становления и политическая платформа……….16
2.3. ХАМАС: политическая практика оппозиции и власть……………..22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………...31
1,200 руб.
Заключение
В данной работе нами были рассмотрены проблемы проблемам образования Палестинского государства во второй половине ХХ века. Одним из факторов влияния на становление Палестинского государства являлось движение ХАМАС. На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что ХАМАС возникал в палестинском социуме сектора Газа и Западного берега как результат процессов, развивавшихся в его среде после июньской войны 1967 г. Иначе говоря, это движение – неотъемлемый элемент этого социума и сегодня – интегральный компонент его политического спектра. Но, быть может, самой существенной характеристикой ХАМАС с точки зрения пройденного им пути исторической эволюции является то, что он был наиболее весомой попыткой сообщества муватынун защитить собственные интересы от всеобъемлющей монополии, представленной ныне окружением Я.Арафата и сложившейся за пределами обоих палестинских регионов внешней элиты. Это обстоятельство лежало, в конечном итоге, и в основе выбора ХАМАС религиозно нюансированного политического дискурса, и в основе пропагандировавшейся им и реально осуществлявшейся практики действия. Его активное включение в события интифады мечети аль-Акса лишь подтверждает этот вывод.
Но насколько успешными с точки зрения их возможных результатов могут стать действия ХАМАС? Он не может предложить участникам нынешней интифады сколь-либо новых, принципиально иных методов борьбы и их идеологического обоснования, чем те, которые уже были использованы им как во время первой интифады, так и после возникновения “национальной власти”. Но сегодня ситуация и в пределах обоих палестинских регионов, и вокруг них претерпела коренные изменения. Однако эти методы и орудия их легитимации все так же окрашены в цвета террора и насилия. И они все так же сталкиваются с реальностью отвергающей их жизни. Интифада мечети аль-Акса уже стала обычной рутиной (как когда-то ее предшественница) и инструментом политического торга, пусть и сопровождаемого показным неприятием обеими конфликтующими сторонами друг друга. Рано или поздно перед ее участниками встанет вопрос: “А что же дальше?”.
Однако решение проблем (пусть частичное, пусть всеобъемлющее) будущего палестинского государства в итоге этой интифады не станет полным осуществлением чаяний национального сообщества и, конечно же, не приведет к автоматическому исчезновению широкого комплекса палестино-израильских противоречий. И, разумеется, это решение не удалит ХАМАС с палестинской политической арены (хотя он и сможет подвергнуться значительному внутреннему размежеванию). Он все так же останется участником развивающихся и в Палестинской автономии, и в регионе процессов. Тем самым становится уместным вопрос о том, сможет ли ХАМАС в будущем подвергнуть реинтерпретации свои установки и отойти от практики деструктивной мобилизации своих сторонников (и многих жителей обоих палестинских регионов, недовольных тем, как складывается их жизнь) на их реализацию? Пример движения ФАТХ и части входящих в ООП групп политического действия показывает возможность движения в этом направлении. Одновременно этот же пример демонстрирует нестабильность такого развития событий: активными участниками нынешней интифады являются не только исламские активисты и радикальные националисты из рядов НФОП и ДФОП, но и слишком многие сторонники правящего ФАТХ, а также Партии народа и ФИДА. В силу этого все тот же вопрос приобретает дополнительные и действительно существенные оттенки.
ХАМАС не может оставаться вне круга происходящего на палестино-израильской арене, вне сомнения, мучительного диалога, который, видимо, в конечном итоге приведет к появлению уважающих интересы друг друга постсионистского Израиля и постконфронтационной Палестины. ХАМАС должен быть (сколь бы ни было это трудно) включен в этот диалог. Но ХАМАС должен быть в значительно большей мере, чем это делалось раньше, привлекаться к внутрипалестинской дискуссии о путях созидания национального государства. Этого требуют не только интересы формирования сбалансированного национального политического пространства, но и, на этой основе, сокращения потенциала возможных в будущем и, быть может, даже жестоких коллизий между палестинской властью и оппозицией. Но это проблема палестинской власти, это проблема ее действий, направленных на внесение ценностей демократии в социум, остающийся патриархальным и еще не залечивший нанесенных ему в прошлом и наносимых ныне ран. Это проблема изменения политической культуры палестинского национального сообщества при максимально широком использовании цивилизационных основ его жизни, одной из которых является ислам.
В заключении хотелось бы сказать о том, что государство Палестина в настоящее время находится в процессе создания. Предусматривается формирование палестинского государства на части территории Западного берега, сектора Газа и Восточного Иерусалима. Существуют различные предложения по созданию Палестинского государства в зависимости от мнения о палестинской государственности, а также различные определения Палестины как территории.
Фактически Палестина по сегодняшний день не обладает реальным суверенитетом. Государственные структуры сформированы только частично (например, нет армии, хотя есть многочисленная полиция и при этом активно действуют всевозможные полувоенные организации). Значительная часть территории Западного берега реки Иордан и Восточный Иерусалим контролируются израильской армией. Сектор Газа и Западный берег реки Иордан представляют собой два анклава, разделённые территорией Израиля, первый контролируется сторонниками ХАМАС, а второй — ФАТХ. Организации находятся в состоянии вооружённого конфликта между собой. В каждом анклаве образовано своё правительство.
Государство Палестина официально признано примерно сотней стран, включая Россию, и входит в состав Лиги Арабских Государств, но не входит в состав ООН, поскольку не признано некоторыми государствами-постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Великобританией и Францией), а также большинством стран Евросоюза и Японией.
Совет Безопасности ООН впервые принял резолюцию, где наравне с Израилем Палестина названа государством.
В документе говорится, что Совет безопасности "утверждает видение региона, в котором два государства, Израиль и Палестина, живут бок о бок, в безопасных и признанных границах", и требует "немедленного прекращения любого насилия, всех видов террора, провокаций, подстрекательств и уничтожения".
Примечательно, что это не только первая с 2000 года резолюция СБ ООН, касающаяся конфликта на Ближнем Востоке, но и первая подобная резолюция, предложенная США.
В 2008 году ВВП Израиля достиг 82,4 млрд. долл., а валовой национальный продукт (ВНП) в перерасчете на душу населения составил 16,2 тыс. долл. Израиль вошел в десятку самых богатых стран мира по размерам душевого дохода.
12 декабря 2007 года Израиль и Палестина согласились провести второй раунд переговоров по поводу статуса территории Восточного Иерусалима и образовании до конца 2008 года независимого государства Палестина.
1,200 руб.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия, Том. 19, - М., 2001.
2. Баракат Х. Современное арабское общество. Прогнозное социальное исследования. Центр учения арабского объединения. Бейрут. Ливан. 1984.
3. Владимир Г. Хроника человечества. - М., 2002.
4. Вадих рашид эль хасани эль надави. Культура исламского оживления. - Бейрут, 1985.
5. Документ ООН А/АС. 183/L 3 от 11 марта 1976 г. «Историческая справка по вопросу о Палестине в Организации Объединенных Наций, 1947-1975 годы»
6. Документ ООН А/РV. 2282 от 13 ноября 1974 г.
7. Жбара Т. Роль исламских движении в палестинской благославной интефада. – Набульс, 2002.
8. Жаботинский З. Еврейское государство. - Тель-Авив, 8-е изд. 1999.
9. История еврейского народа. - Тель-Авив., 1992.
10. Истоки и история проблемы Палестины. Часть 1, 1917-1947. Издание ООН на русском языке. - М., 2005.
11. Колар Ф. Сионизм и антисемитизм. - М. 2001.
12. Краткая еврейская энциклопедия (на русском языке). – М., 1994. Ланда Р.Г. Освободительная борьба народов Палестины. – М., 1996.
13. Ладейкин В.П. Источник опасного кризиса. - М., 2003.
14. Луцкий В.Б. Палестинская проблема. - М. 1996.
15. Мохсин З. Палестинская революция между настоящим и будущим. - Дамаск. 2003.
16. Проблемы мира и социализма. – М., 1972. №5.
1,200 руб.